Перед Тайфуном

Ирия Гай Вторая
К вопросу: "Знал или не знал" ГШ КА о готовящемся наступлении в начале октября 1941 г.

В 24:00 26 сентября 1941 г. в штаб Резервного фронта по телеграфу  отправляется очередная разведсводка из штаба 24 А. "Вывод: противник снимает части с Ельнинского направления в сторону Починок-Рославль. Этим самым стремится создать превосходство в силах, по-видимому, в готовности к наступлению в ближайшие дни в направлении Рославль".

На обратной стороне телеграфного бланка - полученный из штаба фронта ответ на нее:
- "В каком направлении будет наступать по вашему замыслу с Рославля ?????.
- Тов. Макаров, Вам что не понятно что значит HШЖ в направлениях Рославль или вы хотите уточнить просто смотрите дальше на карте несколько пунктов на ВОСТОК если хочите точно разгадать мысль противника понятно? Ещё вопросы есть?
- Научитесь правильно оценивать направления  и отвечайте точно на заданный вопрос. и последнее дайте вывод оценки противника перед вашим фронтом? а не ссылайтесь на то что сводка подписана Дача 98. 
- Представляй её кому следует.  Всё.
- Если ещё раз будете давать нам указания то будете взысканы. Доносите Вышестоящему штабу - чётко ясно что Вас спрашивают".(стиль и орфография документа –Е.М.)

27 сентября в 00.30 дивизионный комиссар К. А. Абрамов телеграфирует командованию фронта: "Захваченный в плен соседом справа лётчик показал, что германское командование с 1 октября начинает наступление на Москву с целью овладеть Москвой до начала зимы и для этого на фронте Смоленск - Рославль сосредотачивается несколько десятков пехотных дивизий и до тысячи танков. Операцией руководит главком сухопутных войск Кейтель и Геринг. Требуется уточнение". Ответ Абрамову был дан майором Сосницким: "Эти данные у нас уже имеются, принимаем меры к уточнению, после чего информируем вас. Всё".

Маршал И. С. Конев, "Записки командующего фронта": "К 23 сентября 1941 года в штабе фронта на основании данных разведки сложилось твёрдое мнение, что противник готовится к наступлению и создаёт для этого крупную группировку войск перед Западными и Резервными фронтами".

25 сентября послано донесение на имя И. В. Сталина о перегруппировке авиации противника. 26 сентября - донесение И.В.Сталину и Б.М.Шапошникову о подготовке противника к наступлению. В нем указывается в частности о создании крупной группировки против Резервного фронта в районе Рославля, на Спас-Деменском направлении. Сообщается также о показаниях пленного лётчика, о начале наступления 1 октября. В тот же день был отдан приказ войскам Западного фронта «о подготовке к отражению войск противника».

27 сентября Ставка специальной директивой предупреждает командующих фронтов о возможности наступления в ближайшие дни крупных сил противника на Московском направлении. Предписывалось прекратить все частные наступательные операции, «кроме необходимых для улучшения позиций», и перейти к обороне.

Разведсводка за 29.09.41 г. (50А) - отмечается в течение 24-29 сентября интенсивное движение вражеских автоколонн по дороге Мглин - Рославль. Делается заключение, что противник подтягивает резервы в район Рославля. "Авиаразведкой установлено сосредоточение до 12 пехотных полков. Все эти войска сосредоточены для наступления на Москву". Полученные от пленных показания о готовящемся наступлении принимаются за дезинформацию, донесения с их информацией отправляются по инстанции только после начала немецкого наступления по фронту.

По оперативным документам трех армий (24,43,50) и их разведсводкам прослеживается, что армейская разведка смогла установить концентрацию войск противника на Рославльском направлении, но крупные танковые силы в этом районе обнаружить у нее не получилось. При этом вышестоящие штабы получали достаточно обширную информацию о концентрации войск противника и подготовке его к наступлению.
 
В это время 43-я армия принимает меры по укреплению своей обороны. В течении 20-21 сентября ее сапёры вывели из строя шестикилометровый участок Варшавского шоссе от реки Десны до Денисовки, устроено четыре завала, установлены мины. Велись интенсивные работы по  созданию противотанкового рва через шоссе.

Усиленно проводилось минирование подступов к позициям. 273-й отдельный сапёрный батальон с 27 августа по 15 сентября установил 12 минных полей с 2100 минами. За один день 29 сентября им было установлено 690 противотанковых мин. 538-й сапёрный батальон 27 сентября установил 400 мин, а 1 октября ещё 550. В тоже время в донесениях батальона отмечается, что «стык 53-й и 217-й стрелковых дивизий минирован недостаточно».

К началу октября 1941 года прочность оборонительных позиций и занимавшие их войска трёх армий Резервного фронта были различны. 26-километровый участок 24-й армии был укреплён недостаточно, но значительная концентрация войск на этом направлении позволяла армии держать устойчивую оборону.

Полоса обороны 43-й армии интенсивно укреплялась в течение двух месяцев, но войск для её удержания было явно недостаточно. Так 53-я стрелковая дивизия, расположенная на наиболее танкоопасном направлении, в первом эшелоне своей обороны имела четыре батальона. На слабо укреплённых, недостроенных позициях ее второго эшелона оборонялись три батальона и заградительный отряд численностью 500 человек. Заградительный отряд в составе трёх рот и батальон 475-го стрелкового полка занимали единственный оборудованный противотанковый район, который представлял собой неправильный четырёхугольник протяжённостью шесть километров по фронту и четыре километра в глубину. Район защищали три артиллерийских дивизиона.

Стык 53-й и 217-й стрелковых дивизий в районе Фроловка - Степаньково был укреплен хуже остальных участков. На его оборону был поставлен батальон 475-го полка. В трёх километрах восточнее располагался дивизион 646-го артполка и две стрелковые роты. Северо-западней - батальон 223-го полка. Эти силы защищали долину реки Бетань, по которой проходила дорога на Понизовку - Емельяновичи - Троицкое с выходом на Варшавское шоссе.

Для предотвращения прорыва на этом направлении в район Усохи - Ивановка 1 октября была переброшена 149-я стрелковая дивизия. К началу наступления она не была полностью сосредоточена,ее части расположились в нескольких деревнях, на совершенно необорудованных позициях.
Южнее 53-й дивизии, по берегам реки Десны занимала оборону 217-я стрелковая дивизия 50-й армии. Её позиции протянулись на 60 километров. Правофланговый 766-й стрелковый полк оборонял участок шириной в 26 километров. Для сравнения: такую протяжённость позиций имела 24-я армия, в 43-й армии такой участок приходился на дивизию.

На 1 октября 217-я дивизия насчитывала 12,5 тысяч человек, имела 7 танков, была достаточно оснащена пулемётным и артиллерийско-миномётным вооружением. При этом число активных штыков явно было не достаточным для обороны занимаемых ей позиций. Фактически участок 217-й дивизии был оголён. За дивизией никаких армейских резервов не было.

30 сентября 2-я танковая группа генерала Гудериана нанесла  удар по войскам Брянского фронта на Орловском направлении. В этот же день началась рокировка дивизий 33-й армии, явно ослабившая позиции обороны по фронту.
 
В состав 43-й армии была передана 113-я стрелковая дивизия. 1 октября она заняла позиции по берегам рек Шуйца и Снопоть протяжённостью 18 километров,- от деревни Шуя до Ясной Поляны, которые вполне легко можно было обойти с левого фланга. Генерал И.А. Пресняков пытался закрыть этот фланговый восьмикилометровый разрыв по линии Теребиль - Барсуки – Высокое. Но времени и достаточных сил для этого у него уже не было.

Перед 113-й дивизией располагалась 149-я дивизия. 18-я стрелковая дивизия, развёрнутая в районе Бытошь - Людиново на стыке Резервного и Брянского фронтов, передавалась в состав 32-й армии. Отправка эшелонов с ее частями продолжалась и в момент начавшегося немецкого наступления, при налётах вражеской авиации. Это привело к потерям и дезорганизации движения.

На 2 октября со станции Людиново и Ломпать было отправлено 17 эшелонов и оставалось погрузить ещё три эшелона. Переброска 18-й дивизии оголила левый фланг Кировского укрепрайона. Оставшиеся в нем три дивизии вынуждены были растягивать свои оборонительные позиции.

60-я дивизия обороняла участок Мышково - Сигнаево шириной в 25 километров, 17-я дивизия - участок Сигнаево - Подлесная протяжённостью около 35 километров. Левофланговая 173-я дивизия участок в 16 километров. 1316-й стрелковый полк 17-й дивизии занимал участок от Старых Ближевичей до Латышей шириной в 15 километров, оставленный 113-й дивизией. Между 17-й и 173-й стрелковыми дивизиями образовался 14 километровый разрыв: полоса Латыши - Хотожска, занятый только отрядами заграждения  общей численностью до одной усиленной роты. Никаких оборонительных сооружений в этом районе не было. Резервов для  этого в 33-й армии не имелось.

Армейское командование  докладывало об этой ситуации в полосе обороны,сложившейся  в связи с рокировкой дивизий, командующему Резервным фронтом маршалу С. М. Будённому.  Он рекомендовал вывести по одному полку во второй эшелон из 60-й и 17-й дивизий. Других мер принято не было. Таким образом, позиции 33-й армии оказались исключительно слабыми. Наиболее слабым участком обороны был стык с 50-й армией.

К началу октября 1941 г. противник завершил сосредоточение сил против армии Резервного фронта в юго-западном направлении. И, как писал Гудериан в своих мемуарах, "наиболее крупные силы для осуществления всей предстоящей операции были сосредоточены в районе Рославля".