Сама не лучше

Надежда Райзе
 
    Всю свою сознательную жизнь мое отношение к родителям было негативным. Вслух не высказывала ничего. Не смела. В душе, однако, все переворачивалось и кипело. Утром просыпалась не по будильнику и не от ласкового прикосновения родительской руки. Спрыгивала с кровати от негодующего крика матери:
- Опять твой рюкзак у шкафа валяется. Пинать будем. Бардак. Хлам. Хочешь превратить дом в сарай?
На самом деле у школьного рюкзака не было определенного места. Я пыталась ставить его под стол, вешать на крючок в прихожей, запихивать под табуретку возле холодильника. Каждый раз ошибалась.
Иногда детская непосредственность выпирала, и утренний диалог звучал приблизительно так:
- Можно на завтрак яйца, а не кашу.
- С чего вдруг? С какого перепуга?
- Ой, мандаринки. Возьму одну?
- До этого не видела их? Глаза зашорены.
Старалась быстрее что-нибудь съесть и убежать в школу. После уроков посещала подходящие бесплатные кружки. ОФП, рисование, шахматы входили в круг моих интересов. Случалось, что не успевала пропылесосить до прихода мамы. Встречающая меня тирада не вдохновила бы никого:
- Наверное, изъясняюсь я на непонятном тебе китайском языке? Стоишь зенки выпучила! Отойди! Не гвоздями прибитая! Сама порядок наведу.
Вечером придирки продолжались. Предкам казалось: учебники и тетради не вовремя со стола убраны, посуду так моют только криворукие, чай таким образом пьют только полоротые, телепередачи так комментируют только шизанутые.
Когда моя нервная система не справлялась с происходящим, разбивалась посуда. Выпадала из рук и разлеталась вдребезги.
 - Опять с тобой беда! Провались ты в тартарары тараринские! На муки вечные.
Проклятия сыпались на мою непутевую голову вновь и вновь. Переключалась на другую волну вне дома. Удивительно, но аттестат о среднем образовании показывал хорошие результаты. Думала: выпорхну из родного гнезда. Не вышло. Для меня запланировали торговый колледж. Расположен рядом с домом.
Первый курс. Весна. Однокурсники наряжаются. Я, спокойно относящаяся к выпендрежному внешнему виду, допустила сбой. Захотелось светлые джинсы в дырочку с переплетением. Вернулась с занятий и твердо заявила:
- Мама, хочу джинсы!
Объяснила, какие, сколько стоят.
- Безумно дорого. Не выкроить столько.
- Ты должна купить. Тебя кто просил ребенка рожать? Я наружу не просилась!
Родительница поджала губы и молча вышла. Через полчаса пришел отец..
- Папа, хочу брюки. Мне нужны деньги.
- Слышал уже. У тебя две пары брюк. Хватит на какое-то время. Потом подкопим.
- Другая мода, другие веяния последуют. Будет совсем не актуально. Ты обязан купить! Наружу я не просилась.
Отец почернел весь и без слов ушел куда-то. На следующее утро требуемая сумма лежала на столе в моей комнате. Было воскресенье, и я побежала за своей выстраданной покупкой. Принесла и долго крутилась перед зеркалом. Веер эмоций.
В понедельник джинсы-мечта остались дома. Внутри меня поселился какой-то тормоз. Он не дал мне прикоснуться к новой вещи. Через год я отдала обновку двоюродной сестре.
Прошло десять лет. Работа нравится. Родители уже на кладбище. И вдруг на меня накатило:
- Осуждала папу с мамой, а сама оказалась не лучше. Опоздала даже прощения попросить.
Сначала выпивала после работы по стаканчику, потом больше и больше. Три месяца не работаю. Чувство вины не отпускает. Хорошо, мой кавалер оформил мне очередной отпуск, потом отпуск за свой счет. Я перестала выходить из дома. Мой внешний вид, мягко говоря, оставлял желать лучшего. Глаза – потухшие, спина сгорблена, походка старческая. Появился легкий тремор пальцев. Смотрюсь в зеркало и… вижу жалкое существо. Испытываю сильный шок. Благодаря ему мозговые извилины начали выходить из хаоса.
   - Человек произошел от обезьяны. Оказывается, возможен и обратный процесс. Я – обезьяна. – Сказала я Виктору, только что пришедшему с работы. Как он не бросил меня? Удивляюсь.
   И в ответ слышу фразу, произнесенную с юмором:
   - Цвет настроения – не черный? Будем делать работу над ошибками!