Глава - 9

Валентина Колбина
                Крымская Слудка

   Незаметно пролетели четыре студенческих года.  Я стал дипломированным учителем. Это был 1970-й год. Год юбилейный – столетие со дня рождения Ленина. В то время такие даты очень чтились. Распределение было союзным, но мы, новоиспечённые учителя, разъехались по республике.
  Меня направили в родной район, в село Крым-Слудка – Крымская Слудка, что на самом берегу реки Вятки.  Я по натуре и по призванию – рыбак, рыболов-любитель, поэтому заранее предвкушал не только успехи на педагогическом поприще, но и ночные рыбалки, ушицу у костра, неплохие уловы.
   
  Тогда не думали о том, где и как мы будем жить, какую будем получать зарплату. Знали, раз направлены в школу – будем обеспечены всем необходимым.  Что у нас тогда было?  Пара подушек, одеяло, чемодан с бельём и сын.
  К тому времени Алёше было почти три года.  Как было ехать на новое место жительства, не имея ни стола, ни стула? 

  Мой отец в то время работал председателем сельского совета в Лаке. Летом того года они занимались ремонтом здания сельсовета, и отец предложил нам немного подзаработать. Мы с женой взялись за дело. Я делал наличники, Валя красила. Потом мы их устанавливали, что-то убирали в здании. В результате получили чуть больше ста рублей. Сразу купили шифоньер, стол и пару стульев, почти уложившись в полученную сумму.
   
  Когда впервые поехали посмотреть школу и село, где нам предстояло жить и работать, оба приоделись, чтобы произвести впечатление на директора школы и будущих коллег.
   Поехали на отцовском мотоцикле «Урал». Этот вездеход нас не раз выручал и в снег, и в дождь. Асфальтированных дорог тогда не было – ехали по лесам и полям, старательно объезжая все ямы и колеи. Сюрприз нас ожидал в посёлке Лубяны, когда до Крым-Слудки оставалось километров семь-восемь. Почти в самом центре во всю ширину дороги плескалась огромная лужа. Нет, это была не лужа – целое море. Объехать её не представлялось возможным, а других дорог не было. Редкие пешеходы, балансируя руками, осторожно проходили по самому краю дороги, рискуя сорваться в грязную воду.
 
  Отступать было нельзя, и я решил с ходу, на скорости проскочить препятствие. Но по закону подлости засел не где-нибудь, а на самой глубине, в центре лужи.  Вот это да! Валя в своих новых брючках и новой кофточке, стоя чуть не по колено в воде, прилагала все свои усилия. Но как мы ни дёргали, как ни толкали мотоцикл, всё было безуспешно.
  А тут ещё народ собрался. Как же, посмотреть на чужую беду всегда охотников много. Я разозлился и крикнул: «Давай, толкай!»  Валя навалилась, что было сил, мотоцикл рванул и выехал. А жена моя во всём своём наряде плашмя легла в лужу. 
   Что делать? Подъехали на берег пруда, помылись, всё состирнули. Выехали за посёлок в поле и там, развесив своё бельишко на мотоцикл, часа два ждали, пока всё высохнет.
   
  Приняли нас хорошо. Была предоставлена большая квартира, часами тоже не обидели. Валя к тому времени окончила третий курс, что приравнивалось к незаконченному высшему образованию, и стала работать по специальности.
  Первое, что мы сделали, когда в середине августа въехали со своими вещами в квартиру – убрали содержимое подполья. Там была огромная груда бутылок.  Это «наследство» нам оставили предыдущие жильцы. К слову сказать, до нас жили девушки. Груду мусора: консервные банки, изорванные тетради и прочее – мы вывезли на свалку, строительный мусор закопали во дворе. Порядок был наведен в кратчайшие сроки, чем мы удивили всех соседей и директора школы – Анну Никитичну Афонину.
 
  Резкая, немного грубоватая женщина, бывшая фронтовичка, она много лет возглавляла коллектив школы. Работалось ей нелегко, потому что некоторые учителя создавали какие-то «группы сопротивления», писали жалобы, открыто ругались, показывая своё недовольство. Но молодёжь, а нас было немало, жила своей жизнью. Собирались после уроков со школьниками, вели кружки и секции, проводили вечера, ходили в походы. Часто к нам домой приходили мальчишки-старшеклассники, с которыми мы что-то мастерили, о чём-то беседовали.
   
  Молодых учителей загрузили всем, чем могли. Помимо кружков и секций мы вели родительский лекторий, ходили с беседами на фермы и в гараж, еженедельно посещали учеников на дому, занимались с отстающими. Мне в обязанность вменили работу в консультпункте – вечерней школе.
  В колхозе было много молодых людей в возрасте до тридцати лет, которые не имели среднего образования. Их приходилось насильно обучать. Да, было такое.   
  Дважды в неделю вечером после работы молодые парни и девушки приходили в школу, где им давали уроки по основным предметам. Мне, как заведующему консультпунктом, раз в неделю приходилось ездить в соседние деревни, чтобы там заниматься с молодёжью. Запрягали лошадку и – вперёд, невзирая на стужу, слякоть, ветер, дождь. К работе старался относиться ответственно, поэтому чувствовал, что молодёжь принимает меня хорошо. Сложились доверительные отношения с коллегами, а главное, с детьми и их родителями.
    
  С первого дня работы в школе никогда не было проблемы с дисциплиной. Хотя крым-слудские школьники были ещё те – сорванцы и непоседы. Запомнился случай, который приключился в самом начале учебного года. 
  Валя пришла с урока в слезах.Оказывается, шестиклассники на уроке что-то натворили, она попыталась в перемену всё выяснить, но, к сожалению, только усугубила ситуацию.  Мальчишки, которые нарушили дисциплину, чувствуя свою безнаказанность, решили подшутить над молодой учительницей, и она горько расплакалась. Как потом объяснила – от обиды, что весь сыр-бор разгорелся из-за какой-то мелочи. 
  Следующим уроком в этом классе была физика. Первое, что я сделал – выставил у доски троих пацанов, которые были инициаторами конфликта. И по глупости своей заставил их приседать. Так мне казалось, я «отомщу» за слёзы своей жены. Мальчишки приняли всё, как должное, поприседали, помахали руками и сели за парты. А дома начинающей учительнице сказал, чтобы в школе слёз её больше не видел.
  Что интересно, Валя всегда находила общий язык со школьниками. После той истории и позднее проблем с дисциплиной у неё никогда не было.
   
  Крым-слудские школьники были очень бойкими, особенно на язык. Каждый учитель налаживал дисциплину и порядок на уроках своими, годами опробованными, методами. Завуч Евдокия Ивановна, которая вела географию, завораживала учеников своей фантазией и тем, что имела особый подход к отстающим ученикам. Двойки не ставила. Директора школы Анну Никитичну, с её громким голосом, габаритной фигурой и пышной причёской ученики немного побаивались. Как тут не быть дисциплине.  Вера Михайловна, языковед, «душила» школьников письменными работами, математики – тоже. Так что каждый учитель искал свои подходы. Свои ключики к детским сердцам.   



Продолжение:http://proza.ru/2019/01/27/2250