Память о маме

Виктор Чаплыгин
  Прости мама.
Вот и все –нет моей мамы. Только вчера я был у нее и мы беседовали. Она неважно себя чувствовала. А ночью-она еле слышно по телефону попросила прийти. Пришел, вызвал скорую но все кончилось не как обычно-улучшением. Все кончилось смертью. Я держал ее за руки и чувствовал как смерть не отпускает ее- хрипы, хрипы. «Вы мне не верили, что мне плохо»- « Я умираю» - ее последние слова. Врач меня усадил в кресло  и   через несколько минут все было кончено. Нет больше моей мамы. Как жаль. Бесконечно жаль. И ведь не важно сколько маме лет и сколько тебе. Она твоя мама. Она дала мне жизнь, провела по ней до военного училища и там меня не оставляли ее заботы. А через пару дней мне выдали все , что от нее осталось- горстка пепла в бордовой баночке. Там моя мама. Теперь она в маленькой могилке, закрытой бетоном. Я сдерживаюсь. Но чувствую, как  во мне что то оборвалось, исчезло навсегда. Еще есть в моем телефоне ее номер. Но она никогда не позвонит- как дела сын?. Мне некому понести пойманных бычков. Я не встречу ее сидящей на удобном стульчике у парадной дома, где она жила. Ничего не будет ей больше нужно. Осталось варенье, заправки и овощи, которые она запасливо заготовила на зиму. Спасибо тебе мама.  Так ты о нас позаботилась.
Мама прожила трудную жизнь, она карабкалась по ней изо всех сил. Одна, с престарелой мачехой. Растила меня, потом младшего брата Леву. Перебивалась сама, но мы были накормлены, одеты. Сейчас осталась память о ней. Чистая и светлая как небо. Детство- мы идем из гостей по хрустящему снегу и смотрим на звезды. Мороз, тихо и хруст снега под валенками раздается очень громко. «Мам а есть там на звездах такие же как мы?»- она обнимает и наклонившись говорит- конечно мой мальчик –ты это узнаешь. Летом мы часто ходили в лес –то по ягоды , то по грибы, то на речку. Мама меня учила плавать. Учила любить природу родных мест. Я с раннего детства знал названия деревьев и кустов , трав и цветов. Еле скопила мне на велик –ПВЗ-черный за 65 рублей. При зарплате 70. Какая мне радость- шестикласснику!. У кого то уже мопеды. Но мне велик в самый раз .У нас нет телевизора и мы с мамой ходим в гости к тете Юле –ее подруге. Тоже одинокой, но побогаче. Там нас кормят курником, и мама мне обещает такой испечь на праздник. Потом появился отчим. Мама повеселела, дома как то стало светлей и еще  потому что отчим вместе со мной перестроил коридор и вместо двух комнат, которые мы сдавали, построил светлую веранду. Но радость не долгая. Родился мой брат и отчим смылся. Я сначала хотел поступить в МГУ и отучился на курсах, но в последний момент пошел в военкомат и по  комсомольской путевке рванул в военные моряки.  Мама приезжала ко мне в Севастополь  три раза. Первый раз- когда меня отчисляли и наверно она убедила командиров не спешить. И я закончил училище. А второй раз когда мы с Валей поженились. Была она и  на моем выпуске. Она карабкалась по жизни так как будто была семижильная. Уехала с маленьким Левой в Тольятти из нашего села, когда умерла бабушка Ксения.  Работала дворником несколько лет. Потом ее заметили и дали должность по специальности- техник  корректор в КБ на ВАЗЕ.
Утонул брат. Как это было никто так и не узнал- убили его скорее всего. И она сама нашла его тело через несколько дней на озере. Что она тогда пережила не представляю. Потом мы ее забрали к себе в Одессу. Она долго не хотела. Но я приехал и уговорил ее. Продали ее квартиру. Оставили вдову брата с ее мамой. Может быть это было жестоко, но что было делать?.  Здесь в Одессе мама прожила по ее словам самую счастливую жизнь- она общалась с внучками, дождалась и нянчила всех правнуков. Мама работала до 85 лет- консьержкой. И жила только на свои деньги. В 2015 она настояла, чтобы я отвез ее на родину. И мы с ней вылетели в Москву, оттуда в Самару и в Тольятти. Ей тогда было 88! Всех она повидала- родственников и сотрудников на работе, которые были в шоке от встречи, прощалась, поплакала на могиле Левы и попросила меня после ее ухода привезти сюда ее пепел. Я не выполнил ее обещания. Пепел  я положил в Одесскую землю. Может я не прав. Но пока есть здесь внучка, правнуки-  и мы  с женой - Будем ходить на могилку.  А брат думаю простит. Поеду к нему сам – попрошу за все –пусть бедненький не обижается. Вот и все .Мама, мама! Я уже тоже не мальчик, но как мне будет тебя не хватать. Только теперь понимаю что так много ей не сказал. Не сказал ей спасибо за все что для меня она была. Не успел. Я держал ее холодеющие руки и ничего не мог сказать.  Прости меня если я не смог дать тебе что то в этой жизни. Прости.