Ставрополь-на-Волге - Тольятти. Набережные Челны

Аркадий Кузнецов 2
             Ставрополь-на-Волге - Тольятти
                "Жигули", "Жигули",
                До чего ж вы довели...
                (Михаил Танич)
    После Ульяновска Волга, расширенная водохранилищем, делает поворот влево, к так называемой Самарской Луке. большая волжская петля опоясывает Жигулёвские горы с густыми лесами - прекрасный памятник природы. Мы попадаем уже в Самарскую область. У плотины Жигулёвской ГЭС справа - город, возникший в 1950-ые годы вместе с гидроэлектростанцией - Жигулёвск. А слева - Тольятти, бывший Ставрополь-на-Волге, по своим размерам превзошедший некоторые областные центры(население - более 700 тыс. жителей). Необходимо остановиться на гербе известного всей России "Автограда".
    Ставрополь(именно так официально назывался город; добавление "на Волге" стало применяться после появления другого Ставрополя - на Северном Кавказе) моложе Самары и Симбрска. Он был основан в 1737 году при участии В.Н.Татищева, руководившего в то время Оренбургской экспедицией. Над Волгой заложили крепость, гарнизон которой использовался для отражения набегов кочевников и усмирения волнений местных жителей. В новый город переселили некоторое количество крещёных калмыков. Поэтому в 1739 г. он получил название Ставрополь - по-грчески "город креста" (и это первое "греческое"название города Российской империи в век классицизма, подражания древним, и единственное - не на юге, связанном с греками). Сперва Ставрополь был центром земель калмыцкого войска, но в 1780 г. стал уездным городом Симбирской губернии.
    И был учреждён первый городской герб: в верхней части - симбирская колонна, а в нижней - в золотом поле красивый симметричный рисунок крепости с тремя редутами и крестом в центре крепости - "говорящая"деталь. В 1851 году из части Симбирской губернии была образована Самарская. И в верхней части появился герб Самары: коза в лазоревом поле.
    Утратив военную роль, город превратился в весьма незначительный пункт на Волге. С 1924 до 1946 года он даже был преобразован в посёлок! Лишь с 1950 г., в связи со строительством ГЭС, после перенесения из затопленной зоны на более высокое место, Ставрополь-на-Волге стал заметно расти. В 1964 мг. город был переименован в Тольятти - в честь лидера итальянских коммунистов. А с 1966 г. в сотрудничестве с итальянским ФИАТом началось строительство Волжского автомобильного завода. Так и сложился Автоград - город создателей "Жигулей" и других моделей ВАЗа.
    На волне роста самосознания у жителей Тольятти и возрождения интереса к старине был поднят вопрос о городском гербе, на проект которого был объявлен конкурс в 1979 году. В 1982 г. окончательно был принят проект главного художника Тольятти А.Коржа: закруглённый внизу синий щит, вверху - название "Тольятти" и год основания - 1737. О прежнем гербе напоминали треугольные контуры крепости, соединённые вверху с силуэтом ладьи (логотип ВАЗа). В ромбах внутри этого рисунка помещались изображения Жигулёвских гор и плотины ГЭС, шестерёнки вокруг реторты и автомобиля "Жигули"; четвёртый ромб -без рисунка, "что означает дальнейшее развитие города", как объясняла пресса. Также четыре ромба означали четыре района, включая затонувший... Иногда вместо пустого ромба в 1980-ых годах изображали комсомольский значок - ВАЗ был "ударной комсомольской стройкой".
    В первые постсоветские годы были активны сторонники возвращения к историческому гербу города. Но в 1996 г. был принят "компромиссный" вариант. Изображения на голубом щите стали золотыми; была сохранена прежняя эмблема Тольятти, но без рисунков в ромбах и с крестом в нижнем из них. Вверху появился силуэт трёх высоких и двух низких гор, означающий Жигули на противоположном берегу Волги
    Но был принят и "большой" герб. В нём малый утверждённый современный герб занимает две из четырёх частей, а другие части - исторический герб 1780 г. (без верхней части). Вот так герб несёт и историю Ставрополя, и историю автогиганта Тольятти, который, впрочем, давно переживает передел собственности и упадок...
                Набережные Челны
    Ещё один город, ставший известным во второй половине ХХ века центром машиностроения, находится в Татарстане в нижнем течении реки Камы. Его население также велико и сравнимо с соседними Ульяновском, Кировом, Ижевском (более 500 тыс.чел). Это - Набережные Челны.
    В отличие от Тольятти, Набережные Челны как город возник только в советское время, хотя на этом месте, по данным археологов, существовало городское поселение во времена Волжской Булгарии. В 1626 году возникли Выселки Чалнинский починок, а затем поблизости - село Бережные (Береговые, Набережные) Челны. Чаллы - татарское название этой местности, красный (чалый) берег с обилием глины. Русскими крестьянами "Чаллы" было переосмыслено в "Челны" (то ли по пристани, то ли по мысу на реке напоминавшему нос лодки).
    Чудится мне качанье
    Лодочки и волны
    В самом твоём названьи -
    Набережные Челны...
          (Ярослав Смеляков).
    Крупное село стало в 1930 г. городом Набережные Челны. Долгое время городок был центром переработки хлеба, а затем появилось несколько заводов строительных материалов.
    В 1969 году произошло поворотное событие - началось строительство следущего после ВАЗа крупнейшего автомобильного завода - Камского (КАМАЗ). Набережные Челны были объявлены ударной стройкой, в город было привлечено для строительства автогиганта большое количество рабочих и инженеров, а также строительные отряды. В 1977-1981 г.г. КАМАЗ был сдан в строй. Возникли целиком новые жилые районы. (В 1982-1988 г.г. город назывался Брежнев). Грузовики КАМАЗы до сих пор используются по всей России и в ряде других стран, а в самом городе вскоре начались проблемы: неважное благоустройство недавних строителей, преступность, упадок одностороннего производства. Лишь в 2000-ые годы развитие Набережных Челнов стабилизировалось.
    Как же изменялся за это время городской герб?
    Менее чем за полвека сменились пять его вариантов. Вначале, в период строительства автозавода, появилась эмблема Набережных Челнов, подчёркивавшая гигант промышленности. Центральный её знак -ключ с надписью "КАМАЗ", внизу - "индустриальные" зубцы и волны Камы. Ближе к концу 1980-ых годов появился более "геометричный" знак - автомобиль под восходящим солнцем на гребне плотины (в 30 км ниже Челнов) в круге. Круг похож на гербы республик СССР - он образован шестернёй, колосьями и перевит лентами; вверху - серп и молот.  Внешнее поле щита - голубое и красное, цветов флага РСФСР, вверху - три зубца как символ города. По зубцами надпись: "Набережные Челны" (или по-татарски:"Яр Чаллы") с татарским орнаментом по краям.
     В первые постсоветские годы (1994 г.) был предложен новый вариант этой эмблемы с изменённой символикой: поле щита стало зелёным с красным углом с гербом Татарстана (Белый барс). Круг и рисунок в нём остались прежними, исчезли только серп и молот.
     А вот в конце 1990-ых годов уже возник герб в соответствии с принятыми в геральдике нормами и отсылавший "к истокам". Зелёная и красная части щита разделены белой волнистой линией.Гамма отображает флаг Республики Татарстан. В белом круге в зелёном поле - золотой вол(буйвол?) - очевидно, символ грузовиков КАМАЗ (хотя эмблема завода - конь). В красном поле - цветок тюльпана, отмечающий "красный" берег Камы. Прообраз этого герба существовал ещё в 1993 г. на знаке въезда в город.
     Наконец, действующий герб. Он утверждён в 2005 году. В нём использован элемент "говорящего": в голубом поле по белым волнам реки плывёт старинный золотой чёлн под зелёно-красным парусом. Парус по очертаниям похож на цветок тюльпана - традиционный для татарской культуры. Вёсла на паруснике - символ человеческого труда, ускоряющего развитие города, а женская голова - нос корабля - означает домашний очаг. А белый цвет реки тоже может, согласно другой версии названия города, считаться "говорящим": по-древнебулгарски и по-чувашски "Чалма" ("белая река") - Кама.