Пять детских кризисов Гл. 5. Тайна детских рисунко

Заряна Нина Некрасовы
Как только малыш обнаружит, что может оставить САМ свой зримый след в пространстве, в нём пробуждается неистребимая тяга к рисованию.

Первые детские «каляки-маляки» умиляют, приводят в буйный восторг и родителей, и всех ближайших родственников. Но вскоре, вволю насмотревшись на творения малыша, взрослые приходят к выводу: пора бы детке рисовать и получше, и почище. И деятельно приступают к процессу обучения.

Но странное дело: вместо того, чтобы обрадоваться и обучаться «правильному рисунку», малыши продолжают упорно создавать свои хаотичные шедевры. Причём используют для этого дела любые подручные (и подножные) средства.

Попробуем понять, почему они так поступают и как направить этот стихийный процесс в нужное русло. Безопасное для интерьера квартиры и полезное — для развития ребёнка.
А заодно и найдём в них подсказку — знак начала нового кризиса.

                ПЕРВЫЕ ШЕДЕВРЫ

Первый свой "рисовальный шедевр" ребёнок способен создать сразу же, как только научится самостоятельно сидеть. Если, конечно, вы ему не помешаете.

Младенцы обожают шлёпать ладошками по какой-либо поверхности. По столешнице своего столика, например. Оставьте на нём немного манной каши. И — наблюдайте: сейчас вы узнаете очень интересную вещь: как и каким представляет ваш карапуз окружающий мир.
Итак…

Узрев перед собой манную кляксу, малыш заинтересуется и немедленно приступит к эксперименту — запустит туда свои ручки и начнёт хлопать, размазывать и, естественно, пачкаться.

Вам, возможно, покажется, что малыш хулиганит. Но нет.
На самом деле он проводит исследовательскую работу — доступными для него средствами.

Хорошенько похлопав и помазав, малыш в конце концов заметит, что за его испачканными пальчиками что-то тянется (какие-то беленькие дорожки). Он снова пришлёпнет ладошкой, снова проведёт — и опять (!) получаются то ли дорожки, то ли пятна — в общем, следы.

Для малыша это потрясающее открытие. Правда, он забудет о нём в пять минут, но проделанная работа не бесполезна. Когда малыш так «рисует», он учится целенаправленно следить глазами за движениями своей руки, благодаря чему налаживается зрительно-моторная координация ребёнка.

Подобный рисунок можно создавать и на листе бумаги. Можно купить специальные «съедобные» краски (гуашь) для детей раннего возраста, но подойдёт и кисель, сваренный погуще.

Положите перед малышом большой лист бумаги, окуните детские ладошки в краску и приложите к листу. Две — три попытки — и малыш создаст весёлую картину из пятен, клякс и всевозможных линий. Вам осталось только лишь высушить детский шедевр и положить в альбом.
Впрочем, можете создать коллаж из первых рисунков и фотографий малыша и повесить на стене. Выглядит необычно и трогательно.

Посмотрите на эти первые «рисунки» внимательно. Вот таким, как на них, разрозненным и хаотичным, воспринимает младенец и окружающий его «внешний» мир.

Малышу ещё предстоит разобраться, как устроен этот мир на самом деле, и как устроен он сам. И все эти знания (о мире и о себе) привести в систему. По сути, в первые годы свой жизни — от 0 до 5 лет — ребёнок проделывает грандиозную внутреннюю работу: создаёт собственную концепцию мироздания (мироустройства). И детские рисунки прекрасно отражают этапы этой невидимой духовной работы.

                ОТ ГОДА ДО ТРЁХ

Примерно в год (чуть раньше, чуть позже, у кого как) ребёнок уже способен орудовать фломастером, карандашом, мелками. Поначалу предлагайте те, что потолще и покороче (для его же безопасности). И не оставляйте с этими предметами без присмотра (ради безопасности интерьера и самого карапуза). И пусть рисует вволю.

В это же самое время ребёнок деятельно осваивает пространство (комнаты, квартиры, улицы) и вдруг делает ещё одно поразительное открытие. Оказывается, что оно, это самое пространство, можно не только исползать-исходить, но и пометить, то есть оставить в нём следы своего личного присутствия!

И он с большим энтузиазмом начинает помечать.
Это нам, взрослым, кажется, что малыш просто пачкает обои, диван да палас. На самом деле его первые каракули, которые он оставляет во всех доступных, а зачастую и малодоступных местах, — это радостный крик, заявление: «Смотрите: Я есть! Я здесь! Я существую!» Для ребёнка это очень важно: оставить свой след, подтвердить своё существование в мире.

Как видите, запрещать метить территорию» вредно (подорвёте на корню энтузиазм малыша), да и бесполезно. Гораздо проще направить творческую энергию в мирное русло. Расстелите старый коврик, прикрепите к стене кусок картона, дайте рулон старых обоев, листы бумаги — и малыш быстро поймёт, что на них чертить удобнее.

          Поначалу ребёнок просто размалёвывает бумагу, как попало, и его каракули легко убегают за край листа. Интересно, что в этом возрасте он так же запросто может забыть про край дивана или стула и, соответственно, свалиться. А вот когда твёрдо усвоит, что такое «край» и чем он опасен, этот опыт отразится в его рисунках.

Линии и каракули, добегая до края листа, начнут изгибаются и возвращаться назад, внутрь, к центру. (2 — 2,5 года).
С самим же пространством листа (то есть с листочком, на котором рисует) малыш обращается весьма вольно: поворачивает во все стороны, не признавая ни верха, ни низа, и мулюет там, где есть свободное место. Не мешаёте, так и должно быть. Умение придёт, а пока Он ещё не сориентировался в мире, не разложил свои представления «по полочкам».

           Между 2,5 — 3 годами малыш вдруг обнаруживает, что все эти чёрточки, кляксочки и другие штучки, появляющиеся из-под его «пера», на самом деле что-то означают. Или могут означать.

И тогда малыш начинает «по-настоящему» рисовать окружающий мир. «Это киска», — говорит карапуз, замалёвывая один край листа, — это я кушаю». Правда, мама может не понять, что «вот кошка», а вот это «стул, который громко упал». И, возможно, захочет объяснить, что кошка выглядит… мм-м..несколько иначе. Но такие комментарии только расстроят ребёнка и собьют с толку.

Дело в том, что малыша пока не волнует внешнее сходство (похожа ли кошка на кошку, а стул на стул). Дети рисуют не предмет или действие, а своё отношение к тому, что видят вокруг, рисуют свои впечатления, эмоции, чувства.

Трёхлетний Коля делает пару загогулин, а потом пририсовывает к ним пять кружочков и заявляет: «Это машина с рулями». В данном предмете он выделил и изобразил то, что считает а авто самым главным, то, что поразило его воображение.

Не сразу, а постепенно ребёнок научится замечать и выделять важные признаки вещей, предметов, персонажей. (У птицы крылья, а у человека ноги, у рыб есть плавники). Тогда и сами рисунки становятся точнее и разнообразнее. По ним вы можете «прочитать» интересы своего ребёнка и даже его настроение.

Детский рисунок — тот же рассказ, только излагается он не словами, а изобразительными средствами.

Дети, внутренний мир которых уравновешен, гармоничен, обычно выбирают яркие, весёлые цвета для своих рисунков, рисуют крупно, не мелочась, заполняют своими каряками — маляками всё вдоль и поперёк.

Не исправляйте детский рисунок, не гасите творческую инициативу и полёт воображения. Лучше присядьте рядом и нарисуйте, ну, например, контур цыплёнка, а потом предложите малышу подрисовать глазки, хвостик и т. п. Он уже сумеет (пусть не с первой попытки, так с пятой) и «повесить» шарики на ёлочку, и раскрасить домик.

Если в полтора — два года ребёнок просто исчёркивал весь рисунок, то теперь в состоянии раскрашивать его, почти не выходя за контуры предмета, дорисовывать детали.

Берите цветные мелки и делайте картины на асфальте. И весело, и красиво. А уж краски — отдельная песня! Лёгкая кисточка, яркие цвета, цвета, которые можно смешивать и получать другие, вода, которая тоже становится цветной! Простор для вашего совместного творчества. Купите или вырежьте из толстого картона различные фигурки и пусть малыш учится обводить их, а потом раскрашивать. Только не переусердствуйте. 10 — 20 минут — вполне достаточное время для большинства малышей, чтобы нарисоваться вволю.

                ЧТО ДАЛЬШЕ, после 3 лет

После трёх лет у детей активно развивается образное мышление, ребёнок учится обобщать и мыслить символически. И рисовальные эксперименты ему очень-очень полезны. Особенно если малыш рисует и комментирует свой рисунок, а вы не перебиваете, слушаете-смотрите, поощряете, лишь иногда задавая наводящие вопросы.

Давно замечено, что рисование стимулирует развитие речи и мыслительной деятельности у ребёнка, особенно тогда, когда связано с положительными эмоциями.

Мир младенца состоял из разрозненных кусочков. Теперь эта пёстрая мозаика сложилась в целостную картину. Случается это годам к четырём (пяти) и хорошо прослеживается в рисунках ребёнка — дошколёнка.

Если говорить научным языком, ребёнок создаёт пространственную схему и с её помощью строит модель обитаемого Мира.

Что это значит?
На детском рисунке появляются Небо и Земля. Да-да, именно с большой буквы. Потому что лист бумаги является для ребёнка неким символом, пространством Мира. Причём дети рисуют небо и землю не только полосками по верху и низу листа, но часто изображают символически: внизу трава — вверху облака, внизу дорога — вверху, например, самолёты или птицы. И в этом пространстве, между Небом и Землёй, происходит действие Жизни. Здесь «живут» герои его рисунков. Малыш обычно располагает их в ряд, никто никого не заслоняет, все повёрнуты к нам лицом.
Мир устойчив, всё в нём правильно и надёжно — примерно так можно расшифровать смысл такой композиции.

Если эти части (Небо — Середина мира — Земля) в рисунках упорно отсутствуют, значит, что-то в душевном мире ребёнка не так. Или же старательные взрослые, заставляя малыша рисовать «правильно», навязывают ему недетскую точку зрения. Не стоит взрослым этого делать, и перспектива, и пространственная композиция придут позже. Всему своё время.

Примерно в это же время у ребёнка сформировывается довольно чёткое представление о схеме своего тела, то есть понятие о том, как все части тела расположены относительно друг друга, о его пропорциях. И тогда человечек «головоног» превращается в человечка с головой (глазами, ртом, ушами, причёской), шеей туловищем, руками — ногами, а потом — и с пальцами. Он уже одет и часто даже чем-то разукрашен (бантиками, например).

ГОДАМ К ПЯТИ ребёнок начинает рисовать людей и животных в профиль. И это тоже не случайно: так малыш передаёт идею движения, действия. И ещё одну, очень сложную для маленьких детей: идею времени — то есть понятие прошлого и будущего.
Рисунки становятся по-настоящему сюжетные, усложняется, в них больше деталей и разнообразных героев. Причём самые любимые и важные (значимые для малыша) находятся, как правило, ближе к центру. А если он рисует сам себя, то рядом размещает тех, кого больше ценит и кому доверяет.

                СОЗДАЙТЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОГО ТВОРЧЕСТВА

Малышу, в сущности, всё равно, что, где и на чём рисовать. Ему дела нет до конкретного результата. Это нам интересно, что там в итоге за картина у него получится. А ребёнок наслаждается самим процессом — процессом СОтворения.

Не мешайте ему. Вспомните: малыш пришёл в этот мир как Неизвестное место. Ему надо узнать и понять, как оно устроено, как устроен он сам. Ему надо повериться этому миру. И здесь всё для него впервые. Он познаёт мир и творит его в своём воображении. И выплёскивает свои мысли и впечатления на рисунок. Каждый день он делает открытия. И чем больше открытий — тем интенсивней развивается ваш ребёнок.

                Поддерживайте инициативу ребёнка.

Запретов для юного художника должно быть очень мало (и все они обоснованы), а пространства для творчества — очень много.
Не настаивайте, чтобы ребёнок рисовал только за столом. Стоя, лёжа, вприсядку — дети прекрасно чувствуют, какая поза в данный момент полезна их телу.

Положите в доступное место карандаши, мелки, фломастеры, краски (есть в продаже для очень маленьких детей — съедобные).
Приготовьте то, на чём возможно рисовать. Это: отдельные листы бумаги разного размера. (Альбом не предлагайте до тех пор, пока малыш не усвоит, что в книгах рисовать нельзя). Большой плотный лист (например, линолеум, старую карту), чтобы подстилать во время творческого процесса и спасти от пятен палас. Рулон простых обоев, оставшихся от ремонта (раскручиваете, ребёнок нарисует, вы потом отрезаете — и никакого лишнего мусора!).

Вы избавите себя от многих «рисовальных» проблем, если официально разрешите рисовать в нестандартных местах. Например, повесите в облюбованном им местечке очень большой лист на стену или приклеите (прикрепите) длинную дорожку из обоев.

А почему бы не делать доску по типу школьной, только поменьше? Старый чемодан — прекрасное место. На крышке можно чертить мелом, а внутри хранить игрушки или рисовальные принадлежности.

Вы раскатываете тесто. А почему бы на нём не порисовать палочкой (ложкой, пальчиком)? А почему бы не раскрасить старую игрушку? Во дворе — на прогулке — на снегу, на песке, на мягкой дорожке. Стена собственного дома, асфальт — прекрасные места для творчества. Мир, украшенный детскими рисункам — весёлый и прекрасный мир.

Трали — вали, трали — вали,
Мы собачку рисовали.
Это глазки, это носик —
Симпатичный вышел пёсик.

Трали — вали, трали- вали,
Мы грибок нарисовали.
Это шляпка, это ножка,
Это травка и дорожка.
Пробежит здесь ёжик колкий,
Гриб наколет на иголки.

Раз дорожка, два дорожка,
По дорожке ходит кошка.
Очень длинная дорога —
Лапок много-много-много…
Трали — вали, трали — вали,
Что же мы нарисовали?!

                ВЛЮБЛЁННОСТЬ, КНИГИ И РИСОВАНИЕ

          Малышка портит книжки

Мама просит совета: «Как от ребёнка добиться бережного отношения к книжкам? Моя мелкая рвёт или на них рисует».
Что делать?
Попробуйте девочке показать, что книга как будто живая. Что она радуется, когда её в ручки берут, её можно гладить и ей приятно, ей больно, когда мнут страницы, портят их, разрисовывают.
Но так как все малыши очень любят рвать бумагу, надо просто разрешить делать это. «Мы книжку про мишку не рвём; а вот это (даёте газету, старый журнал) — это можно». И ещё помогает, когда малыш вместе с любимым взрослым ремонтирует свою книгу, истрёпанную и/или порванную. («Будем книжку лечить… Смотри, дочка, как книжка обрадовалась… Она говорит «спасибо»). С возрастом ребёнок разберётся, что живое, а что неживое, но привычка беречь останется.
Совет: запрет: книги не рвём» должен стать у вас 100-процентным. Но старайтесь не ограничиваться «нет, нельзя», вместо этого чаще показывайте, что делать можно. И одобряйте верные поступки и действия.

                Неожиданная влюблённость и рисование

и снова вопрос от мамы: "Только кризис закончился — здрасьте! У нас случилась любовь. Дочке нравится один мальчик, но он, правда, совсем не обращает на нее внимания. А она так наивно по-детски страдает, рисует его, рисунки дарит, по дому развешивает. Как мне реагировать правильно?"

Сначала несколько НЕ.
Не надсмехайтесь и не критикуйте ребёнка, не говорите, что «это пустяк», мол, «какая любовь в твоём возрасте». Не рассказывайте всем подряд, что «сын влюбился, и вот…». Будьте тактичны. Увлечение — чувство нежное серьёзное, и ребёнок должен с раннего возраста усвоить и знать: вы его понимаете, вы на его стороне.

Порадуйтесь: способность любить бескорыстно возникает не сразу (и, скажем честно, не всем дана). Сначала ребёнок впитывает нашу любовь, потом учится её отдавать, и только такой «круговорот любви» делает человека счастливым.
Воспользуйтесь ситуацией. Учите дочку следить за собой, своей внешностью, одеждою, поведением. Желая понравиться этому мальчику, он охотно будет прислушиваться к вашим советам и даже постарается их выполнять. Объясните, что мальчики порою проявляют любовь странным образом: дёргают за косички, толкаются, в общем, «вызывают огонь на себя».

С уважением отнеситесь к детским рисункам; не выбрасывайте, а предложите, например, сделать большую выставку разных рисунков (а не только этого мальчика).

А главное — успокойте себя, не создавайте из чувства ребёнка проблему. Любовные страдания детворы недолговечны. Маленькие дети быстро переключаются, сегодня дочка влюбился в мальчика, а послезавтра — с такой же страстью окажется влюблена в котёнка, который живёт во дворе, а она его кормит, заботится. Поддерживайте разносторонние интересы ребёнка, и концентрировать своё внимание на «несчастной любви» у неё просто ни желания, ни времени не останется.

И ещё — имейте в виду: если влюблённая девочка слишком долго страдает от невнимания понравившегося ей мальчика, это может быть знаком того, что ей не хватает отцовской любви и ласки. Девочкам очень важно, чтобы кто-то (противоположного пола) особе ценил её, называл самой лучшей и самой красивой!
Как только с папою (или дедушкой, старшим братом, дядею, то есть с близким и ценимым ею мужчиной) устанавливаются особо добрые, доброжелательные отношения, проблема «меня он (этот мальчик) не любит» теряет свою остроту. Любовь близкого человека поднимает самооценку и помогает ребёнку по-настоящему поверить в себя.

Содержание книги
О чём эта книга http://www.proza.ru/2019/01/17/29               
Глава 1. Кризис новорождённости 
Глава 2. Младенчество               
Глава 3. Доверие к миру, в который пришёл
Глава 4. Кризис 1-го года жизни http://www.proza.ru/2019/01/20/1374               
Глава 5. Тайны детских рисунков               
Глава 6. От года до трёх. Как влиять на детское поведение               
Глава 7. Привязанность. Если мама уезжает - как сделать разлуку посильной для малыша               
Глава 8. Кризис 3 лет               
Глава 9. Как запрещать, чтобы ребёнок послушался
Глава 10. Кризис предшкольный, особенности   
Глава 11. Что делать, когда начались перемены               
Глава 12. О свободе и безопасности               
Глава 13. Кризис подросткового возраста               
Глава 14. От 10 до 17 лет – что происходит с детьми    
Глава 15. Родители и подросток – суть отношений   
Заключение               

Обложка - Леонид Некрасов
Продолжение ПЯТЬ ДЕТСКИХ КРИЗИСОВ. Любить ребёнка - помогать ему расти
на странице http://www.proza.ru/avtor/zaryananina
Заряна Некрасова