Марьино, Марьевка, Марьинское - этимология

Сергей Колибаба
Когда великое свершалось торжество,
И в муках на кресте кончалось божество,
Тогда по сторонам животворяща древа
Мария-грешница и пресвятая дева,
Стояли две жены,
В неизмеримую печаль погружены
А. С. Пушкин. Мирская власть (1836)   

Аве Мария
https://www.youtube.com/watch?v=-Sy37i4FL9g



1) Современная топонимика

Марино – 13 населенных пунктов в центральных областях России.
Марьевка – 53 населенных пункта в центральных областях России.
Марьинка – 17 населенных пунктов в центральных областях России.
Марьино – 110 населенных пунктов в центральных областях России.
Марьинская/кое – 20 населенных пунктов в центральных областях России.
Всего: более 200 деревень, сел, поселков; также  составные термины Марьино/а Роща,  Заречное, Колодцы, Хутора, Гора, Горка и т.д.

* Марьино — село в Ковровском районе Владимирской области, первое упоминание 1714 г. В новопоселенном сельце помещик Языков в 1715 году построил церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Указ из патриаршего казенного приказа о строении церкви дан был в 1714 году 14 августа, об освящении церкви указ - в 1715 году 6 октября.

* Марьино (фин. Hartikaisi) — деревня в Гатчинском районе Ленинградской обл. На «Топографической карте окрестностей Санкт-Петербурга» Военно-топографического депо Главного штаба 1817 года, обозначена как деревня Марьина из 12 дворов.
* Марьино — бывшая деревня, вошедшая в состав Москвы (Марьина Роща), изв. с XVII в.
* Марьино — деревня Одинцовского района Московской обл., изв. с 1624 г.
* Марьино (Никольское)— деревня в Михайловском районе Рязанской области, изв. с 1614 г.
* Марино — деревня Сланцевского района Ленинградской области. Впервые упоминается в писцовых книгах Шелонской пятины 1498 года, как деревня Морино (Марьина у Марьинского болота) в Сумерском погосте Новгородского уезда.
* Марьино – Москва, показано на Карте Шуберта 1832 г.
* Марьино/а – Рузский район Московской обл., показана на Карте Шуберта 1832 г., и т.д.

2) Топонимика XIX века по Спискам населенных пунктов Российской Империи по спискам 1857-1914 гг.
http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=
http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=

Марьина/о – более 50 населенных пунктов.
Марьевка – 17 населенных пунктов.
Марьинское/ская -  16 деревень.
Марьинка – 13 деревень; и т.д.

3) Применение имени в древнерусских и старорусских текстах

* Изборник   (1076 г., болгарские тексты X века): «даи юм;: акы елисаветь и мария: мьньшя тебе малыя вьрстою».

* Житие Михаила Ярославича Тверского (1319-1320): «В последняя бо лета Господь нашь Исус Христос, Слово Божие, родися от пречистыя девы Мария Богородица, и приятъ страсть, исправляя падения рода нашего, и въскресе в третий день, и възнесеся на небеса».

* Московская повесть о походе Ивана III на Новгород (1472): «В соборную же церковь пречистыя владычще нашеа Богородица приснодевы Мария князь велики, вшед къ чюдотворней икони пречистыя Богородица Владимерьския и многа моления съверши и слезы доволнии излия, такоже и пред образом Пречистыа чюдотворныя, юже сам чюдотворець Петръ написал».

* Митрополит Симон. Послание митрополита Симона великокняжескому наместнику Великой Перми князю Матвею Михайловичу, всем мирянам и духовенству Великой Перми с предписанием строго соблюдать христианскую обрядность, не поклоняться языческому идолу Войпелю и прекратить заключение браков по татарскому обычаю левирата (1501)   
«Благодать и мир вам, и милость от господа бога вседръжителя и его пречистыя матери владычица нашея богородица и приснодевыя Мария, еже есть прибежище всем християном и пристанище тихое обуреваемым во гресех, и всем спасительное упокоение».

* Иван Грозный. Молитва к Господу нашему Иисусу Христу, к святому архангелу Михаилу (1550-1584): «И от всякоя притчи, и от диявола, Господи Исусе Христе, избави и, великий Михаиле Архангеле, соблюди раба Божия, имярек, от очию злых человекъ и от напрасныя смерти, и от всякого зла, молитвами пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария и святаго пророка и предотечи, крестителя Господня Иоанна, …».

* Гермоген, патриарх. Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы (1594): «— явися чюдотворная икона Владычицы нашия Богородицы и Приснодевы Мария, честнаго ея Одигитрия, купно с Превечным Младенцем, Господемъ и Богом нашим Исусомъ Христом!».

* Повесть о Псково-Печерском монастыре (1603): «Освящена же бысть церкви в горе во имя Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мария…».

* Заговоры от вражеского оружия (1650-1700): «Пресвятая госпоже Пречистая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, обрати ко мне, к рабу Божию имрек, всякую стрелу ушима, защити, государины Пречистая Богородица».

* Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе. 1697–1699 (1699): «А в которое время в той пещере болные сидят, в то время все болящие поют своим языком «Санта Мария, ора при нобис», то есть «Святая Мария, молися за нас», призывают в помощь себе Пресвятую Богородицу; также и ко иным святым приносят молитвы».

* Данная кн. Андрея Александровича (Алешина) Сп.-Яр. монастырю на дд. Покровское, Жерновниково, Пешнево и др. с пожнями в Ярославском у (1555.12.10): «Да дал есми деревню к Покровскому ж Марьино с рощею, да деревню Мандаково, да деревня Семендяево».

* Запись грамоты п. Иова в Переяславль-Залесский у. Т. Потапову об отделе Б. Косагову и др. поместья в пус. Марине, в Слободском ст., Переяславль-Залесского у (1598.05.03): «И Тимофею Потапову, взяв с собою патриарших дворцовых сел попов, и дияконов, и старост, и целовалников, и околних людеи добрых старожилцов, да ехав в пустошь, что была деревня Марино, измерив пашню паханую, и перелог, и заросль, и сена, и лес, и всякое угодье, что в тои деревни исстари».

* Купчая грамота на села Спасское и Борок, с деревнями, пожнями и езами, в Арбужевской волости в Пошехонье, проданные братьей митрополичьего Новинского монастыря И. И. Пополутову (1453.03.29): «…а на сей стороне Мяксы Марьинское селищо, Шилово селищо, а от Шилова селища по Непотягов ручай, а к реце к Шексне».

* Жалованная грамота ц. Ивана Васильевича арх. Чудова монастыря Левкию на села в Вышегородском у., с подтверждениями 1566 г. (1564.09.13): «Били ми челом, что за ними их монастырские села и деревни в Вышегородцком уезде село Марьинское слобода з деревнями да сельцо Федоринское, да село Въскресенское з деревнями, да сельцо Ахматовское».

4) Обобщение и вывод

а) Википедия/Богородица

Богородица, Богоматерь, Дева Мария, Пресвятая Дева, Мадонна …; арам., др.-евр. — «Мирьям», обычно переводится как сильная, прекрасная, а также как Госпожа — в христианстве земная мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых.  …Личное имя матери Иисуса — Мария — восходит через греч. Maria к еврейскому личному имени Миръям, др.-евр. ... (предпол. — «горечь, возмущение»). В Пятикнижии это имя носит старшая сестра пророка Моисея. …В православии известны и почитаются многие сотни икон Божией Матери. В России более других известны Иверская, Владимирская и Казанская иконы Пресвятой Богородицы.

* В Ветхом и Новом Завете несколько женщин носили имя Мириам (в русск. традиции Мария).
Святые
Богородица, Богоматерь, Дева Мария (Мариам) – мать Иисуса.
Пророчица Мариам (сестра пророка Моисея)
Равноапостольная Мария Магдалина (I век).
Мария, сестра апостола Филиппа (I век)
Преподобная Мария Египетская (сер. V — нач. VI вв.)


б) Объекты Церкви

* Монастыри

Покровский монастырь, Москва, 1635 г.
Покровский Хотьков монастырь, Сергеево-Посадский р-он Московской обл., ок. 1308 г.
Покровский монастырь, Суздаль, 1364 г.

* В России  более 500 храмов, церквей, часовен и пределов «Введения во храм Пресвятой Богородицы».

Архангельская обл. – 20, Астраханская – 3, Белгородская – 4, Брянская -7, Владимировская – 22, Вологодская – 27, Воронежская – 10, Ивановская – 25, Иркутская – 4, Калужская -17, Камчатка – 1, Кировская – 19, Костромская – 18, Краснодарский край – 2, Красноярская – 4, Курганская – 6, Курская – 7, Ленинградская – 8, Санкт-Петербург – 10, Липецкая – 7, Московская – 37, Москва – 23, Мурманская – 1, Нижегородская – 12, Новгородская – 8, Новосибирская – 2, Омская – 1, Оренбургская – 2, Орловская – 12, Пензенская – 7, Пермский край – 8, Приморский край – 1, Псковская – 4, Башкортостан – 2, Карелия – 4, Коми – 7, Крым – 1, Марий Эл – 1, Мордовия – 3, Саха (Якутия) – 1, Татарстан -  17, Удмуртия – 3, Чувашия – 5, Ростовская – 4, Рязанская – 17, Самарская – 3, Саратовская – 3, Сахалин – 1, Свердловская – 13, Смоленская – 6, Тамбовская – 4, Тверская – 25, Тульская – 20, Тюменская – 3, Челябинская – 5, Ярославская – 45.

* Также: Церкви и Храмы Иконы Божьей Матери; Похвалы Пресвятой Богородицы; Храмы, церкви Покрова Пресвятой Богородицы (124) и т.д.

* Монастыри, храмы, церкви, приделы, часовни Марии Магдалины – более 100 объектов Церкви на территории только современной России. Магдалина - по происхождению из галилейского города Мигдал-Эль (ивр. башня Бога).

в) Православная иконография Богородицы; см. ст. в Википедии. 

Вывод

В современной топонимике часты необоснованные выводы о происхождении имен населенных пунктов от владельца земли, первого поселенца или основателя поселения. Эта традиция связывать имена с жившими в данный период людьми разных сословий не имеет под собой идеологического (религиозного) основания. Всё как бы происходит случайно, звали якобы хозяйку земли Марией – отсюда и название деревни Марьино.
Однако практика исследования топонимов показывает, что вся наша дореволюционная топонимика непосредственно связана с организаторской и культурно-религиозной деятельностью Русской Православной Церкви. Священник освящал вновь основанный населенный  пункт (местность), вводил его в культ Бога, включал в приход (церковный район с храмом) и часто деревня получала имя по названию Церкви.   
 
5) Древнееврейское имя Мариам

а) Библейский образ  в Синодальном переводе и в церковно-славянской Библии

* Исход 15:20, 21: «И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием». И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море».
Церковно-славянская Библия. Исход 15:20: «Взя же маріaмъ пророчица, сестра ааронова, тимпaнъ въ рyцэ свои, и изыдоша вся жєны вследъ ея со тимпаны и лики».
* Михей 6:4: «Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам».
* От Луки 1:30: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога».
Церковно-славянская Библия. И рече агглъ (ангел) ей: не бойся, мріaмь: обрелa бо єси блгть у Бга (Бога).

б) Терминология иврита

русск. МАРИЯ = ивр. МАРИАМ, МИРЬЯМ имя сестры Аарона и Моисея, пророчицы.
Это еврейское ветхозаветное имя пока однозначно не истолковано (давно дело было, в языке утеряны связи).
Существуют несколько версий объяснения, от корней: ивр. МАР горький, плохой, грустный; арам., ивр. МАР, МАРАТ господин, госпожа; ивр. МЕРИ (МАРА) бунтарство, сопротивление (согласно Библии, Мирьям выступила против Моисея (Числа 12:1), за что была наказано Богом проказой) и др.

Источник
* См. стронг иврита 4813; https://biblehub.com/hebrew/4813.htm

*  См. Православная энциклопедия/Богородица; http://www.pravenc.ru/text/149527.html

«В  г. Назарете жили немолодые и бездетные супруги, святые праведные Иоаким и Анна. Всю свою жизнь, посвященную исполнению Божией воли и служению ближним, мечтали они и горячо молились о том, чтобы Господь даровал им ребенка. Иоаким и Анна дали обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвящена служению Богу. Наконец по прошествии 50 лет их супружества молитва престарелых праведников была услышана: дочь они назвали Марией (в переводе с евр.- «госпожа» или «надежда»).

Таким образом, абсолютное  большинство населенных пунктов России, носящие имена Марьино/а и производные, названы в честь Богородицы, Девы Марии или святой Марии Магдалины - имя-оберег.
Только Церковь вела с народом ежедневную образовательную, культурную и идеологическую работу (молитва, проповедь, праздники), имела средства и аппарат (монахи, священники) для тиражирования имени и термина в пространстве и времени.

25.1.2019 г.