Тщеславие

Вячеслав Александров 2
Александров В.Г., академик Петровской академии наук и искусств.

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ. (Очерки о Любви, любви к Истине и Свободе).

ГРЕХИ И СТРАСТИ. Очерк, часть 7.

ТЩЕСЛАВИЕ.
 
  “Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных  и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущего сего века… Стыд исповедовать грехи свои…Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские”. (И. Брянчанинов).



Тщеславие – тщетная, ложная слава. Человек, насколько бы низко  ни пал, в какой бы глубокой зависимости от страстей  не находился, будет всегда искать возможность оправдания своей жизни. Когда  не действуем в свете религиозного чувства, позволяющего находить возможность достойно преодолевать возникающие препятствия и тем уже, получать оправдание своего бытия, то  будем высматривать вокруг себя тех, кто слабее, ниже нас, т.е. тех над которыми можно в своих глазах возвыситься. Кроме этого, ведомый тщеславием, обязательно найдёт в любом кого видит, те качества, за которые можно либо его осудить, либо примером которых прикрыть собственную нечестивость. “Ничто так не унижает человека, не делает его таким жалким, как тщеславие, оно ярчайшая примета посредственности”. (Люк Вовенарг).
 Каждый из нас наверняка  посмеивался над глупостью тех, кто всё время ищет повод похвалиться. Но то, что присуще другим людям, то в какой-то мере характерно и для нас. Потому  мудро поступает  не смеющийся над глупостью других людей, ибо это признак собственной несостоятельности, а  понимающий, что и сам нередко смешон.  Кто в  окружающих  ищет не оправдание себе, а указание на то, от чего  должен сохраняться, тот и может оградить себя от заразы самовлюблённости.
 Жан – Жак Руссо предостерегал: “Тщеславие человека бывает источником величайших его бедствий”. Это действительно так, ибо стремление найти оправдание тому, от чего следует в себе избавиться, лишает наш разум зрения. Кроме этого и наши дурные привычки имеют корни именно в тщеславии. Ведь многие молодые люди начинают, например, курить, употреблять алкоголь в неумеренных дозах только потому,  чтобы показаться не просто “не хуже других”, но ища  повод для самоутверждения.
Тщеславие опасно тем, что поражённый им человек не желает видеть в людях их достоинств.  Среди нас нет ни одного совершенного человека, если задаться целью, найти в ком-либо непристойные качества, то это сделать будет достаточно просто. Любящий  только себя, любит в других только его пороки, ибо в противном случае он не в состоянии будет найти себе оправдание. Поэтому тщеславие есть потолок, лишающий нас возможности смотреть в небо. Именно оно не позволяет нам расширять границы своих возможностей, недостатки обращать в достоинства. Напротив, самолюбец всегда ищет возможность показать свой порок так, что бы можно было ощутить своё превосходство над другими.
“В каждом человеке ровно столько тщеславия, сколько ему не достаёт ума”. (Александр Поуп), “Глупость и тщеславие вечно идут рука об руку” (Пьер Бомарше) Самолюбование делает нас часто просто опасными для самых близких людей. Они вольно или невольно нам подражают.  Спросим себя: готовы ли   отказаться от своих привычек, которые передаются близким, или делают их жизнь невыносимой? Не делаем этого из-за своей склонности к самооправданию, из-за ложного чувства стыда. “Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их” (Конфуций). Надо понимать, наши достоинства, если  ими и обладаем, как только начинаем их использовать для хвастовства-бахвальства, теряют привлекательность среди тех, кто нас окружает, а потому совершаем своего рода преступление, когда обесцениваем то, что является несомненным благом. Тщеславие  наносит по нам всегда двойной удар. Во-первых, оно умаляет наши несомненные достоинства; во-вторых, убивает в других стремление к совершенствованию.  Наши достоинства не станут вызывать раздражения, если они будут проявляться естественным  образом.