Не повторяется такое никогда...

Иринья Чебоксарова
Прочитала рассказ автора Прозы Саши Егорова: «Как я заработал первые деньги» -

http://www.proza.ru/2019/01/24/1480. Очень рекомендую окунуться в детство удивительных, отчаянных мальчишек, прочитав об их приключениях.
Этот его рассказ побудил  вспомнить о том, как это было со мной.


Ох, уж эта студенческая пора. Мы выпорхнули из школьных классов, трепетали на вступительных экзаменах, толпились у списков счастливчиков, поступивших на желанный факультет.
Но вот позади все волнения, первая лекция-знакомство.
Куратор называет фамилии, студенты встают.
- МаЯков – произносит преподаватель.
Поднимается со своего места невысокий крепыш и неожиданным голосом трибуна зычно и четко поправляет: «Не МаЯков, а МаякОв, от слова «Маяковский».
В аудитории смех. И с этого момента, все звали Сашу только Маяковским.

Лекции, коллоквиумы, студенческая «Весна», картошка, сессии, читальный зал. Все, как у всех. Но часть студентов были «домашними», живя в этом городе. А иногородних расселили в общежитие. И вот это общежитское братство так сдружило нас, научило очень многому.
Мы готовились к занятиям, постигали тонкости быта, бывало, голодали, но наша молодость верила, что «лучшее, конечно, впереди».

На общей плите с четырьмя конфорками постоянно что-то кипело-булькало. Вот жарится на большой сковороде картошка с луком. По этажу плывет умопомрачительный аромат. А рядом кто-то поставил кастрюлю с кипящим в отбеливателе бельем. Мыльная пена поднимается и заливает картошечку. Крики. Обвинения. Разборки.

Братство. Занять книгу, луковицу, рубль. Учиться понимать разные характеры, способности, чудачества.

Первого апреля наше общежитие для биологов и геологов превратилось во всеобщую комнату смеха. На каждом этаже, на дверях  комнат, в холлах и на проходной появились надписи, плакаты, рисунки и лозунги: «Униженные и оскорбленные», «Небесные ласточки», «Пункт сдачи стеклотары», «Не в свои сани не садись», «Банкъ», «Склад», «Деканат», «Вытрезвитель» и многое другое.
А при входе красовался образец черного юмора: «Скорбим о безвременной кончине всеми любимого студента Маяковского. После окончания гражданской панихиды – танцы!»
Так веселились студенты в далекие 70 -е.

Конечно, стипендию, в размере 40 рублей, получали не все. Но и те, кто учился хорошо, испытал на себе, что на месяц это маловато. Только на питание и самое необходимое.
А ведь был у нас расцвет молодости, хотелось покупать книги, одежду, духи.

И вот, кажется, на втором курсе, мы с моей подружкой Ниной решили подработать. Каким образом мы нашли для себя это место, уже не вспомнить.
Но после лекций и домашних заданий, уже вечером, мы ехали на троллейбусе на улицу Ленина в проектный институт. Уральская бабушка, наша предшественница, показала нам «фронт работ». Это был целый этаж с коридором, множеством кабинетов, холлом и лестницей. А мы подрядились уборщицами.

Не могу не вспомнить, как бабуля передавала нам свое мастерство.
- Вот тута мыть в середу, да в пятницу. Боле не надобно.
- А сюды зайдете, да так и спросите: «Надо ли мыть? Они-то вам: «Нет, у нас чисто». А вы им, значится, поклон земной да и скажете: «Спасибо вам»!

Приступили мы с энтузиазмом, который все гас и гас с каждым днем. И то сказать: не о таком ведь мечталось. Но месяц выдержали, а больше уже не захотели.

Хочу признаться, что помимо полов, надо было протирать столы и подоконники, обходя кульманы. Обычно мы приступали к работе, когда все сотрудники уже уходили домой. И, как правило, свои столы они освобождали от рабочих бумаг. А тут один стол оказался неубранным. Я решила сложить бумаги в стопку и невольно глянула на рукописный текст.
Это была попытка стихов. Несколько листов в начальных строках, многократно зачеркнутых и начатых снова и снова. Строки выдавали мучение автора.
- Ты для меня (зачеркнуто).
- Я для тебя (зачеркнуто).
- Моя несмелая любовь (зачеркнуто).

Сейчас я искренне недоумеваю, как я, робкая, застенчивая девушка 19-ти лет посмела вторгнуться в чужое личное пространство. Но мной двигало одно – желание помочь.
И я, «не мудрствуя лукаво», очень быстро написала стих, который получился складным, ритмичным. Но что я могла знать о чужих чувствах? Как посмела?
Этот листочек я оставила на столе, уверенная, что помогла человеку в трудную минуту. И тогда же я поняла, насколько творчество ярче того, чтобы размахивать шваброй.

На следующий день этот стол оказался девственно чист. Хорошо еще, что не поступило никаких санкций в наш адрес.

А получили мы на двоих 60 рублей. Это и был мой первый заработок. На что были потрачены деньги, память стерла безвозвратно.

В здании того проектного института на улице Ленина в Перми сейчас головной офис «Лукойла». Оно облицовано добротными материалами, перед ним самое шикарное в городе озеленение: ровные зеленые лужайки и необыкновенные цветы, которые меняют каждые весенние и летние месяцы. Проходя мимо, я всегда вспоминаю свою причастность к этому зданию и неповторимую юность.


  Фото автора: лужайка возле «»Лукойла».
  Название - строка из песни.