История Тамани часть 8

Николай Мринский
Раскоп древней Тьмутаракани, а древнейшее греческое городище Гермонасса лежит ещё глубже.

Только здесь сверчки поют так звонко,
Нарушая тишину вокруг,
Только здесь я чувствую так тонко
Нашей жизни бесконечный круг.
Татьяна Кун (Терещенко) - станица Каневская.

Таманский остров наравне с другими частями империи был обложен податями, причём жители острова несли повинности натурой, поставляя боевые суда и морское снаряжение. О церковной организации на Тамани первых веков христианства в источниках практически ничего не отмечено. Однако, известна с 20-х гг. IV в., самая древняя епархия региона - Боспорская, на крымском берегу Керченского пролива. Вполне вероятно, что она распространяла свою власть и на Таманский берег. К VI в. относится единичное упоминание епископской кафедры в соседней с Гермонассой Фанагории: среди подписей участников собора 518 г. в Константинополе есть подпись и Фанагорийского епископа Иоанна. В 519 г. в столице Великой Булгарии - Фанагории существовала епископская кафедра, которая, возможно, в это время была центром епархии, и в неё могла входить Гермонасса. Найденные остатки части рельефа с изображением ангела и капитель мраморной ранневизантийской колонны позволяют предположить существование в Гермонассе христианской базилики в V в. В Тамани найдена надпись, свидетельство о сооружении какого-то здания при участии чиновника византийской империи Юстиниана (1). Таманские города принимают активное участие в жизни Хазарии и Византии. В VII веке в Фанагории живёт свергнутый с престола император Юстиниан II. Хазарский каган выдал за него замуж свою сестру, названную при крещении Феодорой. Крупным городом Хазарского каганата на Таманском п-ове становится Таматарха - бывшая Гермонесса. С V по VIII вв. крестились многие северокавказские народности.

Хазары проявляли большую веротерпимость, о чём свидетельствовали многие современники. Вероятно, поэтому попытки объявить одну из религий государственной не встречали сопротивления в обществе. Так произошло, когда на рубеже VIII-IX вв. каган Обадия сместил прежнюю тюркскую династию и объявил иудаизм гос. религией. В этот же период Византия и Хазария ведут борьбу с агрессивными арабами-мусульманами. При раскопках таманских городищ найдено огромное количество надгробий с иудейской символикой. Это говорит о широком распространении иудаизма на таманское население. Однако, христианство ещё не сдавало своих позиций. В конце VI века гунны, утригуры и кутригуры вступают в затяжную войну с аварами. Её итогом становится вхождение в 576 г. кубанских степей в Западно-Тюркский каганат. После его распада в 630 г., булгары перестали быть зависимы от аваров и создали Великую Булгарию во главе с ханом Кубратом. Держава просуществовала чуть более 20 лет и распалась со смертью её создателя. Его наследники предпочли кочевать отдельно друг от друга. Часть их позднее ушла за Дунай, другая часть – на Волгу, положив начало Волжской Болгарии, а те, что остались - «чёрные болгары», подпали под власть Хазарского каганата, который к середине VII в. образовался на Северном Кавказе. В его составе также оказался Крым, земли Северного Причерноморья и Таманский п-ов. После гибели Боспорского государства правобережье Кубани надолго становится безлюдным. Потомки меотов - касоги предпочитали жить в предгорной и горной части левобережной Кубани.

По правому степному берегу, сменяя друг друга, кочуют со своими стадами и табунами хазары, авары, аланы. Хазары овладели Боспором в 575 г., а уже в 580 г. его взяли турки, но утвердиться не смогли из-за междоусобиц в своей державе. Хазары по-прежнему оставались фактическими хозяевами Боспора. Они назначили своих тудунов в Фанагорию и другие города и этим ограничились, показав достойную удивления терпимость. Не являясь религиозными фанатиками, хазары допускали свободную проповедь христианства. В этой связи точно неизвестно, когда готская епархия превратилась в митрополию с епископской от себя кафедрой в Таматархе (Тамань). Интересное предположение о возникновении епархии в Гермонассе-Таматархе высказал В.Г. Васильевский. Когда в 548 г. готы-тетракситы просили императора Юстиниана о направлении к ним епископа, они имели в виду именно Таматарху, так как Фанагория в это время, как пишет Прокопий, была разрушена. Итак, по мнению Васильевского, началом Таматархской епархии мог стать перенос епархиального центра из пострадавшей Фанагории в середине VI в. Однако в начале VII в. среди кафедр Сев. Причерноморья не встречается ни Фаногорийской, ни Таматархской. Обозначены только три епархии: Херсонская, Боспорская и Никопская (2). Древняя православная епархия Константинопольского Патриархата на Таманском п-ове с центром в г. Таматарха известна с конца VIII в. до конца XIV в. Со второй половины IX в. – на территорию мощного Хазарского каганата хлынули восточные соседи – печенеги.

Это часть племенного объединения тюрков - огузов, которых летописи называют «торки». «Их набег - удар молнии. Они опустошают чужую страну, а своей не имеют». Из верховий рек Кубани и Терека начали совершать набеги аланы. Хазары - один из загадочных народов юга России. Они исчезли (в IX в.) во тьме веков также бесследно и таинственно, как и появились, оставив историкам широкий простор для исследований и дискуссий. В середине IХ в. для благовествования Евангелия, императором Византии Михаилом III были посланы святые первоучителя славянские Кирилл и Мефодий. Трепетно сознавать, что основоположники славянской письменности прошли по земле Таманского п-ова, оставляя после себя величайшее учение Евангелия у многих чужеземцев, уверовавших в Иисуса Христа. Бого-вдохновлённые новоначальники, провозвестники утверждения величия Божия подготовили благодатную почву для движения народов к христианской вере. С севера появились новые завоеватели - русы. Они всё чаще тревожили своими набегами Византию, проходя к ней путями через Киммерийский Боспор. В конечном итоге его берега оказались в руках Руси, сначала левый, а затем и правый. Славяне основали в Приазовье феодальное княжество с центром в Тмутаракани (Тамань). И всё же точная дата образования Тмутараканского княжества не установлена. Исследователи Киммерии сообщают: в хазарском документе, хранящемся в Кембридже (США), имеется известие о взятии князем Хальгу г. Самборен (та же Таматарха, будущая Тмутаракань) (3). Ряд учёных считают, что речь идёт о киевском князе Олеге.

Так вот около 940 г. император Роман I, узурпировавший власть у юного Константина VII, натравил русов на хазар. Русы во главе с Хальгу (так хазары называли князя Олега?) напали на хазарскую Таматарху и разорили город-порт. В отместку хазарский полководец Песах пошёл с карательным походом против городов и селений Керченского п-ова и даже осадил Херсон. Город взять не удалось, но в полевом сражении Песах одержал верх и заставил Хальгу пойти войной на Константинополь. По мнению целого ряда историков, это и был поход, предпринятый в 941 г. киевским князем Игорем. Купцы из Херсона регулярно посещали Киев и другие древнерусские города. Но судя по всему, торговля была лишь прикрытием для их основной деятельности - шпионажа. Византийские воинские наставления X века предписывали непрерывно вести все виды разведки на территории Руси, дабы упредить возможное нападение. В 965-966 гг., приемник Олега, киевский князь Святослав Игоревич разбил хазар на реке Оке и двинулся в их владения на Северном Кавказе. Известна протяжённость Хазарского похода Святослава - около 6 тыс. км. На его осуществление понадобилось почти три года с зимовками на Волге и Сев. Кавказе. Покорив ясов и касогов, дружины Святослава разгромили Хазарский каганат. В 968 г. он навсегда исчез с политической карты Европы, а в составе Киевской Руси появилось княжество. Его столицей стала хазаро-византийская Таматарха, зазвучавшая по-русски как Тмутаракань, населённая хазарами, адыгами, осетинами и другими народами.

Учёные теперь точно знают, что самый таинственный город Древней Руси - Тмутаракань (Матарха) стоял на месте современной ст-цы Тамань на Таманском п-ове. Русское название города сформировалось благодаря фонетической трансформации старинного греческого названия. Тмутаракань как русский город-крепость возникла около 965 г. на месте древнего поселения. После походов Святослава Игоревича на Хазарию и её разгрома, русские хозяйничали в южных степях. Тогда же появилась возможность основать здесь и русскую факторию. Прежде на Тамани обитали различные народы: северные иранцы – касоги и ясы, тюрки - хазары, германцы - готы. Название города, как считают лингвисты, было взято из тюркских языков. В первый раз это название упоминается в «Повести временных лет под 988 г., когда Владимир Святославич образовал там княжество и посадил в нём на правление своего сына Мстислава. Матерью Мстислава, по мнению большинства исследователей, была Рогнеда, следовательно, Мстислав приходился родным братом Ярославу Мудрому. Однако не совсем ясно, был он младше его или старше. Впервые Мстислав упомянут в «Повести временных лет» в перечне детей Владимира и Рогнеды в 980 г., и его имя стоит перед Ярославом. Позже из контекста вытекает, что вроде бы старше Ярослав. Дабы отвлечь от Византии Святослава Храброго император-полководец Никифор Фока решил втянуть его в войну с Болгарией на Дунае. Князь начал войну в 968 г., но затем всё равно повернул оружие против Византии. После упорной борьбы новый император Иоанн Цимисхий одержал верх.

Продолжение следует в части  9              http://www.proza.ru/2018/12/01/1247