Фра-Дьяволо

Виктор Еремин
Спор о том, кем является знаменитый разбойник Фра-Дьяволо — серийным убийцей и извергом или национальным героем и патриотом — продолжается уже третье столетие и вряд ли когда будет окончен. Истина, видимо, посередине. Был Фра-Дьяволо и бессмысленным убийцей, и выдающимся героем. А потому Бог ему судья. Тем более, что погиб он за Отчизну благородным мучеником.

Микеле Пецца — настоящее имя разбойника. Он родился 7 апреля 1771 г. в городке Итри, принадлежавшем Неаполитанскому королевству*. Родители мальчика были крестьянами, выращивали и торговали оливками. Микеле стал четвёртым ребёнком, а всего в семье было восемь детей.
______________________________
* Неаполитанское королевство — государство, занимавшее территорию всего юга Апеннинского полуострова. Другое название этих земель Медзоджорно. До 1285 г. несколько веков существовало королевство Сицилия, которое занимало территории Медзоджорно и острова Сицилия. В 1285 г. остров захватило королевство Арагон (часть будущей Испании). На оставшейся независимой Медзоджорно образовалось Неаполитанское королевство. Монарха его по традиции продолжали именовать королём Сицилии, хотя со временем на острове было учреждено собственное Сицилийское королевство. Это несоответствие часто вносит путаницу при чтении исторической литературы. Ещё больше путаницы внёс тот факт, что после Наполеоновских войн, в 1816 г. Неаполитанское и Сицилийское королевства объединились в одно (как было до 1285 г.), и оно получило название Королевство обеих Сицилий. Просуществовало это государство до объединения Италии в 1861 г.

На пятом году жизни мальчик тяжко заболел. Никакие лекарства не помогали бедняжке. Тогда мать дала обет посвятить сына Богу, и больной сразу пошёл на поправку. Обет был дан, и при первой же возможности отец определил сына в школу в Итри, по окончании которой паренёк стал ризничим в местной церкви. Старшие братья Микеле продолжили дело отца и крестьянствовали.

До пятнадцати лет мальчик был столь благочестив, исполнителен и добр, что прихожане стали обращаться к нему не иначе, как фра Микеле. «Фра» переводится с итальянского как «брат» и является вежливым обращением к монаху или священнику.

Однако к пятнадцати годам в молодого человека будто бес вселился. Он стал тяготиться церковной жизнью и воспылал жаждой мирских утех. В церкви вёл себя так, что однажды каноник в сердцах воскликнул:

— Да какой ты фра Микеле?! Ты вовсе не фра Микеле! Ты настоящий фра Дьяволо!

Прозвище пристало и осталось с молодым человеком навсегда.

С каждым годом желание отказаться от монашеской жизни становилось всё сильнее и сильнее, и в восемнадцать лет на горе родителям Микеле ушёл из церкви. Он пристроился учеником к шорнику и стал учиться мастерству изготовления конских хомутов и вьючных сёдел.

В 1796 г. Фра-Дьяволо исполнилось двадцать пять лет, а парень всё ещё оставался подмастерьем у шорника. Профессия эта грубая, и шорник привык распускать руки. Однажды вечером он попытался поколотить подмастерье в присутствии некой девицы. Микеле не стал терпеть. Он схватил огромное острое шило для прошивания сёдел и воткнул обидчику в грудь. Тот рухнул замертво. Свидетелем убийства оказался брат шорника, который в отчаянии возопил:

— Вендетта! Вендетта всему роду Пецца!

Фра-Дьяволо воткнул в грудь потенциального мстителя то же шило и скрылся в горах. Королевская полиция не смогла отыскать двойного убийцу, да не очень-то и старалась это сделать.

Так начались годы скитаний, когда Фра-Дьяволо устраивался куда-нибудь подрабатывать, но всякий раз ненадолго. Ходили слухи, будто он даже подвизался среди швейцарских гвардейцев папы римского. Впрочем, это только слухи. Как обстояло дело в действительности, никто не знает.

Фра-Дьяволо никогда не задерживался на одном месте, потому что в самом начале своих похождений встретил в горах шайку разбойников, присоединился к ней и очень скоро стал её главарём. Грабёж обывателей — вот каким было его истинное ремесло.

В конце XVIII в. на территории современной Италии располагалось более десяти государств. Большинство из них пребывали в зависимости либо от испанцев, либо от австрийцев, либо от французов. Но вот в 1789 г. во Франции началась Великая буржуазная революция. Опасаясь нападения на мятежную республику со стороны государств, во главе которых стояли монархи из династии Габсбургов, 20 апреля 1792 г. Франция объявила войну Австрийской империи. Австрияков поддержали Пруссия, Испания, Сардинское и Неаполитанское королевства. Так что разбойничать Фра-Дьяволо начал в воюющем государстве.

В достопамятном для Фра-Дьяволо 1796 г. на землях Италии впервые проявил свои полководческие таланты Наполеон Бонапарт. В тот год полкводец завоевал всю Северную Италию и значительную часть Центральной Италии. Неаполитанское королевство пока отделалось перемирием с французами.

К тому времени неаполитанским королём уже сорок лет был Фердинанд IV — основатель династии неаполитанских Бурбонов. В действительности же правила королевством его супруга Мария Каролина из династии австрийских Габсбургов — родная и любимая сестра обезглавленной французами королевы Марии Антуанетты.

Неаполитанская королева была очень недовольна перемирием 1796 г. Но в 1798 г. Наполеон отправился в свою знаменитую египетскую экспедицию, а в первых числах августа того же года британский флот под командованием адмирала Нельсона наголову разгромил в Абукирском заливе близ Нила французский флот, и Британия стала владычицей Средиземного моря. Тогда-то королева Мария Каролина решила, что пришло время мести. По её требованию Неаполитанское королевство вновь объявило войну Франции.

В сентябре 1798 г. для поддержки неаполитанцев прибыл флот адмирала Нельсона. Были большие празднества, после которых в октябре 1798 г. неаполитанская армия торжественно отправилась в «победоносный» поход. Накануне, по прошению семьи Пецца, Микеле был прощён королём за двойное убийство, но с обязательством на четырнадцать лет вступить в неаполитанскую армию. Через месяц, в пух разгромленный французами, король Фердинанд IV на денёк заскочил в Неаполь, прихватил семью и придворных и на английском корабле сбежал на Сицилию — в Палермо, под защиту английского флота.

Когда французская армия вторглась в Неаполитанское королевство, банда Фра-Дьяволо промышляла грабежами в окрестностях Аппиевой дороги* близ города Формии. Едва враг объявился перед разбойниками, как стал постоянным объектом их нападений. Против французов поднялась вся молодёжь семьи Пецца. Братья вступили в банду Фра-Дьяволо.
____________________________
* Важнейшая дорога времён Древнего Рима, которая уже почти 2500 лет служит местным жителям. Проложена в 312 г. до н.э.

В середине декабря 1798 г. французы вошли в Итри. Городок был предан огню и мечу. Поскольку захватчики уже знали о братьях Пецца, отца их казнили на глазах у толпы. Микеле поклялся отомстить за его гибель, попытался собрать большой отряд добровольцев, но затея его провалилась.

Королевство оказалось брошенным королём и его вельможами на произвол победителя. В стране сложилась очень странная ситуация. Лаццарони* — так называлась беднота Юга Италии — остались верными королю и желали воевать за него. Зато неаполитанские аристократы не простили Фердинанду его бегства и решили низложить монарха.
_______________________________
* Лаццарони (итал.) — нищие, босяки. Предполагают, что это презрительное прозвище произошло от названия язв при проказе св. Лазаря.

В начале 1799 г. представитель Неаполитанского королевства подписал официальную капитуляцию, и сразу же в столице поднялось народное восстание. Им воспользовались неаполитанские аристократы. Они впустили французскую армию в город и под её защитой объявили о низложении короля Фердинанда IV и об образовании т.н. Партенопейской республики*.
________________________________
* Партенопея — древнегреческое название поселения, на месте которого образовался потом город Неаполь. Партенопеей звали одну из сирен, которые сказочным пением заманивали на скалы проплывавшие мимо острова Капри корабли. Согласно легенде, когда кораблю Одиссея удалось миновать сирен невредимым, взбешённые девы в ярости покончили с собою, бросившись в морские воды. Тело Партенопеи волны вынесли на то самое место, где со временем и возник город Неаполь.

К сожалению, французов мало интересовали внутренние дела итальянцев. Им необходимы были деньги на продолжение войны. А потому оккупанты взяли курс на разграбление достояния республики. Очень скоро финансы партенопейцев затрещали по швам.

Когда знать предала свой народ, братья Пецца решили действовать самостоятельно. Поначалу их отряд воевал в окрестностях Итри. Партизаны перехватывали курьеров и продовольственные и фуражные отряды, пытались пресечь связь между французскими гарнизонами. Им удалось установить контроль над дорогами между Римом и Неаполем.

Тем временем не дремали и сторонники Фердинанда IV и Марии Каролины. Они тайно направили в самую близкую к Сицилии и самую отдалённую от Неаполя область королевства — Калабрию* — своего эмиссара кардинала Фабриццио Руффо. Он стал собирать т.н. Армию веры для уничтожения Партенопейской республики. Формировалась эта армия из многочисленных разбойничьих шаек, злодействовавших в горах, из беглых преступников и солдат. Поддержали Армию и крестьяне. Одним из стимулов вступления в неё стало отпущение кардиналом всех грехов прошлой и настоящей жизни. Получалось, что можно было грабить и убивать безнаказанно, поскольку преступника прощали заранее. Это было некое подобие индульгенции от римской курии. Разбойники ринулись под доброе крылышко кардинала, в кратчайшие сроки численность Армии веры перевалила за несколько десятков тысяч человек. Но организационно и нравственно она была подобна анархистской банде Яшки Япончика, если не хуже.
______________________________
* Апеннинский полуостров по форме похож на женский «сапог». Калабрия — область, занимающая территорию «носка» Апеннинского «сапога».

Фра-Дьяволо и его люди тоже получили от кардинала отпущение грехов. Такой акт по тем временам означал полную амнистию. При этом недавние разбойники предпочитали вести борьбу с врагом законно. В начале 1799 г. Фра-Дьяволо лично явился к англичанам, в их морскую базу на острове Прочида в Неаполитанском заливе, представился солдатом королевства и попросил о помощи. Ему не отказали. С этого времени партизаны под командой Микеле начали столь эффективно разрушать французские коммуникации, что командование англичан сочло достойным сообщить о героях Фердинанду IV.

Партизанам Фра-Дьяволо поручили операцию по освобождению от французов крепости Гаэта. Самого Микеле Фердинанд IV назначил капитаном, а королева Мария Каролина отослала храброму воину свою бриллиантовую брошь. Через три месяца осады комендант крепости согласился на переговоры, но только с англичанами. Фра-Дьяволо он считал заурядным бандитом. Узнав об этом, взбешённый капитан хотел немедля поднять партизан на штурм крепости, но тут пришёл приказ от кардинала Руффо, запрещавший Фра-Дьяволо атаковать Гаэту. Пришлось подчиниться.

Неизвестно, что стало бы с неаполитанскими вояками, если бы в марте 1799 г. не начался Итальянский поход А.В. Суворова. Блистательные победы русских на Севере вынудили французов вывести регулярную армию из Неаполитанского королевства. Там остались только малочисленные гарнизоны и слабо подготовленные к войне отряды республиканцев.

В начале мая 1799 г. к берегам королевства в дополнение к флоту Нельсона подошла средиземноморская эскадра адмирала Ф.Ф. Ушакова. Русские высадили десант, чем была решена судьба Партенопейской республики. В середине июня совместными силами русских и итальянцев Неаполь был отвоёван и передан под скипетр короля Фердинанда IV. В честь победы город и его жителей на неделю отдали на разграбление Армии веры. 21 июня 1799 г. Партенопейская республика официально прекратила своё существование.

После возвращения Фердинанда IV в столицу неаполитанское командование начало подготовку к освобождению от французов Рима. По сему поводу Фра-Дьяволо был обласкан королём и королевой: в Неаполе он жил во дворце, женился — впереди его ждала достойная жизнь героя. Надо было только победоносно закончить войну.

В августе капитан отправился к месту военных действий. Вскоре Рим был освобождён регулярными войсками, а вот после этого отношение местной власти к партизаном резко и диаметрально изменилось. Всех разом разоружили, стали препятствовать возвращению в родные деревни, содержание сократили.

Более кого-либо досталось Фра-Дьяволо. Однажды ночью к нему в дом вломилась стража, героя арестовали и бросили в подземелье римского Замка Святого Ангела. Его обвинили в разбое на большой дороге и в убийстве ничем не повинных путников. Преступнику грозила неминуемая виселица. Микеле не стал дожидаться суда. В ночь с 3 на 4 декабря 1799 г. он ухитрился сбежать на свободу.

Путь беглеца лежал домой, в Неаполь. Там Фра-Дьяволо с удивлением узнал, что в день его ареста ни о чём не ведающий король Фердинанд подписал указ о присвоении Микеле Пецца очередного воинского звания полковника с пожизненным содержанием в 2,5 тыс. дукатов в год. Все долги героя были аннулированы. Оказалось, что Фра-Дьявола пытались извести в Риме либо родственники убитых им при разбое невинных людей, либо конкуренты по службе в армии Неаполитанского королевства.

Настала мирная жизнь. Фра-Дьяволо был назначен генерал-комендантом департамента Итри. У него родились сын и дочь. Ничто не предвещало беды.

Впрочем, истинной бедой для неаполитанцев была взбалмошная королева Мария Каролина. Она ненавидела Наполеона Бонапарта и не стеснялась высказывать это публично. Наполеон отвечал ей тем же и иначе как «эта преступная женщина» не называл. По настоянию королевы Фердинанд IV вступил в 1805 г. в очередную коалицию с антинаполеоновскими государствами. Как назло, 2 декабря того же года французы одержали сокрушительную победу над австрияками и русскими в битве при Аустерлице. Едва узнав о разгроме союзников, королевская чета Неаполя не стала дожидаться врага и немедля сбежала на Сицилию, под прикрытие английского флота. Всем командирам был отдан приказ не оказывать французам сопротивление.

В начале 1806 г. страна была оккупирована. Торжествующий Наполеон и впрямь решил покончить с неаполитанскими Бурбонами. Фердинанд IV был официально низложен. На королевском престоле воссел старший брат Наполеона Жозеф Бонапарт.

Единственный офицер неаполитанской армии, кто продолжил отчаянное сопротивление французам, стал Фра-Дьяволо. Во главе отряда в несколько сот человек он десантировался с английского корабля на побережье Отечества и почти год возглавлял партизанскую войну против захватчиков. Любопытно, что долгое время охотился на партизан и Фра-Дьяволо полковник Жозеф Гюго — родной отец великого писателя Виктора Гюго.

Со временем отряд Фра-Дьяволо численно уменьшался — люди погибали в боях, а пополнения не было. Под конец горстка партизан приняла решение рассредоточиться по одному и выходить в приграничные страны. По дороге Фра-Дьяволо кто-то выдал. 1 ноября 1806 г. он был схвачен французами. Судил полковника трибунал, но не как военнопленного, а как разбойника. 11 ноября 1806 г. Фра-Дьволо повесили на центральной площади Неаполя при огромном стечении народа. Двадцать четыре часа труп его не вынимали из петли, оставив в назидание другим смутьянам.

Когда на Сицилию пришла весть о гибели прославленного разбойника и героя Отечества, в центральном соборе Палермо на Сицилии состоялась большая поминальная служба. Этим дело и закончилось. Где похоронили останки Фра-Дьяволо, не выяснено по сей день. Итальянцы даже памятника ему не установили.