КТО ВСЕ ТАКИ Я

Татьяна Масленникова
        Невысокий плотный мужчина лет тридцати пяти подошел к старому жилому пятиэтажному дому, стоящему недалеко от железной дороги, и сел на обшарпанную скамейку возле среднего подъезда. Осмотревшись вокруг, он достал пачку дорогих импортных сигарет и нервно закурил.
        Было около семи часов вечера. На улице было тепло, несмотря на конец сентября. Женщины, сидевшие возле соседнего подъезда, заметив незнакомца, насторожились:
« Отдохнуть сел или с другой какой целью? Много тут ходит всяких, кто с добром, а кто и с отмычкой на чужое добро зарится».
        Игорь Андреевич Рыбаков пришел с добром, а вот как его примут в этом доме, он не знал. Может, зря он приехал из Казахстана в этот небольшой зауральский городок. Ведь говорила же Ирина: « Не езди, не береди душу»…
        Мужчина  притушил сигарету носком туфля и резко встал со скамейки, думая про себя: « Не трусь, парень, приехал, так иди до конца». Быстро поднявшись на четвертый этаж, он решительно позвонил в угловую квартиру и замер. Примерно через минуту за дверью раздался шорох и звонкий женский голос спросил:
      - Ты, сынок?
      -  Михаил Алексеевич Дружинин здесь живет? – Игорь не узнал от волнения своего голоса.
      -  Здесь. А вы кто?
       -  Я его сын – Игорь.
      - Игорь?! – с удивлением произнесли за дверью. 
     Дверь быстро распахнулась. На пороге стояла  женщина лет  пятидесяти семи.
        - Какими судьбами, Игорь? Проходи давай, - она широко открыла дверь и приветливо смотрела на входящего светловолосого мужчину, взволнованно спрашивая.- Как это ты надумал? Молодец, отца родного надо знать. Снимай куртку, пойдем в комнату. Присаживайся.
       Игорь быстро оглядел квартиру. В доме было уютно и чувствовался достаток. Он сел в кресло. Хозяйка присела на стул возле стола и продолжала начатый  разговор.
   - Откуда ты, Игорь? Где живете сейчас? Как мама?
     - Все нормально, спасибо. А как отец? Где он?
       - Отец на рыбалке, он же у нас рыбак. Как лето начинается – с озера не вылазит. Сегодня как раз обещал приехать. Дождись его, он будет рад. А сынок в вечернюю школу ушел. Скоро тоже придет, познакомитесь, - рассказывала женщина, стараясь скрыть свою растерянность, ведь гость, действительно, был неожиданным.
       Игорь внимательно смотрел на хозяйку. Права была мать. Она всегда говорила, что Тамара Сергеевна – жена отца, красавица. Несмотря на возраст, она и сейчас сохранила свою привлекательность.
      Тамара Сергеевна за разговором быстро накрыла на стол и  пригласила гостя.
        - Присаживайся, Игорь. Выпьем по рюмочке за встречу.
        - Спасибо, не откажусь, - он с благодарностью взглянул на хозяйку и понял,  что она понимает его состояние.
        - Тридцать лет почти прошло, Игорек, а я помню, как мы тебя забрали погостить из Колесниково к себе. Танюшка моя была очень рада, вы с ней подружились. А ты помнишь?
       Игорь утвердительно кивнул головой. Он много помнил из своего раннего детства. Позже, после окончания школы, узнал, что у отца родился еще сын. Эту новость мать привезла. Она часто ездила из райцентра, где они жили, на станцию. Там ей и рассказали, что у Михаила с Тамарой есть совместный ребенок. Брат Игорю по отцу, по крови, хоть и фамилии и отчества у них были разные.


                ***
      
       В первый раз у Игоря возникло желание найти отца, когда он учился еще в восьмом классе. Он хотел посмотреть ему в глаза, спросить, почему от него отказался. Ему только исполнилось шестнадцать лет, каждый год в день рождения  он ждал хоть какой-нибудь вести от родного отца. Но так и не дождался.
      Мать, узнав о решении сына,  очень расстроилась, а потом строго сказала:
      - Твоя воля, хочешь встретиться – поезжай. Но запомни: не отказывался он от тебя. Так уж получилось. Это мой грех. Если вырос – слушай. Хочу тебе сама во всем покаяться. Может, и не поймешь меня, и не простишь…
      Игорь растерялся, услышав слова матери. Она села на диван рядом с сыном.
      В комнату неожиданно забежала Наташка. Чмокнув мать в щеку, она обратилась к старшему брату:
        - Игорь, разберись ты с этим Витькой. Он надоел уже, вечно меня задирает и дразнит и в школе, и во дворе.
        - Ладно, разберется. Иди поешь на кухне и погуляй, нам надо поговорить с Игорем, - строго сказала мать.
       Наташа вопросительно посмотрела на брата. Несмотря на то, что Игорь был старше сестры почти на восемь лет, они ладили. Ее взгляд хитро спрашивал: « Может, помочь?»
- Иди, Наташа, я разберусь с твоим Витькой, -  сказал Игорь.
    - И вовсе он не мой. Это Ирка твоя, - выпалила сестренка в ответ и убежала на кухню.
        В комнате на минуту повисла тишина. И Людмила вновь сравнивала детей: русоволосого сына, похожего на нее, и черноволосую дочь, с раскосыми глазами, копию Андрея.
        - Ты весь в меня, сынок. Отец-то у тебя высокий ростом, а мы с тобой нет, - произнесла мать, а сама подумала: « С чего начать, как объяснить все  сыну? Но надо все-таки решиться. А то «люди добрые» помогут, тогда еще хуже будет. Он должен понять и простить».
        Людмила никогда не думала, как тяжело будет начинать с сыном этот разговор. Она посмотрела в его открытые светлые глаза,  положила свои  чуть дрожащие руки на колени и тихо заговорила:
       - Когда я познакомилась с Михаилом, мне было двадцать лет. Он  уже окончил кулинарное училище, работал и жил в Кургане на квартире, неподалеку от овощного магазина, где я работала продавцом. Сам то он тоже деревенский, как и я. Раз зашел в магазин, два, разговорились и познакомились. Потом после работы встретил, так и задружили. Подружили мы с ним с полгода, да и поженились.  Может, полюбила его, а может, надоело под теткиной опекой быть. Я ведь в раннем детстве родителей лишилась, хотелось самой хозяйкой быстрей стать. Через год ты родился, Михаил был рад. Угла у нас своего не было, все квартиры снимали. Ты немного подрос, и мы решили в Казахстан поехать, подзаработать, да и с жильем там было попроще.
     Приехали в Пески, Михаил в столовую устроился поваром, и я там же в буфете стала работать. Вскоре и квартиру нам дали на станции однокомнатную. Все складывалось хорошо. Друзья у нас быстро появились, отец ведь у тебя общительный. Станция небольшая, все друг друга знали. По праздникам  на вечера в клуб ходили. Андрей в нем киномехаником работал. С ним мы через Альбину познакомились. Она тоже в нашей столовой работала. Игорь у них тоже рос, твой ровесник. Вы с ним вместе играли.
        Мать глубоко вздохнула и посмотрела на сына. Тот слушал внимательно, по-взрослому, не перебивал.
       - Мне было удивительно сначала, как красавица Альбина могла выйти за китайца. Хоть  он и  красивый по-своему: волосы курчавые, кареглазый, коренастый. Но удивление скоро прошло. Андрея невозможно было не любить: разговорчивый, добрый, готовый угодить каждому. Он быстро сходился с людьми. Мы часто ходили  друг к другу в гости, кино бесплатно смотрели из кинорубки. Два года незаметно прошло. Я стала замечать, что нравлюсь ему, хоть он это и скрывал. Да и мне он небезразличен был. Да, что там говорить, влюбилась я в него, как магнитом он меня притягивал. Объяснить это трудно, сынок, вырастешь – сам поймешь, когда полюбишь. Все понимала: у меня – Михаил, у него – Альбина, дети у нас. Знала – грешна моя любовь. Как-то поднялась я в кинорубку, Андрей был один. А выйти не смогла…- Людмила замолчала, а потом тихо попросила. – Прости, сынок.
   - Не надо, мама, ты ведь меня не бросила, - он погладил ее по руке.
       Игорю было неловко слушать все это.  Ему было жаль почему-то мать, а не отца. Он уже пожалел о своем желании встретиться с отцом. Маленькая, щупленькая, как подросток, мать показалась ему на миг беззащитной и слабой. Но это было только внешне.
       Взяв себя в руки, она продолжила:
       - Нет, ты уж мою исповедь, сынок, полностью выслушай, а потом и решай: бросил тебя родной отец или нет. Все закрутилось мгновенно. Михаил однажды застал меня у Андрея в кинорубке. Он все понял, взял срочно отпуск и через день уехал. Мы с ним почти не объяснялись. Наша связь с Андреем была раскрыта. Вскоре Альбина с сыном тоже уехала из Песок. Что будет дальше, я не знала, но где-то в глубине души чувствовала облегчение оттого, что больше не надо было никого обманывать, скрывать свои чувства. В Колесниково я не поехала: объяснить родным, почему изменила мужу с китайцем, не смогла бы никогда. Андрей пришел ко мне через три дня после отъезда Альбины. Он осунулся, переживал разрыв с семьей, разлуку с сыном. Ты, увидев его, спросил про Игоря и Альбину, он ничего не ответил, взял тебя на руки и сел напротив телевизора. Мы стали жить вместе. Прошло месяца два… Мы жили, отделившись от всех. На работе я ни с кем почти не разговаривала, чувствовала за спиной косые взгляды. Ты меня часто спрашивал: « Когда приедет папа?» А однажды, посмотрев на Андрея, ты сказал: « Я знаю, дядя Андрей сейчас мой папа». Андрей промолчал. Я постаралась тебя чем-то отвлечь. Твои слова застали Андрея врасплох. Михаил появился на станции  почти через месяц. Встреч с нами он избегал, жил у друга в общежитие. Мы с  Андреем решили перебраться в районный центр. Через несколько месяцев слух прошел, будто Михаил с кладовщиком ОРСа  роман закрутил. Так оно и было. О Тамаре на станции плохого никто не говорил. Она приехала из города с десятилетней дочкой, с мужем разошлась. Красивая женщина, что скажешь. Муж ее, говорят, раза два за ними приезжал, да никак не помирились они... После ноябрьских праздников Михаил начал жить с Тамарой. Она постарше его, может лет на пять, но это совсем было не заметно. И я поняла, что Михаил никогда меня не простит. Однажды Андрей сказал мне, что едет в командировку на пару дней. Потом уж я узнала, что он к Альбине ездил, хотел восстановить семью. Альбина была согласна вернуться к нему. После встречи с ней Андрей ходил к Михаилу, просил его простить нас и вернуться ко мне и к тебе, сынок. Но отец твой был обижен и измены мне не простил… Я чувствовала, что Андрей надеется вернуться в свою семью. Веселый, общительный раньше, он как будто переродился. Отношения у нас с ним после его встречи с Альбиной и сыном стали еще сложнее. И как-то утром, всю ночь проплакав, я сказала ему, что не держу его, пусть возвращается к своей семье. Он молча ушел на работу. Думала, что не вернется он больше ко мне… Но он вернулся. Через полгода после наших разводов мы с ним зарегистрировались. Когда он решил тебя усыновить, я не знала, как поступить. Да и думала, что Михаил не даст разрешение на усыновление. Андрей два раза встречался с ним по этому поводу, но тот был против. Однажды я увезла тебя в Колесниково к  тетке. А Михаилу наговорили люди, что я тебя у тетки оставила, не нужен будто ты мне. Михаил с Тамарой поехали в деревню и забрали тебя к себе. Как узнала я, что ты у отца, так во мне что-то оборвалось. Забрали мы тебя, и я решила - у ребенка должен быть один отец. Может, и неправильно это было, сынок. И Андрей все-таки уговорил Михаила отказаться от тебя… Так вот ты и стал Рыбаковым. Уговорил он его, слышишь. Сам бы отец твой на это никогда не решился, поверь. Когда Михаил с Тамарой в Курган уехали, дочь ее в институт там поступила, мне как- то легче стало. Все боялась с ними встретиться где-нибудь невзначай. Андрей постоянно помогал Альбине с сыном. Когда  Натка у нас родилась, я поняла, что теперь уж мы никогда не расстанемся с ним. Вот так, сынок.
  Мать замолчала, а потом, посмотрев в глаза сыну, твердо сказала:
  - Хочешь встретиться с отцом – твое дело, а обиды на него не держи.
 

             
                ***
    Прошло почти двадцать лет после рассказа матери. И вот Игорь в доме отца. Он оттягивал встречу с ним, думал о ней, но никак не решался разыскать его. Сам уже дважды отцом стал, навидался за эти годы разного. А может, мать жалко было. Боялась она  их встречи. Вместе с мужем и дочерью уехала она сначала в Израиль, завербовались на несколько лет. А потом в Австралии устроились. Если бы кто сказал лет так десять назад, что родичи в Австралии обоснуются, никогда бы не поверил. Могли бы и они с женой и детьми махнуть к ним, за визой дело не станет, но родители у Ирины здесь. Не может она оставить одних стариков, да и между ними не все порой ладится. Не случайно Игорь уже два раза расставался с Ириной, один раз официально даже развелись и вновь в брак вступили. Может, наладится все. Игорь решил увезти семью из Казахстана. Посмотрит вот на отца и, может быть, где-нибудь рядом обоснуются. Вообще-то жизнь он уже повидал: в Москве бывал не раз, с сыном Андрея скорешился там. И в Одессе у тети Альбины не раз выгостился. Так и живет она одна, ни с кем после Андрея не сошлась, гостеприимная, в гости с семьей постоянно приглашает.
   
    Мозг Игоря ни на минуту не расслаблялся. Он слушал Тамару Сергеевну, а сам думал: «Как вот отец примет?». Вечером пришел Александр. Игорь сразу понял, что брат - любимый сын. Он видел, как радостно засияли глаза матери при появлении сына. «А ты то чем платишь за материнскую любовь? – подумал Игорь, взглянув на высокого восемнадцатилетнего парня с белыми руками, не знавшими еще тяжелой физической работы. – Счастливый же ты, брат, человек. Не мучают тебя вопросы: кто ты, чей ты, нужен ли ты отцу родному… Ты нужен, а я, выходит, тридцать лет был не нужен».   
       Заглушив обиду, Игорь старался внимательно рассматривать фотографии из семейного альбома: вот отец совсем молодой, а вот постарше уже с новой семьей, а вот на работе, на празднике. И Игорь решился, наконец, спросить Тамару Сергеевну:
   - А я хоть чем-то похож на отца?
       - Даже и не знаю, Игорь. Ты больше на мать похож, вот разве ушами, лопоухие оба, - улыбнулась женщина. И, увидев улыбку на лице гостя, разоткровенничалась. – Мы ведь тоже по-разному живем. То миримся, то ссоримся, что греха скрывать, несколько раз и разводились уже… А он все равно не отстал. Так что по- всякому жизнь складывается.
      -Так вот  чем я на отца похож: я ведь тоже со своей женой несколько раз разводился, а не могу без нее, - Игорь впервые за весь вечер заулыбался открыто и радостно.
       Тамара Сергеевна понимала, как непросто ему было решиться на эту встречу. Она была умной женщиной и чувствовала, что должна помочь им: отцу и сыну - вновь стать родными.
        Михаил вернулся с рыбалки поздно, на улице уже давно потемнело. Тамара Сергеевна, встретив мужа, спокойно и радостно сообщила ему о приезде Игоря. После первых вопросов и расспросов Игорь с отцом сидели вдвоем на кухне, присматривались друг к другу.
       - Значит, сюда надумал перебраться, - уточнил Михаил. – С работой здесь непросто, да и с жильем проблемы.
       - Сам справлюсь со своими проблемами, не привыкать. Я давно хотел встретиться с тобой, отец, - серьезно произнес Игорь.
       Тамара Сергеевна зашла на кухню и, помыв посуду, присела за стол.
        - Всегда приезжай, Игорь, мы тебе рады. Отец у нас резковат бывает, ты уж не обижайся. С семьей как-нибудь приезжай, - она погладила Игоря по голове и прижала на мгновение к себе.
 - Спасибо, мать, ты золотой человек.
Игорь долго не мог уснуть в эту ночь.
      Прощаясь утром, Игорь знал, что обязательно когда-нибудь вернется в этот дом. В дом, где его поняли и приняли, в дом, где о нем помнят.
      Он шел по утреннему городу уверенно и гордо и чувствовал, что нашел ответ на вопрос, мучивший его с детства: кто все-таки он. Он человек, которого  ждут и любят. И он умеет любить, а это – главное.