Безсмысленных слов не бывает

Александр Ведовский
Реферат по книге Н. Вашкевича «Системные языки мозга: магия слова, разгадка мифов и легенд, язык и физиология, пробуждение сознания».

Самое странное в языке это то, что создается впечатление будто слова не имеют смысла, ничего не значат. Что они случайным образом приклеены к вещам. Даже научная лингвистика выразила это положение вещей словами «никакая лингвистика никогда не ответит на вопрос, почему вода называется водой». Между тем, бессмысленных слов не бывает. Просто их смысл сокрыт от прямого наблюдения. Вопрос, как оказалось, решается просто. Надо неясные слова — все равно какого языка — писать арабскими буквами и смотреть в толковый арабский словарь.

Примеры.
1. Христос, говоря в Нагорной проповеди: «Блаженны КРОТКИЕ — ибо они наследуют землю», да простят меня верующие, ошибается. Это выясняется, как только мы напишем корневую часть русского слова кроткие по-арабски. Получим арабское слово со значением «ПАХАРИ».
Обратите внимание на то, как туманная фраза Христа сразу звучит по другому.
2. Далее, там же: «Блаженны нищие духом, им будет даровано царство небесное» — тоже не вполне ясная фраза из той же Нагорной проповеди. Стоит однако темное слово НИЩИЕ написать по-арабски, как нищие превращаются в «подвижников», «набожных людей", «служителей богу».

Метод работает не только в отношении священных книг, но и в отношении любого слова на любом языке. Если темные слова русского и других языков надо читать по-арабски, то арабские темные слова надо читать по-русски. Эта пара языков объясняет все таинства мира, связанные со словом. Все сокрытое становится явным. Так же раскрываются мифы самой разной этнической принадлежности.

 Глава 1. АБРАКАДАБРЫ
 Слово абракадабра — символ бессмыслицы, поскольку никто не знает, что обозначает оно в действительности. Известно лишь, что в средние века его использовали как некое заклинание при лечении лихорадки. После раскрытия языкового кода, всякие тайны, связанные со словом, перестали существовать. Это в равной мере касается и слова абракадабра.
        Как и другие непонятные слова, оно может быть расшифровано с помощью арабского языка: «'абра'а к#ад 'абра'а» — арабская фраза, а означает она буквально: «исцелил он, исцелил». Выходит, что средневековые лекари использовали заклинание в полном соответствии с его значением.
Так кажущееся бессмысленным слово становится предельно прозрачным. Точно так же раскрываются все русские «непереводимые выражения», так называемые идиомы. Русские «тормашки или сидоровы козы», как мы увидим ниже, являются просто замаскированными арабскими выражениями.
        Заранее скажу, что попытки объяснить явление с помощью понятия праязыка обречены на провал. Праязык выдуман лингвистами чтобы объяснить то, чего они не понимают.
        Чтобы не оставалось сомнений в ошибочности исторического подхода, начну с очевидного неологизма. Идиома «ЛАПШУ НА УШИ ВЕШАТЬ», не может быть наследием из какого-то праязыка, поскольку появилась в русском языке на наших глазах. Но и она, как и другие русские идиомы, будучи написана арабскими буквами: «лф йшшна у-йшы: вша: йат», означает - «крутить, вертеть, обманывать обманыванием».

Собачий вальс...
         Листая русский фразеологический словарь, можно заметить, что в русском языке не менее семи разных собак. Есть собака, которую зарывают. Это как в известном стишке без начала и конца: «…у попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил, в землю закопал и надпись написал, что: у попа была собака…» и так далее. Но в стишке-то понятно. Пусть вина собаки и небольшая, но вина есть вина, и видимо, у попа были основания убить ту собаку и в землю ее зарыть. Но когда мы говорим вот где собака зарыта, мы все-таки имеем в виду другую собаку, не ту, что съела поповское мясо. Но почему же она разделила участь поповской собаки? Это тайна за семью печатями. Не ищите ответа на нее во фразеологическом словаре, там его вы не найдете.
         А вот еще одна собака. Мы говорим иногда: устал как собака. Довольно странное выражение. У нас на собаках не сеют и не пашут. Правда, ездят. Так то на крайнем севере, в исключительных климатических условиях. А выражение употребляется повсеместно, и на юге, и на севере.
         У нас еще собак вешают. Прямо на людей. Это вообще бред какой-то…
Собак у нас еще и едят. «Собаку съел на этом деле» — говорят в совершенно определенных случаях. А  вот еще одно странное выражение: «Нужна, как собаке пятая нога».
         Помимо этих странных собак, есть еще собака обыкновенная. Просто собака. Которую мы привыкли видеть каждодневно. Понятное дело, странного в ней ничего нет, вот разве что название. Действительно, почему собака называется собакой?
         Обратимся к арабским корням. Корень СБК означает «опережать, обгонять, делать что либо раньше другого, предшествовать во времени о событии».
        Та же «собака» в выражении собаку съел... Это часть арабской пословицы  «сабак#а се:лю мат#ару», буквальное значение которой «его сели (потоки) обгоняют его дождь». Имеется в виду, что его дела обгоняют его слова.
        Так вот где собака зарыта!..  Арабское слово  «зари:ъат» - означает «причина, предлог». А собака, по-видимому, та же, что и везде. Служебное слово, означающее предшествование. Смысл фразеологизма: вот какая причина предшествовала данному явлению.
        Теперь о собаках из выражения собак вешать. В арабском есть слово  «виша:йат» - «клевета, оговор». И этим все сказано. Кстати, здесь то же вешать, что и в идиоме о лапше.
 
Фразеологические козы.
Наши козы странностью и разнообразием от наших собак мало чем отличаются. Взять хотя бы ту, что у Сидора была. То ли в огород забрела, то ли еще какую шкоду сотворила, только взял ее Сидор и выпорол, да так нещадно, что бедная коза в поговорку вошла, чем и своего хозяина прославила. Как говорится, нет худа без добра.
       Это еще что! У нас есть и служивые козы, которых время от времени отправляют в отставку. Вместе с ихними барабанщиками. То ли по старости, то ли от того, что со служебными обязанностями не справляются.
Еще на козах как и на собаках у нас ездят. Мы говорим иногда на козе не подъедешь, когда не знаем, как подступиться к кому-нибудь, словно коза — это нечто такое, чем обычно решаются дела.
       Что и говорить, наши козы не менее загадочны, чем собаки. Пытались разгадать некоторых из них и этимологи. Вот что они пишут, например, о выражении отставной козы барабанщик. «Выражение идет от широко распространенной в старину ярморочной забавы водить напоказ ручного медведя, которого сопровождал пляшущий мальчик, наряженный козой, и барабанщик, который бил в барабан, как бы аккомпанируя этой пляске».  Ну что здесь скажешь. Может быть, и был такой обычай у наших предков, только что с того? Причем здесь отставная коза? Кто отправлял в отставку этого мальчика? На мой взгляд, объяснение еще более темное и абсурдное, чем само выражение. Как говорится, шито оно белыми нитками. Кстати, почему мы так говорим? Если вы спросите специалиста по этимологии, он обязательно придумает какую-нибудь историю про портного. А он здесь и не причем. Просто по-арабски «била:мант#ык#» значит «без логики». По-моему, точнее о приведенном выше объяснении не скажешь. Во всяком случае, науки здесь никакой. Одна фантазия.
         Чтобы восстановить логику, надо просто козу выписать арабскими буквами, получим судью. Кази, а по-арабски - это судья, а вовсе не коза и даже не мальчик. Что касается обычаев, то здесь речь идет об обычае приводить приговор в исполнение сразу же после его вынесения, что требовало, чтобы в штате судьи был и барабанщик, под дробь барабана которого пороли, а по терминологии той поры, «драли» от арабского корня ДРЪ «снимать кожу» провинившегося.
          Понятно, что судья имел огромный авторитет и вес среди мирян, но только до тех пор, пока не уходил в отставку, после чего становился человеком, не заслуживающим никакого внимания, таким, с которым можно было уже не считаться.
          Поговорка выдрать как сидорову козу. Если не знаешь арабского, как поймешь, что «с#адар к#аз#а», в арабской графике означает «вышел приговор, решение судьи»? Выходит, здесь и нет никакого Сидора. Просто созвучие с арабским выражением. А буквальный смысл поговорки: «выдрать так, как вышло решение судьи, в точном с ним соответствии», то есть без снисхождения. Назначил судья, то бишь казий, скажем, сорок палок — сорок и получай. Вот в этом все и дело. Понятно, что о происхождении «сидоровой козы» во Фразеологическом словаре вы не найдете ни слова.
         Арабское слово каз#а означает не только решение судьи, но и суд, судопроизводство. Корень для русского человека знаком, например, по слову наказание или казнь. Также и казуистика того же корня. Его точное значение — «рассмотрение отдельных судебных дел, случаев». Отсюда и наша оказия и оказался и даже кажется.
          Теперь будет понятным и другое выражение с козой: «На козе не подъедешь», то есть не решишь в обычном правовом порядке.
          Одних собак и коз, что в нашей фразеологии, вполне достаточно для человека с нормальной головой, чтобы сделать однозначный вывод о неслучайности этих языковых совпадений.

Но продолжим... Говорят: гол как сокол. Спрашивается, если в идиоме и в самом деле упомянут сокол, почему он голый? Он же, как и все птицы, в перьях. Впрочем, идиома подразумевает бедность. Тоже неувязка. Сокол не та птица, которая прозябала бы в бедности. Во всяком случае, у сокола претендовать на то, чтобы стать героем фразеологизма, оснований не больше, чем у других птиц.
          Этимологи объясняют, что выражение идет от сравнения со старинным стенобитным орудием сокол, представляющим собой совершенно гладкую чугунную болванку, закрепляемую на цепях. В этом уже есть, слава богу, хоть какая-то логика, что дает право сказать, что в нашей этимологии не все так безнадежно плохо. И все же остается неясность: почему болванка называется так же, как и эта гордая птица. Находим в словаре арабский корень «С#К#Л». Он означает «счищать, шелушить, оголять». Похожее значение и у корня ГЛЙ — «быть ясным, открытым, голым». Русское голый тоже отсюда. Оказывается, в нашем выражении просто семантический повтор для усиления. Один раз от корня «гол», второй от корня «С#К#Л». Что-то вроде голый гольем. Такой же как в выражении ходить ходуном.
          Что же касается болванки, то корень С#К#Л имеет и другое значение «бить, стучать», от него-то стенобитное орудие, а не от голизны. Но и в первом значении этот корень имеет продолжение в русском, например, в таких словах как скула «часть лица, на которой не растут волосы» или в выражении скалить зубы.
 
Еще более странная птица — соловей. Тот самый, который разбойник. Как стало возможным, что это маленькая певчая совершенно, как я думаю, безобидная птичка превратилась в грозного разбойника, олицетворение зла? Как вообще стало возможным сочетание двух таких разных понятий в одном выражении соловей-разбойник, если даже конь и трепетная лань, по нашим представлениям, не сочетаемы.
          Ответ, как всегда, ищем в арабских корнях. Оказывается, наш разбойник не от разбивать, а от арабского выражения  «ра'с забба:» - «голова волосатая». От него же и наша голова забубеная «бесшабашный, отчаянный человек». В арабском забба:' и забу:ба — синонимы, разные формы одного слова, выражающего идею волосатости, а в переносном смысле — непокорности.
           О собаках речь уже шла, наступил черед и котов. Вот, например, выражение купить кота в мешке, то есть приобрести неизвестно что. Этого кота напишем арабскими буквами, получим: «к#у:т» - «еда». На мой взгляд, это логичней. Продукты, действительно, если покупать не глядя, можно взять черт знает что.

Кот наплакал - означает «мало». В арабском нет звука П, ему закономерно соответствует Ф.Нафль — это арабское слово, им обозначается то, что дается сверх того, что положено, например, доплата к получке или дополнительный приработок. Что касается кота, то это арабское слово  «к#ут#ыъ» «быть обрезанным, прекращенным», следовательно, «к#от#ыъ наплак» - буквально означает «прекратили тебе давать нафл», и стал ты, следовательно, жить на одну зарплату.

      О человеке, который мечется в исступлении, бессмысленно, говорят: мечется как угорелая кошка. Угорелых кошек или котов мне видеть не приходилось, но самому испытать это состояние однажды пришлось. Не то, что метаться, руку тяжело поднять. Одним словом, отравление, как любое пищевое или алкогольное. Тошнота, ломота, голова раскалывается. Вы видели, чтобы люди с похмелья метались как угорелые кошки? Я думаю, нет. Во всяком случае, такое поведение не характерно для отравленных. И в поговорке не о кошке идет речь. Звучит она на арабском так «гара:лак-шакк». На египетском диалекте. Смотрите, как совпадают согласные. А значение эта фраза имеет такое: «случился с тобой удар, шок». Значит, идиома буквально означает «что ты мечешься, как будто с тобой случился шок».

Тот же корень ШКК мы видим в слове тормашки. Что удивительно, так это то, что никто на свете не знает, что такое тормашки, и даже не связывает, пусть и ошибочно, с каким-либо значением, тем не менее вы не найдете русского, который хоть раз в жизни не употребил этого странного слова. Это совершенно бессмысленное слово, тем не менее, обладает совершенно определенным значением. Вот такой парадокс.
         Так вот о тормашках. Говорят: полетел вверх тормашками. Пишем вверх тормашками арабским способом, то есть одни согласные, получаем ВРХ ТР ТР М ШК. Восстановим слабые гласные, которые не всегда обозначаются даже в Коране, получаем вполне осмысленную арабскую фразу: «и полетел летением того, что ударено копьем». Это буквальный перевод. По-русски, если не употреблять слово тормашки, эту мысль можно выразить так: «полетел, словно его кто копьем ударил»

...Выражение мышиная беготня или мышиная возня подразумевает мелочные хлопоты, суету. Эту идею арабы обычно выражают через понятие ходьбы, говоря «ходит туда-сюда», буквально: «приходит-уходит». Так вот глагол «миши» -  означает «уходить», а  «бйиги» — «приходить». Отсюда и мышиная беготня.

Ну, а теперь о ... мухах. Если вы иностранец, тобой русский объяснит вам что такое под мухой. Пьяный значит. Но прежде чем понять, какое отношение мухи имеют к состоянию опьянения, несколько слов об арабской грамматике. Самая распространенная приставка в арабском — М. С её помощью образуются причастия действительные и страдательные, имена места, времени, орудия и т.д. В русском языке ей соответствует в ряде случаев приставка по-, например, покос — имя места и времени косьбы.
           Надо сказать, что описанный случай — не единственный пример маскировки начала этой арабской грамматической модели под русскую приставку или предлог под. Возьмем русское слово подхалим. Что оно значит? Русскому человеку кажется, что оно состоит и на этот раз из приставки под — и корня халим. Но что означает халим? Других слов в русском языке с этим корнем нет. Единственное утешение для филолога, это то, что бессмыслица для русского языка — обычное явление. Случай такой, как и остальные, сколько ни ломай голову, ничего не придумаешь, если не знаешь арабского языка. Зная теперь уже, что приставка под- это просто маскировка, смотрим в арабском словаре, что означает мутах#а:лим.
     Оказывается, это тот, кто прикидывается кротким, послушным, как это обычно и делает подхалим. Подхалим и под мухой — это формы одной грамматической модели, которая в арабской грамматике называется причастием шестой породы.

Про того, кто под мухой вполне можно сказать и пьяный в стельку. Но, пожалуй, что пьяный в стельку все-таки посильнее. Пьяный здесь, надо полагать, в прямом значении, а вот стелька непонятна.  Но, едва мы откроем словарь на корне «СТ#Л». Это, оказывается, «хмелеть». Обычный семантический повтор для арабского языка, который иногда употребляется и в русском, типа ходить ходуном. Здесь только он замаскировался под стельку.

Про того, кто часто бывает под мухой, говорят выпить не дурак. Спрашивается, какое имеет отношение глупость или ум к питейным вопросам? А дело вот в чем. Читатель уже догадался, что смотреть надо в корень. Здесь имеется в виду не дурак и не умный, а арабское выражение «майд#уррак», что значит «не повредит». Про того, кто твердит: выпить не повредит, выпить не повредит - в переводе на арабский «майд#уррак», так и говорят «выпить не дурак».

Того, кто выпить не дурак, иногда посещает белая горячка. Тоже странная болезнь. С какой стати мы именуем ее белою? Не ищите ответа на этот вопрос в наших толковых словарях. Там вы его не найдете. Чтобы понять в чем здесь дело, надо букву Е в слове. БЕЛЫЙ прочитать так, как читают её арабы, то есть Айном , тогда болезнь потеряет белизну и станет головной, поскольку от арабского корня «БЪЛ» происходит название головы, а «баълий» как раз и означает «головной», «относящийся к голове» или «главный», как в белом грибе, о котором говорят «белый гриб боровик всем грибам полковик». Дальтонизмом русский народ не страдает, чтобы называть этот гриб таким образом по цвету.

... Взять к примеру не в свои сани не садись. На первый взгляд все здесь кажется логичным, а о красоте образа не стоит и говорить. Но, мне бросилось в глаза то, что сани по-арабски означает «второй, другой».
Но ведь это значение, которое входит в семантическую структуру разбираемой пословицы: «не делай работу другого». Пришлось проверить и остальные слова. Корень СВЙ значит «делать, совершать». То же значение имеет и другой корень СДД, который подстроился под наш глагол садись. Получается как раз «не делай работу другого».

Экспрессивные выражения.
 В минуты душевных переживаний, когда отчаяние, страх, горе, физическая или душевная боль, а то и радость переполняет наши сердца, а иногда и просто по трудно объяснимой привычке мы произносим странные слова и выражения. Некоторые из них называются междометиями, другие — матом. Некоторые из них имеют простое объяснение, другие — типичные абракадабры. Русский человек любит крепкое слово, но почти никогда, к его счастью, не задумывается над смыслом употребляемых им выражений. Люди других национальностей, понимающие русский язык, по первости бывают шокированы. На почве слишком буквального понимания ими русских выражений случаются конфликты, но вскоре и они привыкают к крепости русского слова, а порой и обходят наших по частоте и неуместности его употребления.

Начнем с междометий. Они обычно никакого лексического значения не имеют, выражая лишь чувства. Это ахи, ойконья и тому подобные восклицания, которые, как считается, происходят либо от звукоподражания либо от естественных биологических звуков, которые возникают в речевом аппарате как бы сами по себе.   К примеру, тот же ах. Известно, как крепки на Востоке семейные узы. Они оставляют свой глубокий след не только на характере взаимоотношений среди родственников, в особенности кровных, но и на языке. Это естественно. В минуты волнений кого вспоминает человек прежде всего? Разумеется, Бога, родителей, братьев, сестер. Так и появляются междометия, заполненные обращением к названным лицам.
           В нашей традиции круг лиц, к которым мы обращаемся в трудную минуту или минуту радости, значительно сузился. Мы вспоминаем только бога и маму, да и ту почему-то недобрым словом.
           Если все же разбираться, то это просто нам кажется, что круг родственников сузился. Оказывается  «Ах — это по-арабски «брат», «ухти» — «моя сестра», «йохти» — «О, моя сестра!».
 Эти междометия употребляются и для выражения восхищения и разных оттенков удивления. Отсюда в нашем языке и ах!, и ох!, и ох ты!, и ух ты! Отсюда же фразеологизм не ахти какой, то есть такой, по поводу которого не скажешь «йахти» (О, сестра моя!).

Еще в молодости приключился со мной такой случай. Я тогда не придал ему никакого значения, да вот через несколько десятков лет пришлось вспомнить. Дело было в Алжире. Я, еще молодой тогда переводчик, играл в довольно азартную настольную игру. И время от времени непроизвольно у меня вырывалось междометие ох ты! Я обратил внимание, что арабы как-то странно при этом на меня смотрят. Я был так увлечен игрой, что не стал выяснять, в чем дело. А потом забыл. Теперь я понимаю их взгляд. Оказывается, что это междометие было и в арабским. А странность их взгляда объясняется тем, что в арабском языке оно принадлежит женской речи, поскольку упоминается в ней сестра, а не брат.

Другие междометия, примеру, междометие кшш. В арабском языке это не междометие, а повелительное наклонение глагола «кашша» - «прогонять». Это же «междометие» в виде слова шах мы говорим, когда играем в шахматы.
           Кстати о шахматах. Это название переводят с арабского как «король умер». Король, сообщаю вам, по-арабски: малик. А название игры сложено из двух самых важных слов этой игры —шах и мат. Первое слово от обратного прочтения арабского кшш «шах», буквально «пошел отсюда!», второе — от арабского мат «умирать», «пропадать». По-арабски шахматы называются шатранг, что в переводе с персидского означает «шесть рангов». Именно на шесть рангов делятся шахматные фигуры.

А вот междометие тьфу происходит от арабского глагола ТФФ «плевать».

 Теперь о матерных выражениях.
Как и все идиомы, их надо писать арабскими буквами. Например, «х#и:ди на:х#ийа» - по-арабски означает «отойди в сторону».  Первое слово того же корня, что и выражение ходить ходуном. И если в нашем сознании они не сближаются, то только потому, что мы забыли напрочь правила превращения гласных, описание которых можно до сих пор найти в арабской нормативной грамматике. Второе слово мы сблизили с сочетанием предлога на с названием мужского детородного органа в русском языке.

Некоторые русскоязычные люди, кто реже, кто чаще употребляют красноречивый и совсем неприличный жест, который имеет значение отказа. Согнув правую руку в локте, бьют второй по месту сгиба. Жест означает буквально то же, что и разобранное выше матерное выражение, идущее от арабского «хиди нахийа», мол, иди туда-то. Большинство думает, что рука призвана имитировать орган размножения. На самом деле одной рукой показывают на вторую. Только и всего.
А делают это потому, что «'и:ди:» по-арабски означает «моя рука». Получается,  что рука является носителем определенного знака и в силу только этого используется как жест для передачи другого знака, созвучного с первым.
          Любопытно, что арабы этот же в точности жест используют для передачи совсем другого языкового знака. Они этим жестом пользуются тогда, когда просят документы.

Однажды произошел весьма забавный случай. Я жил тогда в Каире и часто общался с нашими инженерами, стажировавшимися в Египте после изучения арабского языка. Предполагалось, что они смогут работать впоследствии в арабских странах без переводчика. Среди них был один по имени Андрей. В противоположность большинству своих соотечественников он ни разу в своей жизни не сказал ни одного матерного слова. Так вот, идем мы однажды по улице, а Андрей и говорит. Подождите, мужики, я зайду в магазин, куплю стирального порошка. Мне он сказал не ходить с ним, поскольку хочет попробовать свои собственные силы в языке. Через пять минут выходит наш Андрей красный как рак. В чем дело?— спрашиваем. Николай, помоги, пожалуйста. Там продавщица ведет себя в высшей степени странным образом. Она мне показывает вот это и спрашивает: фи? А это фи, надо сказать, по-арабски означает «есть». Андрей это слово знал, а жест понял по-русски. Все ясно. В стране был экономический кризис, и потому многие товары, в том числе и мыло, в государственных магазинах давали по карточкам. Почему же арабы в таких ситуациях показывают друг другу руку? Да потому что в арабском «варак» - «документы» те же согласные, что и в русском рука.

Еще большую зависимость от языкового знака обнаруживает жест,— скорее, целая церемония — преподношения хлеба-соли. Даже слово такое есть хлебосольство. Между тем, хлеб и соль считаются скудной пищей.  Оказывается, чтобы понять, в чем дело, надо русское название хлеба и соли написать арабскими буквами. Тогда получится «х#алабби ва:с#ыль» - «все исполню ради прибывшего».

 Однословные абракадабры
Бывают также слова составленные из двух слов, например, благодарю. Вдумайтесь в буквальный смысл. Получается, что благодарящий утверждает, что, говоря спасибо, он как бы дарит благо.  В чем же дело? Чтобы это выяснить, опять (в который раз!) прибегнем к испытанному методу: «балаг# да:ру» — арабское выражение, которое буквально означает «да достигнет он дома». Это пожелание путнику добраться до дома целым и невредимым. А ведь русское спасибо означает в принципе то же самое: «спаси (тебя) бог».

Продать как будто бы состоит из приставки про — и корня дать. С корневой частью все в порядке, ведь при продаже происходит передача товара, а вот приставка здесь играет непонятную роль. Обычные ее значения, например, «наперед» как в прорицать, или «всеохватности» как в прозаниматься (весь день) или «пересечения» как в пройти, не подходят, как не подходят и другие ее значения, о которых можно прочитать в толстой Академической Грамматике. Может быть, это вообще не приставка? Проверить — для нас дело не хитрое. Напишем слово арабскими буквами, не обращая внимания на то, где здесь приставка, а где корень. Получается арабский корень ФРД# который означает «навязать». Разве навязать товар это не то же самое, что продать его? Выходит, что и корень здесь не тот, что мы с такой уверенностью называли вначале вслед за грамматистами.

Может быть, и в слове предать пре — не приставка? Как проверить, если набор согласных как в предать так и в продать один и тот же. Да, в русских словах он одинаковый. А в арабских эквивалентах два разных Д. Одно Д — обыкновенное, как у нас, а второе — гортанизированное (эмфатическое). От корня с Д обыкновенным образуется глагол «'афрада» - «оставить в одиночестве». На мой взгляд, это то, что надо. Как говорится, не в бровь, а в глаз.

В чешском языке акула называется жралок. Но, вот если мы слово акула напишем арабскими буквами, арабская вязь точно обозначит всем известный признак этой морской хищницы. «'аку:ла» как раз и означает по-арабски «прожорливая». 
Слово лошадь, происходит из того же источника, что и акула.

Арабское «ал-ашадд» в некоторых диалектах, например, в алжирском, произносится лошадд, означает «сильный, сильнейший». Слово происходит от корня ШДД «тянуть». Первое Л — артикль. То, что лошадь — тягловое животное, известно всему миру, и спорить здесь не о чем.

Означает ли это, что все эти названия заимствованы из арабского языка? От внимательного взгляда читателя не должно ускользнуть то обстоятельство, что в арабском языке соответствующие слова вовсе не обозначают никаких животных. Отношение между русскими названиями животных и соотносимых с ними арабскими корнями точно такие, как между чешским названием акулы жралок и соответствующим русским корнем. Мог ли чешский заимствовать это название из русского? Разумеется, нет, поскольку в русском акула обозначается иначе. Почему же мы понимаем мотивацию чешского слова? Очевидно, потому, что русский и чешский имеют общие корни благодаря тесному исконному языковому родству. Точно такие же отношения родства между русским и арабским языками.

 Так что никакие слова больше не тайна. Не тайна и научная терминология, о которой сейчас и поговорим.
 Большая часть научных терминов происходят из греческого языка и латыни. Но вот что странно. И в греческом и в латыни они зачастую так же непонятны, как в русском немецкое слово бутерброд.

Филология
 Зададимся вопросом, что означает термин филология. Этот термин составлен из греческих морфем. Аналогов ему в русском великое множество. Вот биология — это наука о жизни, археология — наука об истории. Структура подобных терминов понятна: логос по-гречески означает «слово», «наука», а в первой части подобных терминов обозначается предмет той или иной науки. Так что же такое фило? Фило по-гречески значит «любить». Это же слово мы находим в термине фило-софия, что переводится с греческого как «любомудрие». Так что же, выходит, филология — это наука о любви? Буквально: сексология? Нет, объясняют нам ученые, филология — это любовь к слову. Тогда почему биология — это не жизнь слова? Или в древнегреческом не было правил грамматики? 

Иногда нам приходится читать термины наоборот. Так же читали иногда и древние. Тому не стоит слишком уж удивляться. В те стародавние времена был широко распространен бустрофедон, такой способ письма, когда его направление меняется с каждой новой строчкой, так что, гладя на страницу, не сразу скажешь, в какую сторону надлежит читать ту или иную строчку. Некоторые термины еще с тех пор существуют в двух вариантах чтения: в прямом и обратном. Таковы древнегреческого происхождения морфа и форма.

Диалектика тоже замороченное слово. По-арабски, то есть задом наперед, оно означает «расчленение сложного», а вовсе не спор, как думает весь мир.
Из области относительных неологизмов — обозначение осей координат пространства: х, у, z. Сейчас трудно сказать, кто первый ввел в научный обиход именно эти три буквы для обозначения трех измерений пространства. Возможно, и скорее всего, это был Декарт (первая половина XVIIв.). Как сейчас узнаешь, было ли известно ему, что, сложенные вместе, эти три буквы дают арабский корень, от которого происходит слово «х#еййиз» - «пространство», которое, кстати, пишется в три буквы: ХУZ.
 
Профессора и академики, кандидаты и доктора
 Научное звание профессор почему-то кажется одного корня со словами профессия и конфессия. Про- и кон- латинские приставки, а корень здесь — фесс-. Примерно так думали и римляне. Но ни мы, ни они не знали толком, что означает этот корень. Сами римляне связывали эти слова со словом fateor «признаваться, соглашаться», которое, в свою очередь, непостижимым образом происходил от for «говорить, предсказывать». Трудно возразить против такой этимологии, потому что она непонятна. Римлян давно уж нет, чтобы можно было уточнить, что они имели здесь в виду, а современные филологи далече от этих проблем, спрашивать их бесполезно.
           Придется обратиться к арабским корням. Самое простое слово среди названных — конфессия. Членить его надо не так, как это делали римляне, а вот так: ко-нфессия, где ко-, действительно, латинская приставка со значением совместности, вариант приставки кон-(ком), а НФС по-арабски «душа». Буквально: «содушие, духовное сотоварищество». Комментарии здесь излишни. Слово как раз значит то, что значит.
          Что же касается слова профессор, то уже по логике вещей оно не должно сближаться с профессией, тем более что профессор не профессия, а научное и педагогическое звание. Поэтому сразу же в нем выделяем арабский корень ФСР «объяснять, толковать». Не это ли занятие профессора? Правда, остается неясным, как совмещается с корнем значение латинской приставки: «наперед, заранее, спереди». Предвосхищая вопросы студентов, что ли? Нет, дело в том, что здесь приставка не латинская, а наша русская про-, означающая всеохватность действия. 
          Осталось слово профессия, но оно выходит за рамки нашей темы, поэтому оставим профессоров от филологии думать об этом слове так, как думают.

Древние русичи Полярную звезду называли Лосью. Культ Лося был известен на Руси с незапамятных времен. Но какое отношение имеет это красивое животное к Полярной звезде? А вот такое. Л — это след арабского артикля, а оставшаяся часть — исконное русское слово ось. Дело в том, что Полярная звезда является маркером мировой оси. Выходит, русские когда-то знали, что Земля круглая и имеет ось вращения.

 Как раскрываются тексты, Н. Вашкевич разбирает на примере великого русского литературного шедевра «Слово о полку Игореве».
Ну, а я на этом остановлюсь, предоставляя возможность заинтересовавшимся продолжить знакомство с его книгой.

Кому интересна тема словообразования приглашаю на страницу
«Азбука это - образы букв» http://www.proza.ru/2016/01/18/2072