Снежинки искусства

Алексей Михеев
Когда на улице метель, и на землю падают мириады метеоров-снежинок, каждая из них неощутимо мала, и разглядеть ее вклад среди растущих сугробов нереально. То же самое мы видим и в искусстве, сокровищница которого неисчерпаема и лишь пополняется с годами новыми именами, видами, жанрами, родами. Из этой сокровищницы уже сейчас можно хоть всю жизнь черпать — не вычерпаешь и одной миллиардной процента! При этом в искусстве есть особые снежинки. Хоть внешне они обычно мало чем отличаются от остальных крупиц, именно они задают тон, создают душу снега, наполняют его смыслом и даруют формы, отвечающие требованиям момента и живущие в веках. К «особым» снежинкам можно, скажем, отнести Гете, Булгакова и Пастернака. Сказать, что Гете писал трагедию «Фауст» много лет — не сказать ничего! Философская драма творилась почти шестьдесят лет. Пастернак, сам автор великих творений, перевел труд немца. Булгаков, вдохновленный «Фаустом», создал своего «Мастера» — вновь ушли годы труда, дюжина лет... Таков снежный путь искусства в нашем мире, неостановимый и роковой. Постепенно он, хочется верить, сметает барьеры невежества и дурного вкуса в головах обывателей. Очень и очень постепенно.