Это мой Высоцкий

Любовь Арестова
Кони-годы, кони-люди
Мчат по краю, всё по краю,
Пусть что будет, то и будет,
Только я уже все знаю -
Это кони попались ему привередливые...


Да, у каждого свой Высоцкий. Много сказано и написано о нем, время идет, но оно не властно над ним и только раскрывает новые и новые грани  великого таланта  неординарной личности. Каждый,  даже маленький эпизод его творчества, его общения со зрителями и слушателями достоин внимания, интересен и трогателен.

Только что вышел на экраны великолепный фильм Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", побивший все рекорды посещаемости и обсуждения, где Высоцкий блестяще сыграл ключевую роль - Глеба Жеглова, милицейского опера, с его отчаянным бесстрашием, заблуждением и ошибками, но с твёрдой уверенностью, что вор должен сидеть в тюрьме. Эту фразу Аркадий Вайнер вложил в уста самого сильного героя, сделав ее бессмертной, актуальной, которую хочется кричать и сегодня. И фильм, и актеры были так популярны, что Москва замирала, когда его демонстрировали.

Думаю, именно эти обстоятельства и сподвигли Владимира Высоцкого положительно ответить на наше приглашение и он пришел на новогоднее выступление к нам в Верховный Суд СССР. Коллектив собрался в полном составе, это была необыкновенная удача – услышать Высоцкого вживую. Чаще всего мы слушали тогда его песни в  любительских записях невысокого качества. А тут - он сам...

Зал был слишком большой, мы все уселись поближе к сцене, и вот он вышел под аплодисменты, улыбнулся, приветствуя зрителей и тронул струны, не дожидаясь тишины. Первые аккорды, и - голос, неповторимый и ни с чем не сравнимый, и эта хрипотца, и эти растянутые звуки - нереальность, волшебство, полное погружение в мир, куда приказывал, звал этот голос.
...что за кони мне попались привередливые... хоть немного еще постою на краю...
Это было колдовское действо, кода забываешь обо всем и существует в мире только эти чарующие звуки...

Он пел много, исполнял просьбы, улыбался, но мы видели, конечно, что он уже устал и мы бессовестно его эксплуатируем.
Гитарный аккорд ясно сказал нам, что пора закончить. Высоцкий улыбнулся и спрыгнул в зал, мы тут же его окружили.
- Коллеги, а как вам наш фильм? - сказал он, вызвав смех и галдеж.  Стало понятно, что ему хочется узнать мнение юристов-практиков высшей судебной инстанции о фильме, о правильности трактовки образов героев фильма и, конечно, о Глебе Жеглове, которого он играл.
Завязался разговор и серьезный, и шутливый. Ну конечно, все мы хором и порознь дали самую высокую оценку и фильму, и Глебу Жеглову с Володей Шараповым, и  актеру Владимиру Высоцкому. Это было нашим искренним общим мнением и оно подтверждено временем. Советская милиция имеет славную историю и совершенно напрасно ее почти зачеркнули, переименовав в полицию.

Я только однажды видела Высоцкого в театре на Таганке - в роли Хлопуши в "Пугачеве". Там он был по пояс раздет, выглядел  коренастым, с хорошим, накачанным торсом. А здесь, рядом, среди нас с большой гитарой в руках стоял невысокий хрупкий человек в свитерочке и странно даже было представить, где хранил он эту свою драгоценность - голос.
Уверена, свои талант и несравненный голос он хранил в душе. Там, и только там.

Мы пригласили Высоцкого к чаю, но он  извинился и категорически отказался, мы не настаивали.
- Спасибо и пока, коллеги, - с улыбкой сказал он и ушел, навсегда оставшись в благодарной памяти.