Истина и Свобода

Александров В.Г., академик Петровской академии наук и искусств.

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ. (Очерки о Любви, любви к Истине и Свободе)

ИСТИНА и СВОБОДА
                фото автора
 
 Пока не узнаем настоящего врага своей жизни, до тех пор, даже находясь в его ловушках,   будем осуществлять своё стремление к свободе таким образом, что это окажется её лишением. Всё дело в ложных целях, движение к которым и само их достижение, сужает границы возможностей нашего духа.  Силы его прибывают только в том случае, когда используются. Изначально духу присуща энергия творчества. Если его активность направляется не на созидание блага, т.е. того, что в конечном итоге служит укреплению жизни ближних, а наоборот, наша деятельность сопряжена с отчуждением ресурсов, необходимых для решения поставленных задач из окружающей среды, то эта активность неизбежно станет снижаться. Это естественно, то чем не пользуются быстро приходит в упадок.
Увлечение нашего духа ложными представлениями о целях жизни, устремление к ним, приводит к тому, что наши чувства, желания, мысли  пробуждаются только под воздействием внешних факторов. Поэтому получить знания о внутренней сфере личной жизни мы не стремимся, ибо не  понимаем, зачем нам это нужно. Того, на что  не обращаем внимания, как бы нет.  Душа, богатства которой находятся в забвении, подобна заброшенному саду, где всё способное принести добрые плоды заглушили дикорастущие травы и кусты. Наши природные достоинства, способности и таланты, если их не направлять на совершение добрых дел, достаточно быстро станут неуправляемыми. Чем большей силой  наделены от рождения, тем  большую опасность   представляем для окружающих, и, конечно, для себя.  Когда  не служим другим людям своими дарами, они вместо того, чтобы расширять границы наших возможностей (свободы) становятся оковами. 
Настоящим проклятьем для человека, поражённого страстями, является сила его духа. Когда такой дух  устремляется по ложному следу, мало того, что он не считается с интересами тех, кто вольно, или не вольно, встаёт на его пути, он ещё вводит в заблуждение множество слабых людей, привыкших уважать и доверять силе. Настроение души способно передаваться другим, чем большей энергией она обладает, тем больше людей подпадает под её влияние, тем большую ответственность она и несёт. При этом совершенно не важно, то, признаём ли мы эту ответственность.
 Оставляет нас в постыдном состоянии рабства привычкам, болезням, страстям, конечно же, в первую очередь не умение отличить жизнь от смерти. Это есть следствие увлечённости внешними целями земного существования. Но, и оторвавшись от земли, мы не в состоянии постигнуть правды жизни. Душа есть место преображения земного небесным, есть место превращения хаоса в космос. Когда человек проявляет  волю, обеспечивающую его личное участие в удержании мира в единстве того, что кажется противоположным, тогда у него и возникает истинное представление о том, что происходит на самом деле.  Только когда начинаем оценивать происходящее с позиции соответствия  Слову, вечному основанию творения, у нас появляется возможность  активно в нём действовать, не погружаясь в поток пустой суеты, пожирающей время. Только соотнесение нами того, что задумываем и осуществляем с точки зрения Божьей Правды, позволяет нам узреть и то, что наносит прямой вред нашему личному бытию; то, что погружает нас в недолжное состояние, делает рабами внешних обстоятельств. 
Как известно свобода есть возможность осуществления выбора.  А выбор у нас не велик. Каждое мгновение  совершаем действия, которые либо укрепляют, либо ослабляют основания нашей жизни. Настоящая беда не в  наступлении конкретных злых событий, а в том, что именно безответственные деяния, совершённые в прошлом послужили причиной их. И если  прямо сейчас не проявляем свои намерения и действия в свете соответствия их законам, заповедям Жизни, то, несмотря на видимость возможности осуществить  выбор линии своего поведения,  устремляясь к сугубо земным ценностям, мы настоящего выбора не произведём. Человек начинает терять свободу тогда, когда перестаёт узнавать истину. Но сама истина, если её истолковывать превратно, приводит к невероятному ограничению нашей свободы.
Всякий, кто полагает, что именно он обладает сокровенным знанием, истиной «в последней инстанции» уже попал в ловушку невежества. Ибо нет более явной лжи, чем та, которая основана на представлении о том, что истина кому-то может принадлежать, кроме, конечно, Бога. Ложь и возникла в виде следствия того, что ангел Люцифер, возомнил себе то, что он знает, как устроить творение лучше, чем сам Творец. Всякий произвол есть попытка ограничения истины, прямого или скрытого принуждения других следовать чьей-то личной воле.  Тирания, деспотизм, начиная с бытовых форм, формируется с возникновения ложного ощущения обладания знанием того, что необходимо другим для обретения ими же счастья. За тем  с помощью «кнута и пряника» пытаются вынудить действовать соответствующим образом. В этом случае для того, кто считает себя обладающим истиной, главным становится поиск возможностей лишения свободы тех, кого желает облагодетельствовать. Но к истине можно отнести только то, что с, одной стороны, ничем не может быть ограничено; с  иной – то, что не ограничивает свободу других, указывая, тем не менее, им на истину.
Чтобы человек был в состоянии сделать правильный выбор, он должен обладать необходимым знанием и опытом. Когда нам пытаются дать широкую, но ограниченную информацию, например, расписывая только преимущества или недостатки системы, явления, человека то, это явный признак желания ограничить нашу свободу, а потому свидетельствует о том, что нас заманивают в ловушку. На этом принципе построена вся реклама и политическая, и иная пропаганда. Истину необходимо утверждать, но это возможно тогда, когда человек свободно, т.е. осознанно и ответственно « сердцем, душой и разумением» пытается исследовать, а затем принимать решение о необходимости внесения изменений в свой образ жизни.  Если  истину  рассматривать как некую цель, вершину, с высоты которой можно увидеть ранее скрытое, то свободу нужно отнести к условиям, обеспечивающим стремление к вершинам и радостное восприятия открывающихся перспектив.  Подумайте,  разве принуждают путешественника совершать предельно опасные экспедиции. Нет, он свободно устремляется к тому, что расширит горизонты его представлений о мире, и собственных возможностей. Это и есть устремление к Истине.
 Признаком того, что  идём верным путём, является осознание своей греховности. Это означает не что иное, как своевременное узнавание совершаемых промахов, стремление к уничтожению в себе их причин. Определение того, что оставляет нас в несовершенном состоянии, указывает на то, где следует  проявить силу воли, обеспечивающую преображение жизни, восхождение к небу,  причём, не отрываясь от земли.  Задача   земной жизни в том, чтобы воля Творца совершилась «и на земле как на небе». Тот из нас, кто отвергает ценность текущего  времени и стремиться выйти в  область созерцания истины,  ничего не делая для  восхождения к Небу, подобен дезертиру, покинувшему поле боя. Истина постигается только в реальной практике преображения собственной души. Это не возможно без исследования причин совершения нами промахов, недостойных поступков; того, что оставляет нашу душу и тело поражёнными болезнями. Не сам грех, не сами ошибки, ни сама болезнь представляют для нас опасность, а не желание от них избавиться.   
Верным является тот путь, следуя которым, мы принуждаем себя преодолевать  слабость, леность, безответственность, но только не в деле обретения благ земных, а в деле приведения в соответствие своих намерений и поступков заповедям. Тогда и земные ценности не смогут навредить нашей душе. Вера без дел мертва, но мы не в состоянии совершить благих дел, если они не исходят от чистого сердца, т.е. сердца в котором не угасает пламень религиозного чувства. В этом случае  способны видеть себя в свете истины и узнавать  именно то, избавляясь от чего, мы и в душах окружающих людей станем  пробуждать  волю к их преображению. В противном случае  не вправе рассчитывать на возможность  улучшения окружающего  мира.
О нахождении нашем на пути познания истины свидетельствует, во-первых, то, что мы не оставляем  без внимания причины, побуждающие нас к действиям; то, что пытаемся просчитать последствия планируемых проступков. Во-вторых, недобрые события в нашей жизни   воспринимаем не как приговор, а только как сигнал о том, что  в прошлом совершили ошибку, которую следует исправить. Мудрость проявляется в соединении способности узнавать настоящие причины происходящих  событий с волей преодолевать возникающие  последствия, и не допускать повторения соответствующих поступков. Другими словами дорога к истине открывается тем, кто осознаёт свою ответственность за происходящее с ним и близкими. В этом случае  уменьшается риск того, что  на себя возьмём ответственность за то, что находится за пределами границ наших возможностей. Именно эту опасную ошибку совершают деятельные люди, поражённые страстями, потому и попадающими под власть окружающих обстоятельств, т.е. утраты свободы.
Большинство из нас находятся в рабском положении не из-за того, что в душе  бушуют  нешуточные страсти, а по той причине, что все цели, к которым стремимся,  поверхностны, сугубо горизонтальны. Пуская свою жизнь на самотёк,  неизбежно оказываемся  в том же состоянии, что и  люди,  пускающие свою жизнь «под откос».  В первом случае опасность просто не ощущается, поэтому дно жизни достигается не скоро, а когда это происходит, человек настолько привыкает к своему медленному погружению в грязь бытия, что просто этого не замечает. Это и есть пошлость существования. Самый мерзкий раб тот, кто рабское положение считает естественным. Тот, кто, поставив перед собой значимые, но ложные цели, рушится вниз быстро, но имеет больше шансов опомниться, собраться с силами. Ибо  именно дно бытия, на котором оказывается человек сильный и горячий, может послужить и основанием  для быстрого подъёма, но уже к вершинам истинных целей.
Но чтобы не попасть во власть страстей или пошлости, для этого  Св. Писание и предлагает нам, ради укрепления собственной жизни прибегать к исповеданию грехов, покаянию. Конечно, это не призыв к тому, чтобы человек постоянно находился в состоянии печали о своём несовершенстве, и плача о будущем.   Мало у кого возникнет вопрос о том, почему, например, при совершенствовании техники необходимо непрерывно следить за тем, какие недостатки не позволяют конкурировать ей с лучшими образцами. Именно сравнительный анализ качеств и открывает стратегии совершенствования, например, автомобиля, для увеличения степеней его мощности и свободы маневрирования. Если нет системы выявления недостатков и их устранения, то и речи не может идти о развитии.
Поэтому и говориться, что верной может быть та линия жизни, которая предполагает своевременное выявление  и устранение в себе того, что не позволяет расширять  границы  личных возможностей; того, что лишает  времени, т.е. энергии. Каждый акт сопротивления, например, страсти гнева, можно сравнить с тренировкой  в спортивной секции, когда они проходят регулярно, то и результат не замедлит себя ждать.  Непрерывно проявляя усилия для того, чтобы нами не овладевали страсти или привычки,  тренируем и силу воли. Каждый акт преодоления какого-либо недостатка, есть ступенька совершенствования. Поэтому человек видит себя в свете истины только тогда, когда открывает свои недостатки.  Проявляя усилия, по их преодолению, увеличивает и степень своей свободы.


Рецензии
Пуская свою жизнь на самотёк, неизбежно оказываемся в том же состоянии, что и люди, пускающие свою жизнь «под откос»

Вячеслав Александров 2   28.01.2019 05:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.