Прорыв в понимании себя

Валерий Розанов
Меня часто спрашивают: «А как определить, что реально про себя что-то понял, а не просто потешил эго?»

Да, это серьёзный вопрос, тем более, что большинство психологических тренингов реально направлено только на то, чтобы погладить эго. Человеку наговорят приятных слов типа:

Ты молодец!
Ты всё можешь!
Ты всё преодолеешь!
Через пару дней человек возвращается в реальную жизнь, вспоминает про невыплаченный кредит, и вся его радость тут же скисает. Не говоря уже о проблемах в личной жизни, скучной работе и отсутствии перспектив.

Кончается всё это ощущением собственной никчёмности и депрессией.

Барометр настроения

- В тебе умер поэт и философ.
- Да во мне много кто сдох.

Как же не поддаться самообману?

Для этого нужно учесть, что легко обмануть голову, но практически невозможно обмануть тело. Именно поэтому нужно очень внимательно смотреть на свои ощущения и телесные реакции.

Прорыв в понимании себя можно обнаружить по ощущению легкости и желанию жить. То, что в обычном состоянии кажется трудным, в состоянии прорыва легко преодолевается.

Ложный взгляд на себя

"Я был счастлив целых
сорок пять минут.
Дольше постеснялся
- люди не поймут"

Во время любого тренинга эго всегда стоит на страже. Поэтому, как только эго видит, что в задании говорится про себя, то эго всегда возглавляет этот процесс.

Главная задача эго – во всех ситуациях объявить себя победителем. Даже когда у человека неудача. Для этого эго использует массу уловок. Например,

Я был не в форме, а так я ого-го!
Мне строили козни, а вот если бы мне не мешали, то я бы всем показал!
У меня было трудное детство, а вот если бы я родился в королевской семье, то давно стал бы принцем!
Поэтому в каждом задании эго бежит впереди паровоза.

Конечно же, это психологическая заноза и состоит она в непрерывном зуде постоянно доказывать себе, какой я крутой. И подсознательно так делать свои дела, чтобы порождать ненужные трудности, преодолевать проблемы и казаться вечно занятым.

Для избавления от этой вредной привычки нужно почаще задавать себе вопрос: «Я сейчас что-то делаю для своей пользы или потешить эго? Я ищу способ проще сделать работу или ищу палку потолще, которую не смогу сломать, а потому буду всем жаловаться, что жизнь тяжёлая?»

Особенно важно задавать этот вопрос в случае предельной занятости. Если вы ощущаете глубокую усталость, но при этом продолжаете даже дома думать о рабочих проблемах, то явно здесь что-то не так.

Разумная жизнь проходит

в радости и спокойствии.

Если чего-то не хватает – ищите ошибку!

Какая ошибка может стоить вам жизни?

Очень часто в погоне за «всем и сразу» человек попадает в опасную ловушку «идеального человека». Желание быть и «идеальным работником», и «идеальной мамой», и «идеальной дочерью», и «идеальным другом» и «идеальным семьянином», приводит человека к тому, что он начинает притворяться.

Внешне ему может удаваться удерживать статус «у меня всё хорошо», но внутри него возникает колоссальное психическое напряжение, потому что реальный человек не может делать всё и всегда идеально.

Часто это напряжение выливается в хронические заболевания организма, ещё чаще это ведёт к очень опасной психической болезни – депрессии.