Глава - 11

Валентина Колбина
  ***
  Детского сада в селе не было, и у нас возникла проблема: куда пристроить Алёшу, пока мы в школе. Вспоминая то время, иногда думаю, насколько же беспечной бывает молодость. Мы оставляли трёхлетнего ребёнка одного, без няни, без присмотра. Каждые два часа, как только появлялась возможность – «окно» в расписании, кто-то из нас бежал домой проверить маленького домовника. Школа находилась на окраине села – довольно далеко по деревенским меркам. Приходили, проверяли, кормили и – обратно в школу.  Что поделать?  Крутились, как могли.
 
  Однажды нас предупредили, что назавтра намечается заседание педсовета, на котором будут присутствовать представители РОНО. Бедная Анна Никитична! Сколько жалоб на неё было написано, сколько проверок по этим жалобам было проведено! Вот и тот педсовет был очередным испытанием.
  Разбиралась очередное письмо, и представители РОНО начали копаться во всех подробностях. Мне было жалко пожилую директрису, которой приходилось объясняться перед коллективом. Если бы я тогда знал, что мне придётся в будущем вынести. Если бы знал…  Тот педсовет оказался бы мелочью, по сравнению с моими будущими испытаниями.
 
  Но мысли наши были только о доме: скорей бы всё закончилось, ведь ребёнок один. Как он там? Валя первой побежала домой, а я немного задержался: после педсовета решили провести комсомольское собрание.
  …Когда вернулся домой, первое, что увидел – виноватые лица жены и сына да резкий запах духов. Оказывается, наш маленький домовник в отсутствии родителей решил всерьёз заняться хозяйством. Мне не довелось посмотреть на тот «порядок», который царил дома – Валя успела убрать все следы «преступления».
   
  А убирать было что. Во-первых, Алёша разлил всю воду по кастрюлям и кастрюлькам, банкам и баночкам, по всем бокалам и кружкам, которые имелись в доме. Он искрошил две! двухкилограммовые буханки хлеба в большой таз. Как объяснил: «кУечкам» (курочкам). И это при нашем вечном дефиците хлеба. Постарался нарезать колбасу ровными кружочками, рассыпал макароны, попытался открыть банку консервов. Это всё кухонная эпопея. А в зале разложил на полу все книги, открутил объектив фотоаппарата, вылил флакон духов «Красная Москва». Тоже дефицит того времени!   
   
  Но это всё было ерундой по сравнению с тем, что задумал и, к счастью, не смог осуществить маленький хозяин. Он сложил в печь дрова, приготовил лучину, но поджечь всё это не смог: дома не было спичек. К нашему великому счастью! Что могло случиться, если бы они попали под руку Алёше.
 
  Конечно, пришлось поговорить «по-взрослому» с трёхлетним домовником. А через день мы отвели его к соседям. Савины приняли нашего сына как родного. Семья была многодетная. Шесть детей. Старшая Аля работала пионервожатой в школе. Вот она и предложила нам помощь.  А младшая Танюшка была ровесницей нашего сына.
  Так и росли вместе. Правда, соседи жили за логом. Это было настоящим испытанием – ежедневно преодолевать глубокий крутой спуск и подъём с ребёнком на руках. Но что нам оставалось делать. Преодолевали!

 ***
  С соседями жили дружно. Сейчас, вспоминая прошедшие годы, думаю: как изменились людские отношения. Тогда не было злости, открытой ненависти, слепой зависти. Конечно, отношения в коллективе не были безоблачными, но всё было в каких-то рамках приличия.
  Работа в школе мне нравилась. Я с интересом читал книги и журналы по специальности, продумывал планы.  Хотелось дать детям как можно больше, чтобы развить их кругозор. Вёл кружок по физике, со старшеклассниками проводили какие-то опыты, зимой бегали на лыжах. На другом берегу Вятки были пологие склоны, и кататься там было большим удовольствием для всех.   
  В тот год вместе с нами в школу приехало сразу шесть молодых специалистов, так что «помолодевший» педколлектив вёл активную жизнь. По праздникам собирались вместе, проводили вечера в школе или у кого-нибудь из коллег, к юбилеям выпускали весёлые стенгазеты, шутили, пели, танцевали…
 
  Я знал, что весной меня возьмут в армию. Не боялся службы, не искал поводов отлынить, но расстаться с семьёй, опять нарушить созданный нами ритм жизни, на целый год уехать куда-то далеко от семьи, не видеть перед собой самых родных и близких мне людей – вот что мучило меня больше всего.
  Но жизнь есть жизнь.  Пришла весна. Для выпускников в мае досрочно провели экзамен по физике.  Я попрощался с коллегами и соседями. Мы провели вечер, и я отбыл на место службы на Урал. 
 
  На прощальном вечере директор школы Анна Никитична всё время повторяла: «Анатолий Алексеевич, ты служи, я год отработаю, а потом передам тебе школу». Ей так хотелось, чтобы я возглавил коллектив. Не раз мы сидели с ней после занятий, и она советовалась со мной по разным вопросам.  Казалось, она не видит разницы в возрасте, в жизненном опыте. Иногда принимала мои советы к сведению и руководствовалась ими в действии. 
   
  Но… человек предполагает, а Бог располагает.   Я уехал в мае, а в августе того же года в школу приехал новый директор. Бесконечные жалобы, склоки, анонимки, разборки сделали свое дело. Анну Никитичну убрали с должности директора.  Но я никогда не жалел о том, какой поворот в жизни пришлось пережить нам с Валей.


Продолжение:http://proza.ru/2019/01/27/2272