Глава - 2

Валентина Колбина
   ***

    Мой отец, Колбин Алексей Иванович, вернувшись с войны, не застал в живых свою первую жену Наталью. Лихолетье военного времени не щадило никого: солдаты гибли на фронте и в лазаретах от вражеских пуль и снарядов, тыловики – от голода и непосильного труда. В тридцать с небольшим лет отец остался вдовцом с тремя детьми на руках. Самому маленькому – сыну Юре, едва год минул. Он появился на свет после того, как отец по ранению приезжал домой на побывку.  Старшей Люсе – десять, Вале – семь.
      Мне отец рассказывал, что ему приходилось думать долгими вечерами в окружении полуголодных детей. Надо было строить мирную жизнь, разрабатывать заброшенные поля, восстанавливать фермы, разводить скот и жить…  жить дальше, растить своих детей, поднимать их на ноги. 
  Женщин в деревне было достаточно. Это были местные молодые женщины, вдовы, бездетные и с детьми на руках, были эвакуированные. За годы войны подросли молодые девчонки.  То есть, выбор был. Но кому нужен был вдовец с тремя детьми?

  ***
   Мама, Александра Степановна, проводила на фронт своего мужа Константина в первые же дни войны, а вскоре получила похоронку. Плакать не было ни сил, ни времени. Рядом были такие же, как она, солдатки и вдовы. Работали все с раннего утра до позднего вечера, а на домашнее хозяйство, на своих детей оставалась ночь. Все силы и здоровье выматывали работы в лесу. Как приходилось пилить и кряжевать лесины, волоком вытаскивать их из чащобы на дорогу, грузить на телеги, а зимой на сани, мать не любила рассказывать.
      
  Однажды её будто прорвало, и она весь вечер сидела, вспоминала то время. К моему удивлению, слёз не было. Видимо, всё уже перегорело. Отплакало сердце. Как-то бесстрастно, немного отчуждённо мать рассказывала, что самыми страшными были зимние месяцы, когда, несмотря на лютые холода, всё женское население деревни в полутьме раннего утра отправлялось в лес. Шли пешком, кто-то ехал на подводах, которые еле тащили полуголодные лошадёнки. В лесу, утопая по пояс в снегу, валили деревья, со слезами рубили ветки, выбиваясь из последних сил, вытаскивали брёвна к дороге.  А дома у многих были малолетние дети.   Голодные дети.  Эх, война, война….
 
   Сошлись родители вскоре после окончания войны, и холодной январской ночью сорок восьмого года на свет появился я.  Сколько помню свою мать, она всегда была маленькой, худощавой, похожей на девчонку.
  Военные годы: работа на износ, полуголодная жизнь, забота о детях - сделали свое дело. Мать сильно заболела, и ее увезли на операцию в Казань. Там работала врачом наша дальняя родственница, которая поспособствовала, чтобы операцию не откладывали. К счастью, операция прошла удачно, оставили часть желудка, и мать до последних дней жизни соблюдала строгую диету, ограничивая себя в еде. После операции она прожила 32 года, но болезнь вцепилась крепко. В последний год жизни желудок не давал покоя ни днём, ни ночью. Умерла мама в возрасте шестидесяти шести лет. Светлая ей память. 
 
   Когда мать увезли в Казань, мне не исполнилось и года. Сестра Зоя рассказывала, как они водились со мной. Четырнадцатилетняя Зина работала на ферме, а ей доставались домашние заботы – всё хозяйство: корова, всякая мелкая живность, уборка, стирка, обеды и я.  Когда мне исполнилось четыре года, мама родила сына Володю. Так и жили большой семьёй.
  Первой вышла замуж и отделилась старшая Зина. Её муж Павел был хорошим человеком: любящим мужем, заботливым отцом, рачительным хозяином. Жили в достатке, потому что работали и умели экономить. Только здоровье у сестры было подорвано смолоду. Гипертония не давала жить в полную силу. Да и смерть старшей дочери подточила здоровье. Галина сгорела в 35 лет, так и не оправившись от смерти любимого мужа, погибшего трагически и нелепо.  Остались два внука, которые и воспитывались большей частью у бабушки с дедом. Умерла Зина в 68 лет. Вечная ей память. А Павел скончался недавно в возрасте далеко за восемьдесят.
   
   Вскоре после Зины вышла замуж Зоя. Но счастья брак с Анатолием ей не принёс. Всю жизнь она слышала от него упрёки, оскорбления, доходило и до рукоприкладства. Но сестра всё терпела ради детей. Так и прожила жизнь с человеком, которого когда-то очень любила и по молодости прощала ему все измены и обиды. А потом, когда дети подросли и создали свои семьи, она жила ради них. Держала большое хозяйство, чтобы помочь материально и не заботилась о себе, о своём здоровье. Теперь и её нет в живых.   
 
   Коль речь зашла о таких трагических моментах, добавлю, что младший брат Володя скончался скоропостижно после инсульта, не дожив до пенсионного возраста.
  Все они покоятся на деревенском кладбище рядом с родителями. 
Но это всё в настоящем времени. А тогда… Какие заботы мы знали? Детство, детство… Небогатое, но счастливое. Рядом родители, брат и сёстры, многочисленные родственники, один за другим подрастали племянники. Чего ещё надо?


На фото: родители, я с младшим братом, племянницы.

  Продолжение: http://proza.ru/2019/01/27/2110