Глава 4. Палестина

Александр Вилд
Вскоре после вступления Турции в войну осенью 1914 года гражданская администрация Палестины была заменена военным командованием, которое возглавил Джемаль-паша. Заняв эту должность, он серьезно ограничил кредитно-финансовую деятельность и ввел драконовское налогообложение, объяснив реформы нуждами военного времени. Эти шаги привели к фактическому коллапсу хозяйственной деятельности на территории Палестины.

    Палестина оказалась в условиях морской блокады, а проживавшие там граждане враждебных Турции государств лишились какой-либо защиты. Следует отметить, что около половины населения ишува(9) того времени составляли подданные Российской империи, проживали в Палестине также и евреи с британским и французским гражданством. Все они отныне считались представителями вражеских государств.

     17 декабря 1914 года османское правительство приняло решение депортировать из Палестины всех подданных государств-противников, и только вмешательство Германии помешало это осуществить. Германские власти стремились защитить еврейское население Палестины, надеясь привлечь на свою сторону влиятельные круги мирового (в первую очередь американского) еврейства. Первоначально Соединенные Штаты придерживались нейтралитета и объявили войну Германии только в апреле 1917 года.

    В начале 1915-го, в преддверии турецкой кампании, направленной на захват Суэцкого канала, военный губернатор Палестины Джемаль-паша принял в своей иерусалимской резиденции главного сефардского раввина Эрец-Исраэль Моше Франко и других лидеров еврейской общины. Губернатор назвал сионизм вредным антитурецким движением, которое должно быть уничтожено на корню. Негативное отношение Джемаль-паши к сионизму резко усилилось после того, как были сформированы сражавшиеся на стороне британцев еврейские военные подразделения.(10) Проживавшим в Палестине 85 000 евреев было предложено принять турецкое подданство.

    Иосиф и Петр решительно отказались и были на турецком корабле вывезены в Александрию (зону английского влияния, хотя формально Египет также считался частью Османской Империи). В конце 1914 г. они встретились с прибывшим в Египет известным российским журналистом и - по совместительству - лидером так называемых «сионистов-ревизионистов» Владимиром (Зеевом) Жаботинским и внесли предложение сформировать еврейский полк в рядах британской колониальной армии. Поначалу дело ограничилось созданием еврейского транспортного отряда численностью 650 человек (и 750 мулов) под командованием британского подполковника Паттерсона. Иосиф получил сразу чин капитана, а Пётр получил звание сержанта английской армии.

       Еврейский отряд официально назывался «Сионским корпусом погонщиков мулов» и имел собственное знамя с изображением шестиконечной «звезды Давида» (могендавида, ставшего к тому времени символом иудейской религии и сионизма), неофициально же – «Еврейским легионом».

       Бойцы Еврейского легиона участвовали в боях с турками в ходе неудачной Галлиполийской операции 1915 г. и были эвакуированы с залитого кровью полуострова в Александрию одними из последних. В июле 1917 г. российское Временное правительство Керенского дало английским «союзникам» разрешение мобилизовать проживавших на территории Британской Империи российских граждан, в том числе и евреев. Жаботинский c Иосифом и Петром начали формировать в Англии состоявший из российских граждан Еврейский полк (вскоре достигший численности 1200 штыков). Но, когда полк был сформирован, его командиром был назначен все тот же полковник Паттерсон.

       Иностранец не мог быть офицером полка регулярной британской армии (в отличие от «Корпуса погонщиков мулов», считавшегося, несмотря ни на что, нестроевой частью). Между тем в России при Временном правительстве начали, как грибы, расти «национальные части» (латышские, польские, украинские, чехословацкие и пр.). Иосиф c Петром решили попытать счастья и добиться от А.Ф. Керенского разрешение на формирование еврейской национальной части. С этой целью они отправились в Россию.

       Однако убедить Временное правительство в необходимости сформировать «Еврейскую Армию» на Кавказском фронте (с тем, чтобы оттуда пробиться в Палестину) им так и не удалось. Тогда они занялись формированием из российских евреев т.н. «халуцев» («пионеров», «первопоселенцев») для колонизации Палестины «на основе производительного труда и сознательного коллективизма».

       Написав и опубликовав в 1918 г. брошюру «Халуц, его сущность и ближайшие задачи», Иосиф занялся в 1918-1919 гг. переправкой «халуцев» из северных районов России (Петрограда и Белоруссии) на черноморское побережье и организации там учебно-тренировочных лагерей («Хахшары»). Кстати, эти лагеря продолжали успешно функционировать на черноморском побережье и при советской власти - по крайней мере, до середины 20-х гг. ХХ века.

       Занимаясь переправкой своих «пионеров» морским путем, Иосиф лично вел переговоры и с белыми, и с красными властями. И умудрился при этом остаться в живых. В августе 1919 г. он и сам отплыл из Ялты в оккупированный войсками Антанты Константинополь (Стамбул), где пробыл три месяца, организуя перевалочный пункт для еврейских переселенцев в Палестину – «Новый Путь» («Месила Хадаша»).

       В октябре 1919 г. Иосиф и Петр объявились в Земле обетованной, жившей под знаком быстро разгоравшейся войны между французскими войсками, оккупировавшими Сирию (на управление которой, а также Ливаном, Франция получила «мандат» от Лиги Наций) и обманутым Антантой арабским эмиром Фейсалом (знаменитым другом британского разведчика полковника Лоуренса Аравийского), получившим за свою помощь «союзникам» в войне против турок не «новый арабский халифат от Красного до Средиземного моря», как ему было обещано, а «фигу с маслом» и «еврейский национальный очаг» в Палестине.

       Вождь воинственных бедуинов Фейсал стал знаменем арабского национализма. Фейсал открыто претендовавшего на всю Палестину, которую именовал «Южной Сирией» («мандат» на управление которой Лига Наций вручила Англии). Лоуренс Аравийский, ярый юдофоб, своего друга-эмира всецело поддерживал. Сам Лоуренс погиб в 1935 г. при невыясненных обстоятельствах в дорожно-транспортном происшествии, накануне своего переезда в гитлеровскую Германию по приглашению адмирала Канариса, предложившего ему должность начальника ближневосточного отдела абвера. 

       Английские оккупационные власти, верные своей всегдашней политике «разделяй и властвуй», все это мало волновало, тем более, что исход войны между французами и бедуинами Фейсала сомнений у них не вызывал. Англия объявила о своем нейтралитете во франко-арабском вооруженном конфликте и - как бы чего не вышло! – вывела свои войска из граничивших с Сирией районов Палестины, в том числе и из Верхней Галилеи, где имелись еврейские поселения, объявившие о своем нейтралитете в разгоравшейся необъявленной войне.

       Но бедуины требовали от еврейских поселенцев признать власть эмира Фейсала и – в знак этого поднять над поселениями фейсаловский флаг (аналогичный, кстати, флагу современной Палестинской автономии). Евреи-колонисты отказывались. В сложившейся ситуации Иосиф принял в декабре 1919 г. решение лично поехать в Верхнюю Галилею и, используя свой богатый военный опыт, организовать работу по обеспечению безопасности еврейских поселений.

        1 марта 1920 г. укрепленная усадьба еврейских поселенцев Тель Хай, неподалеку от поселения Кфар Гилади в Верхней Галилее, была окружена отрядом арабов-бедуинов из армии эмира Фейсала. Иосиф вступил с арабами в переговоры, неожиданно перешедшие в перестрелку, и был смертельно ранен пулей в живот, но успел передать командование своему заместителю Петру(Пинхасу). Евреев было всего 30 человек. Для большинства это был первый бой, но они продержались до вечера, отбивая атаки значительно превосходящих их численно бедуинов, хотя приходилось беречь патроны. К вечеру бедуины отступили, унося убитых и раненых. Евреи потеряли убитыми шесть человек. Тель Хай им пришлось оставить, ибо наличных сил не хватало для обороны двух других, более важных укрепленных пунктов – Метулы и Кфар Гилади.

    Так закончилось первое вооруженное столкновение между евреями и арабами в Святой Земле с момента начала вторичной колонизации Палестины евреями. Иосиф скончался от полученной раны в Кфар Гилади в возрасте 40 лет.(5)
 
    Рахель в Палестине увлеклась поэзией. Она писала на иврите, хотя это не был ее родной язык: она с детства разговаривала на польском, русском, украинском и идиш.

    Образованная и красивая молодая девушка не стремилась к замужеству: ей хотелось жить и работать на земле своих далеких предков. Как раз тогда, следуя призывам одного из отцов-основателей будущего государства Израиль Теодора Герцля, еврейская молодежь хлынула в подмандатную Палестину, чтобы, как они говорили, «возродить землю своих праотцов». Американские и британские богатые евреи выкупали у местных жителей земельные участки, на которых образовывались сельскохозяйственные коммуны — кибуцы. В одном из таких кибуцев (после непродолжительной жизни в городе Реховоте, где она совершенствовала свой иврит, работая в детском саду с детьми, которые знали язык с рождения) и поселилась Рахель.   

    Литературой она занималась в свободное от сельхозработ время. А работала она так успешно, что ее отправили повышать квалификацию — учиться на агронома в Тулузе. Рахель окончила университетский курс на отлично, но на обратном пути заехала повидать родных и застряла в России: началась Первая мировая война. В голодные военные годы поэтесса заболела туберкулезом.

    Она вернулась в Палестину и поселилась в кибуце Дгания Алеф, неподалеку от озера Кинерет (в православной традиции — Галилейского моря). Но тяжелая болезнь, от которой в те времена не было эффективных лекарств, не позволила ей продолжать работать агрономом. Рахель перебралась в Тель-Авив и там написала все свои самые известные стихотворения. Кроме того, свободно владея русским и французским, она много занималась переводами.(11)


--------------------------------
(5)  «Евреи в русской армии и унтер Трумпельдор» (Вольфганг Акунов)
(9)  Ишув — собирательное название еврейского населения Эрец-Исраэль 
(10) https://jewish.ru/ru/stories/reviews/5088/
(11) https://lenta.ru/articles/2019/01/11/jewish_girls/