О рекламе. Взгляд в глубину...

Алексей Борисович Черкасов
Реклама понятие многогранное. Можно найти множество определений этого явления, как нейтральных, так и явно негативных. В то же время современный мир немыслим без рекламы, она повсюду. У рекламы много задач, я не ставлю себе цель описывать их все — скажу лишь о двух, на мой взгляд, самых важных: привлекать внимание и манипулировать. Эти задачи чаще всего ставят цель навязать некое представление о продукте, а затем реализовать его тем или иным образом. Если мне что-то навязывают, значит, это нарушает мою свободу. Сегодня в большинстве случаев мы не можем отказаться от просмотра рекламы. Навязываемое мне представление может вполне не соответствовать действительности, то есть на лицо нравственный релятивизм рекламодателей или, проще говоря, — обман.

Первым рекламщиком и политтехнологом согласно библейскому сюжету был не кто иной как диавол (;;;;;;;; — греч. клеветник, обольститель). Церковные писатели древности подробно описали стадии проникновения греха в сознание, используя специальную терминологию. Рассмотрим в качестве примера библейскую историю падения Адама и Евы, находящуюся в самом начале Библии.

Всё начинается с прилога. Прилог — мимолетный образ, входящий как бы извне. В нашем случае прилог был визуальным: «увидела… что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно» (Быт 3.6). Зрительный или какой либо еще контакт с предметом приводит к концентрации на нем внимания. Такое изучение и исследование предмета умом отцы называют «сочетанием». Сочетание следует мгновенно за прилогом, если он сразу не отсекается умом. После того как Ева увидела и изучила дерево, она думает, что оно «вожделенно», т.е. внутренне соглашается с полученным посланием-прилогом и переходит на стадию «сосложения». В этот момент начинается борьба, наш ум принимает решение в пользу предмета или против него. Перед тем или иным действием в голове возникает решение сделать это, этап когда решение уже принято нашим сердцем называется «пленение».
Финалом истории становится само действие или «страсть» в терминологии аскетов.
       
Рассмотренный сюжет очень напоминает рекламный ролик. Искусно вводится в сознание тезис, затем аргументация, подталкивающая к принятию тезиса. Без должного осмысления и фильтрации информация принимается на веру и кажется истиной. Древний жанр актуален и сегодня. Реклама приносит огромные деньги. Реклама — абсолютно легальный способ манипуляций и обмана.