Рецензия на Семейная история Надежда Дьяченко

Мирон Веклюк
Здравствуйте, Надежда!
Прочитал Вашу "Семейную историю". Не сразу перехожу к написанию отзыва. Понадобилось некоторое время на "переваривание". История ваших родственников, живших в царской России и переселившихся на Дальний Восток, читается с интересом и почти легко. Я понимаю, что им приходилось невероятно трудно и они трудились крайне напряженно, но в их труде был смысл и надежды. Потом нагрянула советская власть... В данном контексте не могу её написать с большой буквы, хотя по правилам русского языка это следовало бы сделать. Но возможно, что и не так. Мой родной язык русинский, и я могу ошибаться.
  Прежде чем приступить к раскулачиванию крестьян, физическому уничтожению офицеров русской армии, инженеров, служащих, верхушка большевиков расчеловечила некоторое количество человеческой черни и их руками совершила все последующие злодеяния против своей страны и своего народа. Со временем в это адово варево они вовлекали всё больше и больше людей.
В своё время я очень детально интересовался историей Руси монгольского периода и не находил там столько бессмысленной жестокости. И это при том, что угнетатели там были иноземцы и иноверцы.
Трудно было переходить на чтение документов и иных исторических ссылок партийных и прочих органов большевиков. Хотелось продолжить чтение о Ваших трудолюбивых и славных предках.
  Возможно, это было избыточным наполнением Вашего интересного, хотя и очень тяжелого повествования о Вашей семье. Признаюсь, что я эти материалы прочитывал бегло или вовсе просто просматривал. На мой взгляд, они разрывали "тело" на части Вашей кровной истории и отвлекали от душевного сопереживания Вашим родным людям. Их история, пусть и невероятно трудна, а порой и трагическая, все-таки захватывает, а партдокументы и другая официальная документалистика отталкивает. Думающий и читающий читатель, простите за тавтологию, предельно насыщен ею и навряд найдёт что-то новое в этом.
Мои предки столь сильно не пострадали от "власти народа", но после изъятия у них земель оказались в невероятной бедности, из которой не выбрались даже в шестидесятые и семидесятые годы прошлого столетия. Все их семьи  были многодетные, в нашей было одиннадцать детей, но и это не предел - у старшего брата моего отца было четырнадцать детей. И так почти у каждого из девяти братьев и двух сестёр моего отца. Так совпало, что у моего дедушки тоже было одиннадцать детей. Потеряв свою унаследованную землю, эти люди не могли найти другие источники для выживания. Колхозы в горной местности были абсолютной фикцией и никакого дохода не приносили. Колхозники никогда не получали зарплату да и работали они там сезонно за то, что якобы их дома стоят на колхозной земле и их труд в колхозе- это плата за те несчастные сотки, которые были им наделены возле домов или где-то в горах. На этих землях, кроме небольшого количества травы, картошки, лука ничего больше не могло произрастать. Горные почвы не бывают обильно плодородными. Чтобы как-то выжить, они вынуждены были искать работу по всей огромной стране и десятилетиями трудились на тамошних стройках. Домой они возвращались только на Рождество и на Пасху. Их в СССР ошибочно принимали за бандеровцев, и они очень часто сносили оскорбления. После развала Советского Союза для них почти ничего не изменилось. В современной Украине, подкарпатские русины вынуждены искать лучшей доли по всей Европе. Но какая-то часть работает до сих пор и в России.
  Я служил в армии в Амурской области и долгое время жил в Красноярске. Возможно, мы с Вами ходили одними тропами. Все может быть.
Низкий поклон светлой памяти Вашим добрым и трудолюбивым предкам.
Жму зелёную.
С уважением,
Мирон Веклюк 26.01.2019 


Мирон, спасибо за отзыв. Вы правы, что вставленные мною документы затрудняют чтение, но у меня были причины это сделать. Сейчас вдруг среди молодежи Сталин стал кумиром, некоторые считают, что он нарушил ленинские нормы, а при Ленине такого бы не было. Так вот документы говорят о том, что было бы не лучше, такова природа социализма, загоняли в "рай" силком. Рассказала я историю своей семьи по просьбе внуков моих родителей, вставила туда старые фотографии и выделила жирным курсивом для нежелающих читать выдержки из документов, разослала в электронном виде по родственникам. На ПРОЗА. РУ оказалась случайно. А насчет бандеровцев... Со мной в классе учились переселенцы с западных областей Украины, никто их не оскорблял. Я сидела за одной партой с девочкой Олей, после 8-го класса разъехались. Встретились случайно на вокзале, она меня удивила своим возмущением: "Зачем ты выходишь замуж за белоруса, ведь дети у тебя будут не русские". Она хотела быть русской. В интернате жила девочка, которая откровенно рассказывала, что их сослали за связь с бандеровцами, а мамка ее от немца родила. Спокойно мы воспринимали. Приглянулась я в свои 17 лет очень красивому парню из Закарпатья. Развлекал он меня такими разговорами - отец бандеровец и иегова. Старший брат отсидел в тюрьме и теперь отца перевоспитывает: курит в лицо ему и заставляет угрозами пить. Рассказывал он это мне с гордостью за своего брата. Бедный отец. Я, завидя красавца на улице, старалась обойти его стороной, чтобы не столкнуться не потому что он из бандеровцев, а потому что полный дурак. Может я так воспринимала, родители учили не торопиться судить. А в 70-то году работала в школе, подошла боевая девятиклассница и упрекнула меня, что я ставлю пятерки мальчику, а ведь он нехороший, из бандеровцев, иегова. Я ей ответила, что оцениваю его знания по физике, все остальное не для меня. Так что и оскорбления были, народ разный.

Надежда Дьяченко   26.01.2019