О гуманистическом мировоззрении

Виктор Постников
Что касается  тех, кто захочет поиграться с миром
И подстроить его под себя,
Я полагаю,  это им не удастся:
Потому как мир – это священный сосуд,
Сделанный не для прихоти людей.
Играющий с ним,  испортит его;
Присваивающий его, потеряет его.

  - Лао-цзы,  6-й век до н.э.


Два суто гуманистических мировоззрения пытаются "подстроить мир под себя", находятся в смертельном противостоянии, разрывают мир на части, и сегодня представляют для мира главную опасность.  Эта опасность приходит с двух сторон:  ядерная полночь, до которой остается 2 мин [1] или необратимое разрушение климата и природы,  ожидаемое через 13 лет [2,3]. Оба гуманистических мировоззрения обозначились с началом эпохи Просвещения (17-18 век), вызваны большим прогрессом науки и техники, и антропоцентризмом - главной религией человека.

Одно мировоззрение представлено “Западом” и   его главными гуманистическими  ценностями: свободой убеждений (“свобода воли”), свободным рынком и индивидуализмом. Грубо назовем эту систему “капитализмом”.  Второе, представлено “Востоком” и  его ценности лежат в уважении/подчинении власти (государству, церкви или суверену), традициям и коллективному сознанию.  Опять-таки грубо, назовем эту систему “феодализмом”.  То, что первая система эволюционировала в “либерализм”,  а вторая – в “авторитаризм” ("социализм", "нацизм")  – принципиально не меняет  дела.

Первым столкновением  между  этими мировоззрениями  в Европе можно считать английскую  (1642-50 гг) и  французскую  (1789 - 93 г) революции, целью которых было свержение абсолютизма монархии и церкви,  войну за независимость (1776-83)  и гражданскую войну (1865) в США.

После этих революций, капитализм постепенно набирал силу, однако сопротивление   системы феодализма на этом не закончилось.   Потребовалось не менее ста лет, чтобы за Францией,  Англией и США последовали другие страны Европы.
 
В Азии, на Ближнем Востоке, однако, система феодализма пустила  настолько  глубокие  мировоззренческие корни – что  идея “свободы”, до последнего времени, не затронула большинства населения.  Индия -   одна из немногих  азиатских стран  принявших идею капитализма,  после многих лет, освободилась от  феодальных оков, хотя религиозный фанатизм там все еще силен.

В России,  которую можно считать “спящей монархией”, противостояние впервые вылилось, как известно, на Манежной прощади в декабре 1825 г между группой просвещенных, западно-мыслящих людей и монархией, но быстро захлебнулось, т.к. не было поддержано населением.  Тем не менее,  их выступление оставило после себя значительные расходящиеся круги.  Обо всем этом можно почитать у Герцена.  Круги идут до сих пор.

Капитализм, de-facto пришедший в Россию в конце 19 века, вызвал отвращение не только у интеллигенции, но и значительных масс народа. Инициативу народников, как известно,  перехватили марксисты. К несчастью,  централизация  власти (заложенная у Маркса и совпавшая с российской патриархальной традицией)  не позволила России перейти к народовластию.  На смену  российской монархии пришла социалистическая деспотия. Последнюю можно считать видоизмененной монархией.   Переход к социализму других стран привел к расколу мира и опасности глобальной войны.  Эта опасность остается.

На Западе, приход капитализма привел к появлению противодейсвующего ему фашизма, т.е. к возвращению  архаики и племенного сознания. Это хорошо понимал Фрейд. Более обстоятельный анализ появления фашизма можно найти у Адорно.

Самое жестокое противостояние между двумя силами вылилось во время Второй мировой войны. Присоединение Советского Союза в этой войне к Западу можно считать некоторой аберрацией истории.
 
В 1991 году в России состоялась еще одна попытка перейти  от теперь уже социалистического феодализма  к капитализму.   Казалось бы мир должен был вздохнуть с облегчением. Однако она провалилась. И на этот раз капиталистические ценности не были затребованы населением. Страна возвратилась к  восточному феодализму.

Сегодняшнее столкновение двух гуманистических мировоззрений прослеживается  не только в конфликте между Украиной и Россией,  США и Китаем, но и в глобальном медийном пространстве. Рост национализма в противовес глобализму можно также объяснить этим расхождением.   Национализм, выступающий за традиционные ценности,  в значительной степени полагается на “монокультуру” и централизацию власти.  Это противоречит демократическим ценностям  капитализма. В этом смысле такие страны как Польша, Венгрия,  Украина  и некоторые другие  выбиваются  из западного контекста.   Очевидно, что обострение националистических чувств в этих странах вызвано историческим запаздыванием и неприятием  значительных перемен в социальной жизни (смена культурной идентичности, мультикультурализм и т.д.). Можно отметить некоторые аналогии с появлением фашизма в начале 20-го века как реакцией на капитализм. Опять возникает синдром Вавилонской башни.

История борьбы двух гуманистических мировоззрений не закончена, более того,  каждое  из мировоззрений подводит мир к пропасти.  Каждое мировоззрение обеспокоено только судьбой людей. Судьба других существ их не беспокоит.  В своей взаимной ярости,  они не видят, что  оба рубят основу, на которой сидят.    Отрицание потерь несущей способности (биопотенциала) Земли и изменений климата из-за успехов цивилизации приходит с двух сторон. [4].

Идет буквально охота на защитников природы. Журналистов, высвечивающих неприглядные действия властей, преследуют, а в некоторых случаях просто убивают.  И это уже не идеологические  разногласия. Это  сползание в варварство обоих мировоззрений.  Ясно, что  идеи Просвещения,  науки, гуманизма, поставившие человека во главе истории,  потерпели фиаско.

Необходим переход от человеко-центрического мировоззрения к  экоцентрическому, при котором все разногласия между людьми следует отнести на второй план и объединиться для спасения общего дома. Этого требуют дети [5].  Признание приоритета изначальной ценности всех существ и экосистем может открыть новую эпоху Просвещения. Но она уже не будет гуманистической [6,7].   
 

Ссылки:
[1]Новая абнормаль:  По прежнему 2 мин до ядерной полночи. Бюллетень ученых-атомщиков  24 января 2019 г. 
[2] Уоллес-Уеллс, Д.   Климатический геноцид? На самом деле все хуже. http://www.proza.ru/2018/11/18/945
[3] Special Report - IPCC  (2018) https://report.ipcc.ch/sr15/pdf/sr15_spm_final.pdf
[4]  Дэвид Аттенборо:   Коллапс цивилизации на горизонте. The Guardian, 3 Dec 2018
[5]  Грета Тунберг, 16 лет:  Наш дом в огне.   The Guardian, 25 Jan 2019.
[6] Эйлин Крист. Переопределение человека. http://www.proza.ru/2018/12/16/1831
[7] Дэвид Эренфельд. За пределами гуманизма  (Из книги "Самонадеянность гуманизма")  http://www.proza.ru/2014/03/10/1836


 
The Living Dead, E1: On the Desperate Edge of Now