Окраина. 5. Збарж. Берестечко. Переяславль

Иван Варфоломеев
Сейм  Речи Посполитой к этому моменту  уже выбрал нового  короля – хилого телом и духом Яна Казимира. Выбрал, как  ни  странно, и благодаря «бунтарю-холопу» Богдану Хмельницкому. Вернее благодаря, посланным в Варшаву казацким депутатам. Те  своей напористостью,  отчаянным, дружным ором ввели растерянность  в ряды сторонников кандидата на трон  Вишневецкого, но поддержали Казимира. После монаршьего восседания на трон, Казимир простил казакам их кровавые «невольные прегрешения»,  а их гетмана попросил отвести войско в пределы Украины. Хмельницкий подчинился.  И,  вообще, стал на сторону короля. Пресекал даже «беспричинные», по его понятию, бунты, а тем более – разбои. Реально же жизнь русских не улучшалась. И восстание постепенно набрало прежний размах. Хмельницкому пришлось с этим считаться.

И снова сбор всего войска. Снова оно сошлось с войском шляхтичей. Теперь – под Збаржем.  Поляками командовал Вишневецкий.  Казаки плотно обложили  вражеский лагерь. Узнав об этом, король Казимир, уже со своим войском,  двинулся Вишневецкому на помощь. С лютой ненавистью стороны сшиблись в кровопролитной схватке. Бьются, уже ночь, а перевеса нет ни в одну сторону.  И тут (не с подачи ли повстанцев!) среди шляхтичей понеслись слова: «Король бросил нас!». Сбежал. Минута, другая, и шляхтичи тоже побежали. Тогда Казимир, велев осветить себя факелами, исступлённо закричал: «Вот я, король ваш!...Не оставляйте, благородные шляхтичи, своего государя!». Напрасно. «Благородные» бежали, как огромное стадо,  преследуемое стаей волков. Убежали не все. Многие порубленные и пострелянные остались на залитой кровью местности.  По доброте своей, Хмельницкий позволил благополучно убежать  с живыми и своему «ставленнику» королю Казимиру.

Тот, видимо, в ответ, дал казачеству  некоторые поблажки. Ну, к примеру, увеличил число входящих в реестр казаков. На деле же почти ничего не поменялось. И снова битва. Под Берестечком,  10 июля 1651 года. Пожалуй, самая знаменитая и трагичная для повстанцев-казаков битва.  Она запечатлена в стихах Тараса Шевченко. Стихи же после стали песней, которую до  сих пор трогательно, до мороза по спине, а  то и - до слёз, исполняет  наш  Государственный Кубанский казачий хор:

Край мэстэчка, Бэрэстэчка,
На чётыри мыли,
Тэбэ славни запорижци
Своим трупом крылы.

А далее, как раз, - тот мороз по спине:

А ще тэбэ гай-вороны
Укрылы з пивночи.
Клюють очи козацкие,
А трупа нэ хочуть.
 
Причиной поражения некоторые  источники называют измену крупного отряда татар. Они, привыкшие храбро воевать  при  своём явном численном превосходстве над противником  и при возможности пограбить, понасильничать,  здесь, под Берестечком, не  заприметили  ни того, ни другого. Потому предательски ушли, дорогой в свой Крым. Ещё одна причина, якобы - в полученной Богданом Хмельницким новости. О том, что будто возвращённая в его дом от  Чаплинского жена Гелена изменила ему с войсковым казначеем, да ещё  вместе с ним похитила из кассы войсковые деньги.  Богданов же  сын Тимош,  изобличив  Гелену, казнил её и, раздев  догола, повесил перед въездом в хутор.

Зло рождает зло. Жестокость откликается жестокостью. Позже, при походе в Молдавию, Богдан Хмельницкий, опять-таки, в союзе с крымчаками, отомстил Польше за избиение казаков под Берестечком. Отомстил летом 1652-го, под Батогом. Разгромив войска польского коронного гетмана Мартина Калиновского, он взял в плен около восьми тысяч шляхтичей. Среди них - цвет польской аристократии, рыцарства, включая знаменитых "крылатых гусар". Всех пленников, по приказу Хмельницкого, казаки казнили тут же, на поле брани. В той битве погиб и сам гетман Калиновский.

Порвав таким жестоким образом все отношения с Речью Посполитой, Хмельницкий, вместе со своей старшиной, начал мучительно искать выход из сложившегося положения. Походы, с кровавыми битвами, огромные людские потери, бедствия населения Малороссии начали утомлять и его, и войско. Вместе со своей старшиной, гетман начал мучительно искать выход из сложившегося положения.  В начале августа 1654 года, в Переяславле собралась "козацкая рада".

Сведения о раде  - в так называемом "статейном списке" царских послов из Москвы. В списке значится:  утром 8 января 1654 года гетман провел с казацкой старшиной тайную раду. По её завершении писарь Иван Выговский сообщил послам, что "и полковники де и судьи и ясаулы под государеву высокую руку подклонилися". Затем была собрана общая рада. Гетман Богдан Хмельницкий произнес свою знаменитую речь, в которой заявил, что "нельзя нам жити боле без царя" и предложил выбрать себе государя из четырех перечисленных: султана турецкого, хана крымского, короля польского. Четвертым же был назван "православный Великия Россия государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец, восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молениями  нашими себе просим". Вслед за этим гетман добавил: "тут которого хотите избирайте". Сам же гетман высказался в пользу "царя восточного", особо отметив, что "православный християнский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона единого исповедания…». Свою речь гетман заключил словами: "А будет кто с нами не согласует, теперь куды хочет вольная дорога".

То есть участникам рады, всем малороссам предоставлялось право выбора. В целом же - таким оказался  путь наших южно-славянских, русских братьев: от Червонной Руси, через битвы, победы и поражения к воссоединению со своей истинной матерью-Отчизной – Великой Россией. С Московией, как её ещё называли. Близилось время Петра Великого. Приближалась прогремевшая мировой славой эпоха Российской империи.
25. 01. 2019