Калининградское ВАТУ. ЗОМП и Конфликтная Ситуация

Николай Валентинов
Главный учебник в военном училище (по любому предмету) - конспект. Общая тетрадь 96 листов. Надпись на обложке тетради крупными буквами: "ЗОМП". Абревиатура от названия предмета - "Защита от оружия массового поражения". Если еще точнее, то "Оружие массового поражения. Защита войск и объектов". Предмет не из основных и, по нашему мнению, не очень то нужных. Мы авиационные техники, а не химики. Заставляют учить науку наравне с остальными. Учим, деваться некуда. Основной принцип обучения: "не знаешь – научим, не хочешь – заставим".

Зоман, Зарин и V-газы. Фосген и дифосген. Устройство противогаза. Напалмы, термиты, пирогейли… Общевойсковой защитный комплект, ОЗК – несколько килограммов качественной, как и все армейское, резины. Поражающие факторы ядерного взрыва и защита от них. Штаммы всякой гадости и вирусы бактериологического оружия. Ой как много всякого оружия придумало человечество, что бы уничтожать себе подобных. Причем уничтожать не поштучно, а сразу кучей. И чем больше – тем лучше. СССР – мирная страна и за мир во всем мире, но защищаться нужно уметь. Не даром в каждой аудитории висят мудрые изречения вождя всего мирового пролетариата В.И.Ленина. И чаще других: "Всякая революция лишь тогда чего нибудь стоит, если она умеет защищаться!". Умный мужик был…

Преподаватель ЗОМП имеет подпольную кличку "Конфликтная Ситуация". Объясняет свою позицию:
- Двоек я стараюсь не ставить. Если же возникает ситуация, что курсант предмет не выучил, или со мной в конфликт вступает, я ставлю в журнале вот такой значок (рисует на доске мелом закорючку, чем то напоминающую букву "С", только в обратную сторону). Этот значок называется "конфликтная ситуация". На следующем уроке я открываю журнал и сразу вижу, кто у меня в должниках числится. Если курсант снова не знает предмет, я пририсовываю снизу волнистую черточку – "двойка". Если что то может сказать, то закорючка вот такая – получается "тройка". А может и на "четверку" – вертикальная черточка справа и соединить "полочкой". Если постарается и мне понравится (два быстрых штриха) – "пятерка"!

Дядечка среднего роста, очень полный. Щеки тугие и на фоне поджарых курсантов смахивает на колобок из сказки.
- Я служил на полигоне. Испытывали на собачках и овечках действие боеприпасов с химическим оружием. Хватанул там отравы… Выжил с трудом. Но что то там, в организме, повредилось и теперь имею такой округлый вид. По состоянию здоровья пришлось перейти на преподавательскую работу.

Вообще то мужик он нормальный. Грамотный. Рассказывает по делу и интересно. С шутками и прибаутками, но запоминается. Противогазы одеваются по нормативу, и ОЗК не кажутся такими уж сложными, в лямках не путаемся. Конфликтные ситуации возникают редко…

Сегодня практическое занятие. Называется "Газовая камера". Проверка противогазов.  Неподалеку от КПП, на травке, раскинута большая палатка. Разъясняют, что в палатку пущен газ. Если противогаз неисправен, или не по размеру… Насмерть не отравишься, но неприятных ощущений получишь "по полной". Хлорпекрин. К какой группе относится? Правильно: учебно-полицейские газы раздражающего действия. Раздражает слизистые? Вообще молодец!

В палатку заходим по отделениям. Минут пять пробыли, значит личный состав подготовлен и противогазы исправны. Если у кого то (самый хитрый?) вырваны клапана для облегчения марш-бросков и кроссов в противогазах – выползает на четвереньках в слезах и соплях. Да еще и двойку пересдавать придется. Да еще и от командования пару-тройку нарядов вне очереди.

У нас все в исправности и по размеру. Предупреждены и научены. Команда "Газы". Секундомер можно даже не включать, не первый день на службе. Осторожно входим в палатку. Каких то изменений я не замечаю. Воздух так же прозрачен, как и снаружи. Дышится так же легко и свободно (насколько применимо это к противогазу). В углу лежит какая то железная зеленая шайба, похожая на противотанковую мину. Наверное это на газ и источает. Через пару минут закрадывается сомнение. Может обманывают нас? Никто из наших из палатки на волю вырваться не спешит. Из предыдущих взводов тоже никто не выбегал, пока мы своей очереди ждали.  Разводят как молодых? Надо проверить. Осторожно оттягиваю край маски. Нет – что то действительно есть. Слегка першит в горле и пощипывает глаза. Но только чуть-чуть. Примерно как дымом от костра. Или в лесной, по-черному отапливаемой избушке, пока не прогрелась и дым "до пола". Осторожно снимаю противогаз. Прищуриваю глаза, дышу мелко. Терпимо. Пожалуй дым от костра больше неудобства причиняет.

Отбыв положенное время выходим из "зоны поражения". Объявляю преподавателю,  что это обман и надувательство. Не честно! Он виновато разводит руками, оправдывается: наш класс идет в числе последних, газ в палатке "выдохся", концентрация низкая…

"Газовая камера" и проверка противогазов – процедура ежегодная. Точнее ежелетняя. Минуло два семестра. Осень, зима, весна и снова теплое прибалтийское лето. Снова на травке раскинута палатка. Толпятся около нее взвода и отделения. Вот и очередь нашего класа. Заходим внутрь. Снова чистый и прозрачный воздух внутри палатки. Опять обманывают? Отгибаю край маски… Ой-е-й. Ощущение такое, что по моей щеке пробежала толпа каких то мелких зверьков с острейшими когтями и всей толпой вцепились мне в глаза и горло! Хорошо, что всю маску снял, а только чуть-чуть приоткрыл доступ. Но и этого хватило. Ручьем хлынули слезы-сопли-слюни. Теперь понимаю, почему демонстранты в капиталистических странах так быстро разбегаются от дымовых шашек и гранат.
Положенное время в "газовой камере" выдержал. "Конфликтная ситуация" подсмеивается над моим видом:
- Ну что, экспериментатор, без обмана? На слово не веришь?
- Теперь верю. Без обмана…

Слезятся глаза еще пару-тройку дней. И "хэбэшки" (обмундирование)  несколько дней издают горьковатый запах. Преподаватели на занятиях морщатся:
- Чем это у вас пахнет?
- В газовой камере были.
-А, понятно…