К 100-летию войск связи. Ч 2

Игорь Самочеляев
  3. Связь в Московском царстве.

   В 1480 году хан Золотой Орды Ахмат направил в Москву послов требовать дани. Их представили царю Ивану III. Государь, возмущённый наглостью Ахмата, взял присланную им басму, изломал её, бросил на пол и растоптал ногами.

  По одним летописям Иван III велел умертвить всех послов, кроме одного, которого отправил к Ахмату со словами: «Спеши объявить царю виденное тобою, что сделалось с его басмою и послами, то будет и с ним, если не оставит меня в покое!»

  Летом 1480 года Ахмат двинул 100-тысячное войско на русские земли. Его, как и прежде, поддержала Литва. К ним присоединились отряды Астраханского ханства и польской тяжёлой кавалерии. Союзники, учитывая предыдущий горький опыт, планировали соединиться вместе и только после этого начать боевые действия. Их встреча должна была произойти у берегов реки Угры.

  Когда услышали в Москве о походе Ахмата, который шёл медленно, ожидая вестей от Казимира Литовского, Иван III предвидел как скоро он движется и где находится. В нужный момент он отправил своего союзника Менгли-Гирея с войском и тот напал на литовскую Подолию и, тем самым, отвлёк Казимира от содействия Ахмату.

  Основное войско возглавил сам государь и 23 июля сосредоточил его на берегу Оки. По мнению летописцев «Иван был в положении Дмитрия, но имел полки лучше устроенные, воевод опытнейших, более славы и величия; но зрелостью лет, природным хладнокровием, осторожностью располагавшими не верить слепому случаю, которое бывает сильнее доблести в битвах».

  Хан постоянно посылал легкие конные отряды к Оке, которые вели разведку боем и заодно грабили приокские земли. Разведка убедилась в плотности русских войск и их готовности отразить любое нападение.

  Ахмат, узнав, что все берега Оки заняты русским войском, в сентябре двинулся к Угре, в надежде соединиться там с Казимиром. Он полагал, что этот его манёвр не скоро станет известен русским, а их передвижение по лесистому и овражистому берегу Оки будет медленным. В это время Иван III, дав повеление старшему сыну своему Ивану и брату вести войско к Калуге и стать там на левом берегу реки Угры, сам отбыл в Москву для совета с матерью и духовенством. Угра – левый приток Оки, служила тогда границей между Литвой и Россией.

  Расчёты Ахмата не оправдались. Казимир так и не пришёл, а русские войска подошли  к Угре пятью днями раньше ордынцев и успели за это время основательно подготовиться к битве. Полки наши, расположившись на 60 верстах, ждали неприятеля, отразив легкий передовой отряд, который искал переправы через Угру.

  Рано утром 8 октября главные силы Орды предприняли попытку форсировать реку. С обеих сторон пускали стрелы, кроме того россияне стреляли  пищалями. Ночь прекратила битву. На второй, третий и четвёртый день сражение продолжилось. Не имея успеха, ордынские отряды пытались переправиться выше по течению, но и тут натыкались на крупные силы русской армии.

  Видя, что русские не бегут и метко стреляют из пищалей, нанося значительный урон, Ахмат отвёл своё войско на две версты от реки, стал на обширных лугах и распустил войско по литовской земле для сбора съестных припасов.

  Прорвать оборону русских татарам так и не удалось и, простояв две недели, Ахмат предпринял последнюю попытку. Он послал свою лучшую конницу в городищу Опакову, чтобы там скрытно переправиться на другой берег Угры и ударить нашим в тыл.  Но и там воеводы Ивановы не пустили татар на свой берег, отразив все атаки.

  Противостояние продолжалось. На исходе октября наступили сильные морозы. Угра покрылась льдом и стала удобной для прохода ханской конницы. Предвидя подобное, Иван приказал нашим воеводам отступить к Кременцу и там, на боровских полях удобных для битвы, сразится с ордынцами.

  Получив приказ из Москвы, воеводы начали отводить войска от Угры. Опасаясь удара с тыла при отходе, наши полки не отступали, а буквально бежали с занимаемых позиций. И сделалось великое чудо! По словам летописцев «татары, видя левый берег Угры, оставленный русскими, вообразили, что они манят их в сети и вызывают на бой, подготовив засады».

  Объятый странным ужасом хан поспешил удалиться. Произошло это 7 ноября 1480 года. Представилось глазам удивительное зрелище: два воинства бежали друг от друга никем не гонимые!

  Россияне, наконец, остановились, а Ахмат ушёл восвояси, разорив в Литве двенадцать городов, за то, что Казимир не помог ему.

  В «Стоянии на Угре» победили русские. Ахмат своих целей не достиг. Наказать русского царя и опустошить русскую землю не смог. Успех был обеспечен широким применением полевой артиллерии и огнестрельного оружия в русском войске, его удачным расположением и умелым маневрированием. Главные заслуги принадлежали воеводе Московского княжества князю Холмскому Д. Д. и великому князю Ивану Молодому – сыну Ивана III.

   Применение огнестрельного оружия, увеличение численности регулярной армии, появление в ней родов войск и изменение форм и способов вооружённой борьбы в XIV- XVI в. в.,  вызвали и изменения в руководстве войсками в бою. Значение средств связи для управления возросло.

  Произошло организационное деление армии по родам войск. Появляются разрядный, стрелецкий, пушкарский и др. приказы. В отношении организации связи было издано 16 февраля 1571 года специальное руководство «Приговор о станичной и сторожевой службе», в котором определялся порядок несения службы на границе и порядок оповещения и связи.

  Кадровая организация оповещения и связи была существенным шагом вперёд. Это подтверждалось практикой. В тот же год при очередном нападении крымских татар на русскую землю сторожи, обнаружив противника, быстро передали эту весть в глубь страны, использовав сигнальную связь и гонцов. Русские войска, получив сообщение о приближении неприятеля, успели сосредоточить силы на направлении движения противника и организовать отпор врагу.

  В те времена русские славились как мастера по обработке металла, литейному и оружейному делу. Исторические документы часто упоминают о «пищалях винтовальных» – нарезных ружьях и о пищалях с механическим клиновидным затвором, которые изготавливали русские мастера и которые пользовались большим спросом за границей.

  В 1615 году неизвестный русский мастер изготовил первую пушку с винтовой нарезкой. Особенно хорошо в Московии отливали колокола: большие и малые, которые славились по всей Европе.

  О русском литейном мастерстве говорит такой факт. По сообщению Павла Алеппского пожелал царь иметь в Москве большой колокол. Обратился к европейским мастерам. Те согласились отлить его и назначили срок – пять лет. Тогда за дело взялся местный московский мастер и изготовил отличный колокол за один год в 12,5 тыс. пудов весом!

  Чаще всего мы встречаем в исторических документах сообщения об изготовлении колоколов, узорчатых ворот, оград, решёток, бытовых изделий и т. д. О литье пушек упоминается вскользь. А ведь это тоже были литейные работы, требующие больших научных, технологических знаний и мастерства. Упоминается вскользь потому, что изготовление пушек было поставлено в стране на поток и для мастеров уже не было столь сложным делом. Они больше соревновались в изготовлении мирной изящной продукции, с образцами которой мы встречаемся в наших городах.

  Столь же успешно и надёжно владели русские мастера строительной технологией, возведением деревянных и каменных зданий, дворцов и церквей. Особо следует сказать о крепостных стенах: точные расчёты высоты и толщины позволяли обходится без контрфорсов (откосов), что широко практиковалось в Западной Европе.

  Широко использовались водяные двигатели при устройстве водяных мельниц, железоделательных мануфактур. Они приводили в действие мехи у домен и тяжёлые молоты, ковавшие железо.

  Русские мастера пишут практические руководства по различным отраслям знаний и производства: «Книга сошного письма» 1628 г. – по описанию земель, «Подъёму соляного раствора с большой глубины» начало XVII века – трубный мастер Семён из Тотьмы, «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» – автор Анисим Михайлов.

  Появляются печатные пособия по изготовлению красок, олифы, чернил. Учебники по геометрии, геологии, физике, химии, баллистике, астрономии, географии. В травниках описывались лечебные свойства растений и рекомендации по лечению болезней и ранений.

  В XV веке составляются чертежи и карты. В конце XVI века появляется общая карта Московского государства – «Старый Чертёж», он не сохранился. В 1627 году составили «Новый Чертёж», где были указаны все земли между Доном и Днепром, так называемого Поля, вплоть до Чёрного моря и «Книгу Большому Чертежу» – перечень всех городов России и расстояния между ними с краткими характеристиками этнографического и географического характера. Эта книга неоднократно переиздавалась и пополнялась новыми сведениями.

  В Ямском приказе выпускали «Поверстные книги», по которым ямщики и гонцы имели возможность определять прогоны, расстояния и направления движения. В них указывались дороги от Москвы в другие города, уезды, селения по пути следования и расстояния между ними. Упоминались так же крупные города за рубежом.

 В Посольском приказе хранились материалы со сведениями о соседних странах, отчёты послов. В Сибирский приказ поступали сведения от русских землепроходцах и мореплавателях, бороздивших просторы Сибири и Дальнего Востока и прилегающие к ним моря. Иностранцы жаждали получить всеми законными и не законными способами материалы Посольского и Сибирского приказов.

  Игорь Самочеляев.

  27.01-2019 г.