Братья, ч. 5. Закатки

Максим Скромов
Запасы на зиму,- консервирование овощей и фруктов, варенья-важная часть быта и жизни любой семьи в нашей стране. А уж в советское время эту часть семейного рациона невозможно было переоценить.
Закатки делались примерно из расчета-одной банки маринованных помидор или огурцов на неделю, другими словами, приличными тоном считалось "закатать" банок по тридцать-сорок емкостью 3 литра, того и другого. Варенье варили по случаю, из того, что собрали в лесу, а это были: голубица, жимолость, брусника и малина и "траншей", как это называла мама, от бабушки с их с дедом личного подворья. Я, лично, больше всего уважал крыжовник, и мужественно терпя уколы колючих шипов, сам собирал его в бабушкином палисаднике "себе на варенье")))
О понятие- "дача", как громко нынче называют огороды с щитовыми домиками 3*4, в нашем маленьком молодом городе тогда и слыхом не слыхивали. Правда у всех были огороды под картошку, как правило по островам на Амуре, что кстати было делом рисковым,-наводнения были и тогда, правда не такие, как в приснопамятном 2013-м, однако возможность потерять урожай была абсолютно делом реальным и, увы, не редким.
Вот поэтому, овощи для заготовок на зиму покупались в магазине. И это было, впрочем как и все, что касалось еды в СССР, делом не простым. Наш дворовой дозор из бабушек-пенсионерок не дремал. И стоило только возле овощного показаться подозрительной машине с ящиками, по двору несся боевой клич дежурного наряда: "привезлииииии"...
И мы с братом, подбадриваемые мамой неслись занимать очередь. А там уж как повезет: привезут свежие, да еще если узбекские или таджикские, - хорошо, а попадется вагон промаринованный на перегонах, в котором половина гнилья,- ну так что же, будем перебирать и скандалить с продавщицей, пытающейся впарить нам некондицию. Ну, как скандалить? Молча, суровыми, - насколько это можно, -взглядами поддерживать маму)))
Мы обожали помогать маме "делать банки" по ее же меткому выражению. Я, как правило, поскольку "рукожоп" и младший притом, был на подхвате. Костя же, в силу того, что руки у него из нормального места, моментально научился закатывать банки жестяными крышками с помощью ручной машинки. Ох уж эти машинки!!! Хранились они у нас в секретном важном месте. Трогать их, одалживать соседям, и вообще, - даже смотреть в ту сторону было категорически запрещено.
Но разве можно было что-то запретить двум:"бандитам с большой дороги", "шкетам", "республике шкид" и "японским потрохам(!)" (определения отца), тем более, что наложив табу и секретные запреты на семейную реликвию, они тем самым подставили ее под серьезный удар.
Кстати, в ругательствах отца всегда присутствовал один отличительный нюанс , а вернее прилагательное.Неважно,каким именно словом и по какому маршруту следовало осчастливить человека, кусок кирпича или другой предмет(больше всего доставалось по моим наблюдениям лодочным моторам и гвоздям),но обязательно перед этим он обретал национальность и становился ...японским: потрохом,городовым, богом, матерью, -не важно,но обязательно должен был иметь гражданство и принадлежность именно страны восходящего солнца. Теперь уже не спросишь,что именно от японцев хотел папа и чего такого они ему сделали,а в детстве как то не пришло в голову спросить. Эх, знали бы японцы,сколько предметов и одушевленных и неодушевленных являются им прямыми родственниками и соотечественниками-сильно бы удивились.
Конечно же, сразу после ухода родителей на работу, братья посчитали своим долгом закатать пару банок с водой, для тренировки, той самой запретной машинкой.
А однажды...
Как то раз мы всей семьей гостили у каких то друзей отца в с. Вознесенском. Само путешествие от Амурска до села по реке чего только стоило! На лодке МКМ ( в простонародье "утюг") под мотором "Ветерок 8-М", мы с частыми остановками на рыбалку и купание (дело было летом), к вечеру прибыли к друзьям. Оказались они людьми радушными. Держали пасеку и немалое хозяйство. В общем, уехали мы от гостеприимных хозяев, доверху нагруженные всякой всячиной. Но самое главное и необычное, что кроме всякой снеди и меда, отец раздобыл у пчеловодов три литра чистейшего медицинского спирта!!! Откуда он у них брался до сих пор не понимаю. Но факт остается фактом,- спирт, разлитый по литровым банкам был (!) закатан жестяными крышками,- совсем как наши помидоры и огурцы!
Тут то и пригодился необыкновенный Костин талант. Операция "спирт" была намечена на понедельник. Лихо вскрыв банку открывалкой,брат отлил из нее в заранее приготовленную тару некоторое количество драгоценной жидкости и тут же добавил туда воды. Закрутив крышку, он поставил драгоценную банку на место, а машинку в "секретный" схрон)))
В ближайший же воскресенье, взяв для храбрости в компанию соседа, такого же шалопая как мы, в подвале произошла дегустация напитка, разбавленного лимонадом или "ситром" как тогда говорили.
Безнаказанность влечет за собой рецидив. Лично я это понял еще в детстве.Не помню сколько раз мы еще ныряли по банкам, но, как веревочке не вейся...
Наступил тот самый момент, когда волшебный эликсир решил отведать и отец. Надо сказать, что употреблял он спирт исключительно в чистом виде, по своей собственной методе. Набрав в рот вожделенной жидкости, он делал паузу,- "чтобы смягчить слюной", -потом запрокидывал голову и словно больной ангиной, полоскал некоторое время горло "умягченным" слюной напитком. И только потом все это сглатывал. Зрелище не для слабонервных!
В этот раз все шло по плану до того момента, пока выпивающий новатор не понял, что спирт разбавлен. Насколько, мы и сами не знали. Заподозрив подмену отец нахмурился. Мы уже мысленно готовили пятые точки к разговору с отцовским ремнем, когда он вдруг очень меланхолично и грустно произнес:
".. А ведь еще друг!!!...Эхххх, японский потрох..."
Остальная жидкость не удостоилась знаменитого метода и была банально выпита, видимо за упокой крепкой мужской дружбы...
Пронесло, поняли мы, и поклялись больше так не рисковать.