Творчество Яна Вермеера-чудо живописи, продолж. 5

Койфман Валерий
«Астроном» (1668, Лувр, собрание Ротшильда, Париж);
«Географ» (1669, Штеделевский институт, Франкфурт).
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
ТВОРЧЕСТВО ЯНА ВЕРМЕЕРА ДЕЛФТСКОГО - ЧУДО ЖИВОПИСИ (продолжение 5)
Среди художественного наследия Вермеера две «мужские» картины-близнецы.
Это «Астроном» и «Географ».
Прежде всего, в них бросаются руки изображенных персонажей.
Об этом писал Пабло Пикассо: «По их рукам узнаешь руку мастера».
«Астроном» и «Географ», скорее всего, были созданы по заказу хорошего знакомого Вермеера, делфтского ученого-естествоиспытателя Антониса ван Левенгука (1632-1723), который прославился тем, что первым дал подробное описание красных кровяных телец, открыл несколько видов бактерий и усовершенствовал микроскоп. Предполагают, что именно этот человек помогал Вермееру в изготовлении камеры-обскуры.
«Астроном» и «Географ» представляют весьма популярный в нидерландской живописи мотив ученого за работой.
В работе над «Астрономом» Вермеер явно использовал исполненный Рембрандтом в 1665 году офорт под названием «Фауст» - в частности, полумрак, рассеивающийся яркими лучами света, был позаимствован делфтским мастером именно оттуда.
Картина «Астроном» принадлежит к лучшим образцам зрелого мастерства Вермеера. В этой картине художник воссоздает, светлую, задумчиво-созерцательную атмосферу научного поиска, царящую в скромном рабочем кабинете, озаренном бархатистым дневным светом. Этот рассеянный ясный свет скользящими бликами падает на приборы и книги, тонет в складках одежды, тонкой пеленой разливается по стене.
Астроном, сверяясь с книгой (видимо, астрономическим каталогом), разглядывая звездный глобус, определяет соотношение созвездий или условия их видимости.
Глобус поражает точностью исполнения, в нем без труда можно узнать тот самый прибор, который в 1597 году придумал и сконструировал Йодокус Хондиус.
Показательно, что за спиной астронома висит на стене картина, изображающая, по мнению некоторых исследователей, библейского пророка Моисея, по легенде, осудившего астрологов. Новая астрономия XVII века, шагнувшая вперед благодаря изобретению телескопа, таким образом, противопоставляется Вермеером старым представлениям о мире.
На картине «Географ» мы видим ученого, склонившегося над столом, покрытым так же, как и на предыдущей картине, тяжелой тканью, фактура которой передана с большим мастерством. Окно, по традиции, расположено слева, у стены – шкаф, на нем – книги и точно такой же глобус, который был у «Астронома», но он уже на шкафу.
Сопоставление этих картин, написанных в один и тот же период, раскрывает главную идею каждой из них по отдельности и обеих в совокупности:
изучение космоса лежит в сфере сознания человека, в то время как изучение  географии – в области человеческого бытия.
Продолжение следует.