Звезда экрана

Алла Жарикова
Передачу «В мире животных» в нашей семье любили все. Мы с нетерпением ждали, когда, включив телевизор воскресным днём, услышим знакомую мелодию, и на экране появится её ведущий и основатель, режиссёр  Александр Михайлович Згуриди. Это он снял чудесные киноленты «Белый клык», «Повесть о лесном великане» и написал сценарий к фильму «Чёрная гора». Передача появилась в 1968 году и шла по первой программе, их в те годы было всего четыре. Мои друзья собаководы тоже регулярно смотрели  «В мире животных». Встречаясь, мы мечтали, что когда-нибудь покажут сюжет и о собаках. Событие произошло в 1972 году.

   Вечером зазвонил телефон. Звонил Алексей Григорьевич, активист Клуба служебного собаководства и судья эксперт. Кто-то из знакомых мне говорил, что он работает на телевидении.

 - Алла, ты можешь завтра отпроситься с работы пораньше?
- Конечно, если надо. А в чём дело?
- Готовится запись передачи «В мире животных», в основном посвящённой собакам. Охотничьих и декоративных мы уже подобрали, а среди служебных хотелось бы, чтобы были не только овчарки. Твой  эрдель  прекрасно подходит для выступления. Он и экстерьером хорош, и работает отлично. Хозяйка, я уверен, тоже в грязь лицом не ударит.
- Вот это да! Мы с Гусаром  обязательно  приедем, не подведём.
- Договорились. Собираемся завтра в 18.00 у входа в Останкинский телецентр.

   Хорошо, что две недели назад мы с Гусаром ездили на осеннюю областную выставку, и он был в  великолепной форме. Не надо было срочно хвататься за ножницы – нестриженый эрдельтерьер выглядит неряшливо.

   На следующий день участники съёмки со служебными собаками в назначенное время были на месте. Вскоре к нам вышел сам Згуриди и повёл в павильон. Мы поднимались по лестницам, куда-то сворачивали, потом долго шли по длиннющему коридору, в который выходило множество  дверей. На них висели  таблички с названиями передач, фильмов, чьи-то фамилии, просто цифры. Наконец Александр Михайлович распахнул дверь с надписью «В мире животных», и мы оказались в съёмочном павильоне. Декоративных и охотничьих собак уже отсняли. Нам объяснили, что мы должны говорить и делать. Разговорная часть досталась парням с овчарками – милиционеру и пограничнику. Пограничник был воспитанником Клуба юных собаководов при Доме Пионеров, он служил на границе с принадлежащей ему собакой. Девушки, Люда и я, представляли гражданских собаководов, готовых со своими питомцами содействовать армии, авиации и флоту, поскольку мы были членами клуба ДОСААФ. Сначала нам всем вместе надо было показать выполнение собаками команд по голосу, по жесту и повороты на месте.  Потом собака милиционера должна была найти по заданному запаху вещь. Собака пограничника  – по запаху вещи найти человека. Овчарка Люды – охранять сумки. Гусару предстояло гордо отказаться от подкупа – не взять у чужого предложенную сосиску.
- Ну конечно, - ворчала я про  себя, - овчаркам такие эффектные задания, а эрдельтерьеру, вроде - бы это собака не серьёзная,  маленькая, пустяковая роль. Вот мои родные расстроятся!

   Пока осветители устанавливали свет, нас повели гримироваться. Не собак, конечно, а дрессировщиков. Ничего не подрисовывали, не приклеивали. Гримёр немного обработала наши лица тональной пудрой, чтобы не блестела кожа, добавила чуть-чуть румян, чуть-чуть теней. Парни балагурили.

- Вы нас не очень раскрашивайте, а то собаки не узнают, испугаются и разбегутся. То-то переполоху наделают.

   Наше выступление надо было отрепетировать, чтобы уложиться в отведённое  время. Прогнали первый раз – перебрали. Парни оказались плохими рассказчиками. Бубнили скучными голосами, нукали, мямлили. Через каждое слово «вот», «э-э-э». Разговорную часть сократили. Решили, что ведущий будет задавать наводящие вопросы, а ребята отвечать короткими фразами. Прогнали второй раз – опять перебор. Убрали элементы ОКД, решив, что по ходу выступления собаки и так будут их выполнять. На третьем прогоне вроде бы всё сложилось,  и можно было приступать к записи. Осветительные лампы, окружавшие съёмочную площадку, сияли во всю мощь. К концу третьей репетиции в павильоне было настоящее пекло. Овчарки, вывалив языки почти до пола, пыхтели, как паровозы. Гусара жара особо не тревожила. Он тыкал меня носом, намекая, что уже три раза не съел предложенную сосиску и пора бы его за это наградить чем-то вкусненьким.

-Подожди, ещё не заработал, – сказала я, оглаживая любимца.

   Начали снимать. Александр Михайлович рассказал о службе собак в милиции и на границе, о Клубе юных собаководов, о Клубе служебного собаководства ДОСААФ. Пограничнику и милиционеру по ходу рассказа задавались вопросы, и они сжато отвечали. Гусар, порычав, честно отказался от очередной сосиски.  Рика не отдала хозяйскую сумку похитителю, но мне показалось, что она делала это вяло, не так, как на площадке. Потом на пол высыпали кучу разных вещей, среди которых была перчатка ведущего. Вторую Згуриди показал на камеру и отдал милиционеру. Овчарка обнюхала её, получила команду «Ищи», повиляла хвостом, но с места не сдвинулась. Тогда милиционер подвёл её к куче и ещё раз строго сказал «Ищи». Собака посмотрела на него грустными глазами, всем видом показывая, что это задание она уже выполнила, трижды перчатку  нашла. Сколько можно ещё?

- Стоп, стоп! – остановил съёмку ведущий. – Что случилось? На репетиции всё было нормально. Может, устала? Жаль, придётся этот номер отменять. А что если пограничник попробует?

   У пограничника тоже ничего не вышло. Его крупный кобель лениво копнул лапой вещи и улёгся на холодный пол. Ему было очень жарко. Дышал тяжело, бока ходуном ходили. Поиск перчатки его не интересовал, найти бы прохладное местечко. Человека искать пёс  тоже не захотел. Облаял осветителя, тем и дело кончилось. Ведущий  расстроился.

- Ну вот, всё насмарку. Так  хорошо было на прогоне. Ладно, отменяем эти трюки.
- А давайте Гусар попробует, - предложил Алексей Григорьевич, - он у нас испытанный боец.

   Згуриди с сомнением посмотрел на моего зверя, махнул рукой и сказал.

- Ну, давайте, что уж.

   Гусару давно хотелось какой-нибудь деятельности, он с завистью смотрел, как овчарки совершали свои «подвиги». Терьеры - собаки активные, даже такие крупные, как эрдели. Гусар с энтузиазмом обнюхал перчатку, выкопал из кучи вторую и принёс мне. Потом в шеренге людей нашёл её владельца, Згуриди, и облаял. Съёмка завершилась. Часы показывали половину первого ночи.

- Такси не поймать, - грустно протянул пограничник.
- Какое такси? Вас развезёт наш автобус, - объявил довольный ведущий. - Спасибо за съёмку. А теперь все за мной и не отставайте. Иначе сто лет будете искать выход из телецентра. Не забудьте свои вещи.

   Мы опять идём длинным коридором, сворачиваем, спускаемся по лестнице и снова перед глазами бесконечный коридор. Вдруг Александр Михайлович заметил приоткрытую дверь.

- Ребята, идите потихоньку вперёд, я догоню. Только посмотрю, есть ли там кто-нибудь.

   Режиссёр проходил мимо нас, когда Гусар, потянув носом, вспомнил, что недавно искал этого гражданина. Нашёл, но милиция его не забрала, и вот нарушитель гуляет на свободе. Не порядок. Гусар взревел, его рыжие усы встопорщились, обнажив зубы – грозное собачье оружие. Хорошо, что пёс был на поводке, и я удержала его от нападения. Успокоив своего питомца, огляделась. Группа топталась на месте, все озирались по сторонам. Згуриди исчез.

-  Алла, это ты виновата. Где наш проводник? Как мы теперь выйдем из этого лабиринта? - Роптали участники съёмки.

   Тут скрипнула одна из дверей, и оттуда показался крупный греческий нос.

- Где этот бородатый?
- Мы здесь, - пискнула я. – Собака в наморднике, не волнуйтесь.
- Пойдёте впереди, чтобы я вас видел, и крепче держите своего бородатого. Мне когда-то одна собачка палец уже откусила.  Где надо поворачивать буду говорить.

   Несмотря на позднее время в телецентре шла работа. На парковке стояло много машин. Какие-то приезжали, какие-то уезжали. Мигнула фарами светлая «Волга»

-  Ой, за мной папа приехал,  -  радостно вскрикнула Люда. – Пока, ребята! – И они с Рикой побежали к машине.
- Друзья, а эта карета подана вам, - Александр Михайлович театральным жестом повёл рукой в сторону огромного «Икаруса». – Шофёру скажите, кому куда, доставит до дома.
         Мы с Гусаром жили дальше всех, и была уже глубокая ночь, когда дом № 57 по Анадырскому проезду был разбужен рёвом мотора и ярким светом фар «Икаруса». Автобус едва прополз по узкому проезду, задевая нижние ветки деревьев, к нашему подъезду. Водитель отверг все мои предложения высадиться раньше.

- Сказано было доставить до дверей, - заявил он.

   Спорить было бесполезно. Я поблагодарила водителя, и мы с Гусаром вышли из автобуса. «Икарус» снова взревел и задним ходом стал выезжать из двора. В некоторых окнах нашего девятиэтажного дома зажёгся свет, и кое-где я заметила лица, прильнувшие к стёклам.

   В ближайшее воскресенье мы с нетерпением ждали любимую передачу с участием Гусара. Друзья собаководы, соседи и родственники хвалили наше выступление и по нескольку раз просили во всех подробностях рассказать о съёмке. А через неделю секцию породы эрдельтерьер Клуба служебного собаководства завалили заявками из разных городов на предоставление для племенного использования нашего Гусара. Весной от него было получено много помётов, из которых вышли собаки с отличными рабочими качествами. Одного из Гусаркиных сыновей приобрёл милиционер кинолог и впоследствии выступал с ним на профессиональных соревнованиях. Об этом он написал мне в письме.

   Александр Михайлович Згуриди вёл созданную им передачу до 1975 года. Когда он тяжело заболел, её стал вести Василий Песков, а с 1977 года на экранах появился молодой, ныне всеми любимый, Николай Дроздов. Жаль, что в настоящее время «В мире животных» не нашлось места на главных каналах. Теперь эту передачу показывают по детскому телеканалу «Карусель» по будням, утром.