Дневник сумасшедшего 396

Владимир Светашев
10019

англ. – 1, лат. – 1, Ш. – 1, математ. – 1, К – 2, ст – 0.5, п. – 1.
Пересмотрел свое отношение к занятиям математикой и решил все же углубиться в тщательный разбор предмета, с записями в тетрадку и т.д. Цель – освоить метод дифференциального и интегрального вычисления. Предварительное время – 500 часов.
Весь день занимался за исключением прогулки на обед и игры ЧКГ. На следующей неделе – не пойду. Обстановка, которая первоначально привлекала меня своей новизной, постепенно становится мне безразлична. Я уже почти не вижу там энергичных, умных, увлекательных людей. Вместо этого – одни сухие, глупые лица, холодные, равнодушные и пошленько хихикающие. Есть правда и красивые и умные и живые, но почему-то они не вызывают во мне никаких положительных эмоций. По дороге домой я думаю о том, что мое самочувствие до игры, когда я на нее шел – было значительно лучше. По дороге «туда» меня переполняли глубокие мысли, я вспоминал и обдумывал положения Канта, рассуждал о человеке, как инструменте преобразования мира и мире, как инструменте преобразования человека. Думал о том, что поскольку человек смертен, а мир бесконечен, то последнее положение в сущности – пустяк.
По дороге «обратно» я блуждал рассеянным взглядом по лицам прохожих, думая, почему никому не интересны вопросы, занимающие столько места в моем сознании?

9.04 (2ч)
(B 2)Мы обладаем определенными априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них
Речь идет о признаке, с помощью которого мы можем отличить чистое знание от эмпирического. Хотя из опыта мы узнаем, что объект обладает теми или иными свойствами, но не узнаем, что объект не может быть иным. Если есть положение, которое мыслится с его необходимостью, то это априорное суждение; если оно выведено из таких, которые сами необходимы, то оно чистое априорное суждение. Опыт не дает суждениям истинной всеобщности, а лишь относительную, основанную на индукции.
(B 4)Если какое либо суждение мыслится как строго всеобщее – оно чистое априорное суждение.
(B 5)Из области наук к чистым априорным суждениям будут относиться все положения математики; для обыденного рассудка подойдет утверждение, что всякое изменение должно иметь причину, здесь само понятие причины содержит понятие необходимости связи с действием и строгой всеобщности правила. Также и в понятиях обнаруживается априорное происхождение некоторых из них. Если постепенно отбрасывать от эмпирического понятия тела все, что в нем есть эмпирического, то все же остается пространство, которое это тело занимало и которое нельзя отбросить. (B 6) Также нельзя отнять от объекта все свойства не оставив ему то, с помощью которого он мыслится как субстанция. Следовательно, понятия субстанции и пространства a priori пребывают в познавательной способности



Комментарий. Прежде чем писать комментарий посмотрел, что сказано по этому параграфу у Калинина. Не трудно догадаться, что Калинин тоже подметил, как положение: «всякое изменение имеет свою причину» из априорного, внезапно стало чистым априорным. Однако вряд ли Кант допустил бы такую существенную ошибку отделив сперва данное положение от чистого априорно и затем сославшись на него как именно на чистое. Видимо, под чистым a priori он имел в виду само понятие причины, также как и в математике понятия точки, линии, плоскости и т.д. Эх… все таки придется учить немецкий, или же лучше воспользоваться латинским переводом Borna и заодно подучить латынь.
Чтобы не упрощать себе задачу и избежать повторения чужих заблуждений (кто бы ни пошел дорогой «Критики…» в конце концов, придет в место, отличающееся от того, где оказался сам Кант), я решил оградить себя от пользования дополнительными источниками без необходимости и продолжить разбор «Критики…» самостоятельно.
https://www.youtube.com/watch?v=lNJ9aEj5vg8&featu..

В начало: http://www.proza.ru/2017/09/08/1154
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/01/28/1910