Мой Высоцкий

Евгений Говсиевич
МОЙ ВЫСОЦКИЙ

СТАТЬЯ НАПИСАНА ЛИЧНО МНОЮ.

В Рейтинге-15 «Поэты середины и конца XX века» В.Высоцкий занимает 7 место http://www.proza.ru/2016/10/07/1358 
В Рейтинге-61 «Барды России» В.Высоцкий на 2 месте http://www.proza.ru/2016/11/27/1644

Несколько слов о «моём Высоцком».

Мы знаем В.Высоцкого, как Поэта, Барда, киноактёра, но не очень хорошо, как театрального актёра. В 60-е, 70-е годы прошлого столетия  билет на спектакль в Театр на Таганке достать («добыть») было очень сложно.

Мне повезло, у меня была возможность смотреть спектакли Театра на Таганке и некоторые из них, даже по 2 раза.

В.Высокий был гениальным актёром: его роли навсегда останутся в народной и театральной памяти.

Расскажу только об одной его роли – роли бандита Хлопуши в спектакле «Пугачёв» (по С.Есенину). У него небольшой 8-минутный монолог Хлопуши, который порывается увидеть Пугачёва: «Проведите, проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека».

Высоцкий раздет по пояс (задумка Ю.Любимова, все мужские роли аналогично одеты/раздеты). Актёр играет на пределе: видно как тело покрывается потом, жилы вздуваются, глаза наливаются кровью, актёр хрипит и….падает на цепь. В зале буря овации.

Очень хорошо про эту роль сказала Л.Лужина: «Как он кидался на эти цепи, рвал себе кожу, у него текла кровь...Он существовал на сцене как в последний раз, играл просто на разрыв аорты».

В следующий раз, когда  я был на этом спектакле, роль Хлопуши играл то ли Н.Губенко, то ли В.Шаповалов. Мне была интересна реакция зала после этого монолога – ни одного жидкого хлопка.

И ещё один эпизод остался в памяти. К нам, в МХТИ им.Д.И.Менделеева, в 1966 г. с концертом приехал В.Высоцкий. Билетов, конечно, на всех не хватило. Высоцкий начал концерт, студенты, не попавшие в зал, напирали на входную дверь, в результате чего,  снесли её с петель. Высоцкий прекратил концерт и сказал: «Заходите все». И только после того, как всё расселись, он продолжил свой феноменальный концерт.

Думаю, что он полностью реализовался в Поэзии и в театре, но в кинематографе ему не повезло: ему не  удалось достичь больших высот. По разным причинам его не снимали. К огромному сожалению, всего несколько киноролей соответствовали уровню его таланта. На мой взгляд, ему удалось реализовать свой потенциал в «Месте встречи…», «Служили два товарища», «Маленьких трагедиях»….

Следует признать, что интерес к его творчеству и личности в настоящее время снизился. Я часто бываю на «Ваганьково» (там захоронены мои родители) и вижу, что цветов у памятника ВВС практически нет. А какой раньше был ажиотаж у его могилки. Толпы людей приходили к памятнику: несли цветы, фотографировались, читали его стихи, пели песни, вели дискуссии…

Об этой недооценённости  В.Высоцкого очень точно сказал М.Веллер: «Уверяю вас: пройдет время, и эта фигура, – трудно сказать, через 30 лет или через 130, – в русской литературе будет равновелика Пушкину; или совсем близко к тому. И, конечно, гораздо крупнее Пастернака или Бродского, которые совершенно сядут вот туда вот вниз, как, условно говоря, протокольные фигуры, но нереальные, неживые».

Фото из интернета. В.Высоцкий в роли Хлопуши.

25.01.2019 г.

Об А.ГОРОДНИЦКОМ и АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ  http://www.proza.ru/2019/06/10/533
О.Ю.ВИЗБОРЕ http://www.proza.ru/2019/06/24/391