Штаны

Миша Сапожников
Толино детство пришлось на послевоенные годы. Отец не вернулся с войны, а мать постоянно была занята поиском хоть какой ни - будь работы, что бы прокормиться. Толя был предоставлен сам себе и рос хулиганистым мальчиком.

Это произошло в школе в четвёртом классе, на перемене Толя с мальчиком дрались из-за рогатки. Прозвенел звонок на урок,  а мальчики никак не разойдутся. В это время в класс вошла учительница, Толя хотел проскочить за свою парту и зацепил ботинком ногу учительницы. Она сморщилась от боли. Толя сел на своё место и затаился от страха. В это время он услышал:
-Выйди из класса с вещами, а завтра придёшь в школу с матерью, твоё поведение стало отвратительным.
Толя  никак не мог решиться выйти из класса, для него это бы плохо закончилось, и он сидел, молча, насупившись.
- Я кому сказала? – услышал он окрик учительницы.
- Елизавета Акимовна, извините меня, я больше не буду себя так вести - промямлил Толя.
Учительница подошла к Толе, он встал. Она ухватила  его за штаны, Толя уцепился за парту. Учительница потянула его к выходу, штаны, многократно зашитые, не выдержали и порвались. Толя испугался, как он явится домой с порванными штанами, и ещё  стало стыдно перед красивой девочкой Алёной, которая ему очень нравилась.

Толя обратился к учительнице:
- Что я скажу маме? Она меня убьёт, ведь больше штанов у меня нет, а денег на новые у неё нет.
Учительница стояла в замешательстве с разведенными в стороны руками. Потом вымолвила:
- Ты только не переживай, сейчас я их зашью, а потом дам твоей маме деньги на новые штаны.
- Мама у Вас деньги не возьмёт. А штаны мне зашьёт Витькина старшая сестра. Она уже один раз их зашивала, и мама не заметила.
 Витькина сестра аккуратно зашила их, ещё один шов на них не бросался в глаза и Толина мама, Дарья Степановна, ничего не заметила.

Всё, казалось бы, обошлось, но на следующий день учительница сказала Толе, что после уроков они пойдут вместе к нему домой. Толя испугался,  она будет жаловаться на него маме за его плохое поведение, и начал отговаривать её, мол, мама поздно приходит домой. Но учительница сказала, что подождёт её. По дороге они зашли в промтоварный магазин, и она купила недорогие штаны, потом зашли в продуктовый, и  она купила кулёк пряников.

Мать Толи испугалась, увидев сына с учительницей.
- Что, опять что-то натворил?
- Нет, всё в порядке, Дарья Степановна, Толя дал мне слово, что будет вести себя прилично и слово своё держит, он же мужчина. Правда, Толя?
Толя не знал, что сказать, только кивнул головой в знак согласия.
- А вот штаны у него совсем поизносились – продолжала учительница. В школьном комитете мне выделили деньги на покупку новых  (она их купила за свои деньги). А сейчас давайте «обмоем» покупку. Дарья Степановна, приготовьте, пожалуйста, нам чай. Заодно извините меня за не прошеного гостя.
И она выложила на стол пряники.
- Что Вы, Елизавета Акимовна,  спасибо Вам за всё, а главное, что присматриваете за моим сыном. Ведь у меня совсем нет времени заниматься им. Я знаю, что и Вам трудно живётся, Ваш муж тоже погиб на войне и вы живёте вдвоём с дочуркой.
И мать засуетилась, готовя к столу, на ходу прибирая разбросанные по комнате вещи.

Толя сидел обескураженный, он ничего не понимал, кроме того, что теперь ему придётся вести себя прилично, что бы оправдать доверие не такой уж и плохой учительницы.
Он решил примерить штаны. Мать увидела и ахнула:
- Какой же ты у меня красивый мужчина!

Потом они пили чай с вкусными пряниками и мирно беседовали о тяжёлой послевоенной жизни и беде, свалившейся на их головы. Учительница пообещала матери Толи выхлопотать в школьном комитете материальную помощь их семье.

После посещения учительницы Толя стал вести себя в школе примерно, и даже  лучше учиться. Это радовало мать, Толя заметил, что она стала ласковей с ним. А вскоре она нашла работу, и жизнь их полегчала..
Вот что значит хорошая: «Учительница первая моя»!
Когда Анатолий выучился и приехал в отпуск к маме, он первым делом купил огромный букет красивых цветов и отнёс их своей первой учительнице.