Переплетения судеб. Луканины - Мамины - Удинцевы

Галина Магницкая
В архиве Натальи Николаевны Шехиревой, часть которого перешла ко мне по наследству от бабушки Веры, сохранилась интересная открытка. Текст ее звучит следующим образом:
«Дорогая Наташа! Поздравляю тебя с днем ангела и желаю всего хорошего. Как ты проводила время? Была ли в Чурмени? Когда приехала в Екатеринбург? Пиши мне. Буду ждать.
P. S. Наши поздравляют тебя. Привет от нас Удинцевым».
 
Подпись гласит – Н. Луканина. Открытка отправлена из села Косулино в Екатеринбург по адресу: «Страховое Общество Россия. Сергею Аристарховичу Удинцеву». Как ни странно открытка, направленная «на деревню дедушке» дошла до адресата. По штемпелю удалось прочитать только первую цифру – 24. Как известно, Наталья Николаевна родилась 2 июля 1892 года, а когда отмечались ее именины – сказать не могу. Однако фамилия Луканиных осталась в памяти.

                ***

Недавно решила перечитать автобиографическую прозу Д.Н. Мамина-Сибиряка. Заинтересовал вопрос – как относился он к своей семье и роду в целом, какие факты можно почерпнуть из его произведений? Выбрала повесть “Отрезанный ломоть”, поскольку издавна нравится её подзаголовок: “Из далекого прошлого. Воспоминания”. Всегда завораживающе действует на меня первая строчка: «В жизни каждого человека бывают решающие моменты, те “дни посещения”, когда происходят многознаменующие душевные перевороты».

Как известно, замысел Д.Н. Мамина-Сибиряка о написании воспоминаний восходит к 1891 году. Подходил автор в то время к сорокалетнему возрасту. «Нужно будет написать на всякий случай воспоминания о всех... простых и хороших людях, среди которых прошло мое детство», – писал Мамин-Сибиряк в одном из писем к матери. Отдельные рассказы и очерки, составившие книгу, печатались в разных журналах в течение десяти лет. Самостоятельной книгой воспоминания вышли в 1902 году в издании журналов “Детское чтение” и “Педагогический листок”. При жизни писателя переиздавались дважды – в 1908 и 1911 годах в серии “Библиотека для семьи и школы”. Следовательно, полюбились читателям произведения уральского писателя.
Обычно привлекает мое внимание в первую очередь рассказ «Дедушка Семен Степаныч», в котором весьма коротко, но обстоятельно автор повествует о дедушке со стороны отца – Мамине Матвее Петровиче. Интересной был он личностью. Родился дед писателя 17 ноября (по старому стилю) 1799 года в селе Троицком Камышловского уезда. Весьма примечательно, что он «ни в семинариях, ни в училищах не обучался». В 1813 году был определен в Богоявленскую церковь Екатеринбурга пономарем, спустя три года посвящен в стихарь, а в 1824 году переведен в дьяконы этого же храма. Женился он на Вассе Федоровне Мыльниковой, девушке из рабочей среды. Смелый шаг по тем временам, поскольку взял он в жены особу не из духовного сословия. Позже Матвей Петрович был по решению епархиального начальства перемещен к Богородицкой церкви села Невьянского. С 1835 по 1861 годы служил уже дьяконом в Покровской церкви села Покровского, что в Ирбитском уезде. Имел ювелирную и столярную мастерские, в которых работал сам. Выступал он одним из основателей первой школы села Покровского, открытой в 1843 году. Умер Матвей Петрович, как гласит метрическая книга села Покровского в сентябре месяце «в возрасте 62 лет от горячки». В то время сын его Наркис уже имел приход и служил в церкви Висимо-Шайтанского завода Демидовых, а внуку Мите было почти 9 лет.

Обратимся теперь непосредственно к рассказу. Считаю возможным привести отрывок из него, имеющий наибольшее значение для последующего повествования: «Для сравнения у меня перед глазами был покровский дедушка, Матвей Петрович, тоже дьякон, но человек крайне деятельный. Я его мало знал. Это был высокий, полный, седой, строгий старик с окладистой большой бородой. У него была большая семья, которую поднимать на ноги стоило громадных трудов. Одного дьяконского заработка, конечно, не хватало, и у дедушки была устроена в нижнем этаже его дома громадная столярная мастерская, дававшая возможность пополнять бюджет. Кроме столярного ремесла, Матвей Петрович занимался ювелирным делом. Вообще старик отличался деятельным характером и даже ходил на охоту. Так как дьякону запрещено это удовольствие, то старик брал с собой кого-нибудь из крестьян, давал ему ружье и так ходил в лес.
…В доме Матвея Петровича было всегда и людно и шумно, особенно когда собиралась вся семья. За стол садилось человек по двенадцати. Была жива и бабушка, но я ее совсем не помню, а помню только красивую и бойкую тетю Душу, красивую девушку, которая наполняла веселой суматохой весь дом. Особенно я любил, когда красавица Душа (уменьшительное от Авдотьи) что-нибудь пела своим светлым девичьим голосом. Дедушка Матвей Петрович был строг, и все его боялись, за исключением одной Души».

                ***

Наконец дошла очередь до ознакомления с книгой «Д.Н. Мамин-Сибиряк в воспоминаниях современников». Подготовил текст к печати и сделал обширные комментарии к статьям кандидат филологических наук Б.Д. Удинцев, большую часть жизни посвятивший изучению жизни и творчества писателя. В 1944 году  защитил он кандидатскую диссертацию на тему “Научная биография Мамина-Сибиряка”, выполненную не по своей специальности. Как известно, окончил он экономическое отделение юридического факультета Петербургского университета. Однако начал заниматься литературоведением еще в молодости, приблизительно с 1910 года. С 1945 года руководил Б.Д. Удинцев научной библиотекой Государственного литературного музея; с октября 1953 по июнь 1957 года -  сектором литературы в фундаментальной библиотеке общественных наук Академии наук СССР. Дело заключается в том, что отец его, Дмитрий Аристархович, был женат на сестре Д.Н. Мамина-Сибиряка. Часто посещал он в годы учебы семью Мамина-Сибиряка, и, конечно, испытал влияние писателя, его неизменное обаяние. Отсюда и проистекал столь длительный интерес  Б.Д. Удинцева к роду Маминых.

Заинтересовал меня очерк Владимира Павловича  Луканина (1888 – 1953), сына двоюродного брата писателя под названием «Дядя Митя». По всей видимости, встречались они в 1903 году, когда Д. Н.  Мамин-Сибиряк приезжал на Урал, чтобы навестить родные места, вспомнить о годах молодости. Несомненно, что некоторые из эпизодов описанных автором, навеяны семейными преданиями о знаменитом родственнике.

Мало приходилось мне читать о первенце семьи Маминых, старшем брате писателя – Николае Наркисовиче. Вот что рассказал о нем Луканин: «Был у Дмитрия Наркисовича брат Николай, человек больной, но большой мастер рассказывать о виденном и слышанном. Он нигде не мог устроиться на службу и главным образом жил в качестве «секретаря» у екатеринбургских «благочинных». Он получал помощь от брата, но ему было поставлено условие – сообщать в письмах Дмитрию Наркисовичу о всем виденном и слышанном среди сельского уральского духовенства. За это Николая сильно недолюбливали его начальники – «благочинные», особенно, когда им приходилось читать в произведениях Дмитрия Наркисовича описания лиц, характеров, похожих на них…».

Одновременно всплывают в памяти рукописные мемуары Б.Д. Удинцева, в которых приводятся следующие сведения: «Временами Николай Наркиссович уезжал погостить в село Бобровку, где жил его двоюродный брат Павел Петрович  Луканин. Николай Наркиссович любил эту семью скромного псаломщика, с которым его связывали воспоминания детства, но нередко он и жаловался на скупость этой семьи, которая жила буквально на медные деньги».

Дополню лишь, что появился он на свет в далекой Егве, на севере Пермской губернии. Жил с матерью, помогал Дмитрию Наркисовичу переписывать рукописи.
Далее в Воспоминаниях Б.Д. Удинцева этому человеку посвящен следующий фрагмент: «14 декабря 1916 года из Екатеринбурга получено сообщение о смерти Николая Наркисовича Мамина. Это был старший сын Наркиса Матвеевича, он пережил всех своих братьев и Дмитрия, и Владимира. Типичный неудачник, алкоголик жил на средства братьев в екатеринбургском доме Дмитрия Аристарховича.

15 декабря мы с Екатериной Яковлевной (Е.Я – жена Б.Д. Удинцева) выехали в Екатеринбург. Мне в Петербурге делать было уже нечего. На Ивановском кладбище рядом с могилой отца появилась еще одна родственная могила. На 9-й день служили панихиду по дяде Николе уже дома».
Из таких мозаичных кубиков-воспоминаний постепенно и складывалось мое представление о Николае Наркисовиче и семье Маминых в целом.

                ***

А кто такие Луканины из села Бобровки, расположенном в 33 км от Екатеринбурга, долгое оставалось неизвестным. Позже удалось узнать, что ранее Косулинская церковь была приписной к храму Михаила Архангела села Бобровское. Следовательно, находились эти поселения на небольшом расстоянии друг от друга.

Перечитывая книгу Н.М. Сергованцева “Мамин-Сибиряк” из серии ЖЗЛ неожиданно обнаружила недостающую информацию. Так автор пишет: «А Дмитрий между тем, следующим утром бежав из матушкиного дома, на толкучем рынке срядился с попутной подводой и в чем был, покинув родных, без шляпы и пальто, укрытый от дождя возчиковым армяком, двинулся по раскисшей дороге в село Бобровку к двоюродному брату Павлу Луканину. Он недавно женился.

Дмитрий гулял у него на свадьбе, завел бобровских знакомых…

Павел встретил его с радостью. Молодая жена Павла, в просторном сарафане, прятавшем ее «положение», и тем смущенная, поприветствовав родню поклоном, скрылась в горнице. И тотчас оттуда легко вбежала тетя Душа с румянцем во все лицо, сестра покойного Наркиса Матвеевича».

Оказалось, что тетя Душа – это Авдотья Матвеевна Мамина (1840–1896), которая стала женой Петра Александровича Луканина. Служил он после окончания ПДС диаконом в селе Покровском. Почти сразу же, в 1862 году, 3 февраля состоялось их венчание в Покровской церкви. Запись об этом событии в Метрической книге свидетельствует, что венчались «с. Покровского умершего дьякона Матвея Мамина дочь девица Овдотья, 16 лет, закончивший курс Пермской духовной семинарии Петр Александрович Луканин». Одним из поручителей по жениху оказался дьячок Петр Степанов Пономарев – брат матери изобретателя радио А.С.Попова. Кем он доводился новобрачным, пока не ясно. Привожу эти сведения для дальнейших исследователей рода Удинцевых. Затем отец Петр был перемещен уже священником в уездный город Ирбит. Последним местом службы его оказалось выше упоминаемое село Бобровка, что находилось на правом гористом берегу реки Исети, при храме во имя св. Архистратига Михаила.

Сын их, Павел Петрович Луканин (1865–1912), по всей видимости, всю жизнь прослужил в этом селе. По данным Епархиального Адрес-Календаря (ЕАК) за 1887 год установлено, что окончил он в 1881 году всего 2 класса Духовного училища. Исполнилось ему в то время всего 16 лет. По всей видимости, учеба была прервана из-за смерти отца, поскольку в ЕАК за следующий 1882 год не значится он ни среди служащих, ни среди вышедших за штат священников. Известно, что было у Павла Петровича двое детей: дочь Надежда Павловна в замужестве Патрушева и сын Владимир (1888–1952), ставший со временем доктором медицины, знаменитым профессором. Вот так по крохам из разных источников и собираются сведения о различных представителях интересующего рода.

На одном из интернет-сайтов Елена Васильевна Цирейщикова разместила статью под названием “Записки моего отца”, где приводятся сведения о Владимире Павловиче Луканине: «После смерти мужа и конца Гражданской войны Валерия Станиславовна (бабушка) пошла работать письмоводителем для того, чтобы прокормить себя и свою дочь. Она встретила Луканина Владимира Павловича, военного врача, пришедшего в Крым с Красной Армией, они поженились и уехали на Урал». Владимир Павлович окончил медицинский факультет Томского университета в начале Первой Мировой войны и работал врачом в военных частях. После революции 1917 г он поехал в Томск для формального завершения дел с университетом, но был мобилизован в армию Колчака. Владимир Павлович был в то время настроен революционно и при первой возможности он бежал к красным, переплыв ночью реку. Владимир Павлович вступил врачом в Красную Армию и участвовал в войне с Врангелем.

После переезда в Екатеринбург, Владимир Павлович стал одним из лучших врачей. В конце 30-х годов он защитил в Ленинграде докторскую диссертацию, выполненную при консультации А.Н. Рубеля. Владимир Павлович стал профессором, заведующим кафедрой в Свердловском мединституте".

В.П. Луканин - второй профессор в области медицины из дальнего родственного окружения Д.Н. Мамина-Сибиряка. Первым был Федор Аристархович Удинцев, проработавший большую часть жизни в Киеве.

Теперь остается решить вопрос – Н. Луканина, приславшая открытку Н.Н. Шехиревой,  не есть ли Надежда Павловна, дочь Павла Петровича Луканина или речь идет о представителях иного рода? Подтверждением родства служит лишь один факт -  Петр Александрович Луканин служил одно время в Ирбите, где жила семья Шехиревых. Вновь цепочка замыкается на этом уездом городе.
 
                ***

Однако была у Матвея Петровича кроме сыновей (священники Алексей и Наркис, диакон Валериан) еще одна дочь по имени Пелагея. Удалось установить, что в 1859 году вышла она замуж за «кончившего курс Пермской Духовной семинарии студента Дмитрия Алексеева Удинцева», пребывающего в возрасте 22 лет. Согласно данным А.Ф. Коровина, жили на 1862 год молодые в селе Зайковском. Можно сказать, что это еще одно из «родовых гнезд» изучаемой ветви Удинцевых. Допускаю, что были они близкими родственниками с давно живущими в этом селе Удинцевыми. Затем последовала служба в селе Савино или Черемхово, что в Камышловском уезде, где отец Дмитрий служил священником при Параскеивской церкви. Черемховский приход, называемый иначе с незапамятных времен Саввинским, получил свое наименование, вероятно, по имени и фамилии основателя деревни Черемховской – Саввы Черемхина. Согласно ЕАК числился он там с 1877 по 1887 годы. Из церковных наград имел набедренник и скуфью. Далее имя его уже не упоминается в екатеринбургских епархиальных изданиях, хотя возраст иерея не превышал 50 лет. Вместе с ним служил псаломщиком еще один Удинцев – Лев Иванович, окончивший низшее отделение семинарии в 1859 году. Верным помощником остаются Екатеринбургские Епархиальные Ведомости. Так, в одном из номеров за 1893 год появилось сообщение: «Умер священник Савинского села Камышловского уезда Димитрий Удинцев, 9 ноября». Данным сообщением поставлена последняя точка в жизнеописании этого священника.

Дальнейшие поиски показали, что нашли супруги Удинцевы упокоение в селе Савино при кладбищенской церкви Св. Великомученицы Параскевы. Как указывают, Ю.М. Сухарев и Н.С. Карасев, до наших дней сохранились две надгробных плиты с их именами. Оказалось, что  матушка Пелагея, родная тетя писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка, первой покинула мир в возрасте 29 лет. Короткой оказалась ее жизнь.

И если о Маминых известно довольно много, то об Удинцевых, наоборот, слишком мало. На момент женитьбы записан Д.А.Удинцев сыном «Камышловского уезда Щербаковского села умершаго священника Алексея Удинцева». Вот что удалось узнать далее из Ревизской сказки по указанному селу. Оказалось, что после 7-й ревизии, в 1832 году поступил на службу к двухкомплектной Николаевской церкви священник Алексей Александрович Удинцев, пребывающий в возрасте 32 лет. Очевидно стал отец Алексей вторым священником. До этого служил он пономарем в Зайковской слободе. Относился к числу "не учившихся в семинарии и училищах" служителей церкви. Очередная загадка - кто способствовал столь резкому продвижению его по служебной лестнице - из пономарей сразу в священники? Женой его записана Марфа Алексеевна. К этому времени в семье росла дочь Евгения, появившаяся на свет около 1829 года и  сын Андрей, двумя годами младше. Следовательно, женился он еще в родном селе. Сын Дмитрий появится позже, в 1835 году.

В состав клира тех лет кроме священника Алексея Александровича Удинцева входили диакон Василий Ефимович Максимов и дьячок Николай Андреевич Попов. Именно они и подписали Ревизскую сказку.

Отцом Алексея Александровича оказался священник из села Зайковского Александр Михайлович Удинцев. Об этом речь пойдет в очередной публикации.

Правомерен вопрос - почему уделено столь много внимания простым сельским батюшкам? Дело в том, что это первый из установленных мной браков между церковными кланами Удинцевых и Маминых. Второй будет заключен в 1890 году, почти 30 лет спустя между Дмитрием Аристарховичем Удинцевым и младшей сестрой Д.Н. Мамина-Сибиряка Елизаветой Наркисовной. Вполне возможно, что со временем выявятся и иные родственные связи между между большими кланами Удинцевых и Маминых.


Фотоколлаж: Авдотья Матвеевна Луканина (урожденная Мамина) с детьми – Павлом и Надеждой; Владимир Павлович Луканин с матерью – Верой Васильевной; Первый арамильский врач Владимир Луканин (стоит в центре).


24.10.2017 г. Дополнения внесены 26.01.2019 г.