Орда

Юлия Харитонова Харитонова
Пересмотрела Орду (2012). Режиссер Андрей Прошкин.

У любого фильма есть плюсы и минусы. Дело в их соотношении.

Плюсом однозначно можно считать то, что на этот раз продюсеры совершили подвиг, сняв кино что называется "на все деньги". Декорации, костюмы, немногочисленные спецэффекты - все выглядит крепко и профессионально. А учитывая тот факт, что картина Прошкина обошлась на 30 с длинным хвостом миллионов баксов дешевле, чем только одна первая часть "Утомленных солнцем 2" - продюсеров можно назвать передвижниками российского кинематографа.

Минус, который сидел у меня в голове болезненной занозой при просмотре - детально проработанный быт Орды и очень схематично "на отвали" выписанная архаика Руси. Несмотря на то, что ордынцы говорят на псевдомонгольском и в какой-то момент от напряжения переходят на чистейший якутский (благодаря участию актеров Саха театра), выглядят они экзотично и бодро, а русские, чья речь мало чем отличается от современной - оставляют впечатление инопланетян, по случайности оказавшихся в средневековье. А уж когда митрополит Алексий вкушает нечто, подозрительно напоминающее картошку, хочется сказать "упс". Для симметрии очень бы нужен старославянский и репа с медом, ну очень.

Дальше опять минус. Главный посыл авторов о том, что все империи похожи в моменты упадка - остается за кадром, вытирается на фоне другой мысли: главный грех русского человека в Орде - не жестокость, а маловерие. Этот дисбаланс особенно очевиден в актерской игре, где персонажи-монголы ведут с разгромным счетом. В дуэте Алексий (Максим Суханов)-Тайдула (Роза Хайруллина) лидирует Тайдулла. Строго говоря, самый слабый момент фильма - провисающая середина с несбалансированными сюжетными линиями, промежуток между молитвой и чудом, когда зритель рискует устать, выдохнуться от откровенного морализаторства и духовных терзаний Алексия.

Плюс, который можно посчитать твердым минусом, я как ни странно усматриваю в том, что фильм не стал ни учебным пособием по истории и искусству, ни идеологической агиткой. Это невозможно и не нужно в отдельном взятом фильме. Это было бы дурным тоном и качество продукта неизбежно пострадало бы. А кино вышло очень неплохое.