Сбор металлолома и макулатуры в СССР

Александр Щербаков 5
Сейчас в социальных сетях ведется много разговоров о преимуществах социализма как общественного строя, самого справедливого, не допускающего вопиющего неравноправия граждан одной страны, которое присуще капиталистическим странам, и Россия в этой части не исключения. При всех разговорах власти о том, что она старается заботиться о народе, на деле получается совсем не так.

Как известно, Россия с её огромной территорией имеет много природных богатств, но для их добычи и переработки не хватает ни финансовых, ни материальных ресурсов. И так было всегда на протяжении длительной истории нашей страны. Поэтому бережливость была одной из черт русского народа, которая временами сочеталась с расточительностью, связанной с употреблением большого количества алкогольных напитков.  Но все же в советское время в стране, которая только недавно пережила индустриализацию и  борьбу с неграмотностью населения, старались выработать бережное, рачительное отношение к произведенным в стране товарам, будь то металлическое изделие или книга. После  окончания срока эксплуатации и те, и другие, поступали на вторичную переработку, являлись сырьем для новой продукции.

Тем, кто помнит уроки в советской школе, не нужно объяснять, что в производстве стали, которая очень широко применяется в промышленном производстве,  имеется несколько ступеней.  Первая заключается в добыче железной руды, извлекаемой из земли. Затем из этой руды в доменных печах  выплавляется чугун. Следующая стадия – выплавка в мартеновских печах непосредственно стали. А куда дальше пойдет сталь, зависит от потребностей. Чаще всего из неё на прокатных станах катают листы разной толщины, из которых получаются или листы, или трубы, или другие изделия. Все люди моего поколения помнят фильм «Весна на Заречной улице», где герои варят сталь в мартеновском цеху. Был и я в настоящем мартеновском цеху на заводе «Амурсталь» в городе Комсомольске-на-Амуре.  Этот завод был очень важным промышленным объектом на Дальнем Востоке, на нем выпускали сталь, которая потом шла на строительство кораблей на Комсомольском судостроительном заводе, и для других нужд.  Но вот доменных печей на «Амурстали» не было. Так откуда же бралось сырье для мартеновских печей?  Это был металлолом, который собирали все, и школьники, в колхозники, и военнослужащие, и рабочие всевозможных производств. Для всех устанавливался план по сбору металлолома, вспомните.

Столкнулся со сбором металлолом и я, еще будучи пионером. Школе был спущен план по сбору металлолома, как и макулатуры.  Так что любая бесхозная железка и выброшенная на свалку книга или журнал попадали на глаза пионерам, и тут же приносились на школьный двор, где и собрался металлолом и макулатура.  Но металл можно хранить под открытым небом, а вот макулатуру, которая потом шла в переработку и из неё получились книги и тетради, собиралась в сарае на школьном дворе.

Я жил в поселке, который в пору моего детства назывался Херпучинским прииском. Вокруг него работали две драги, плавучие фабрики золота, и работали они только в теплое время года, когда лед на водоемах таял. А вот в холодное время на этих драгах производился ремонт всякого оборудования за счет запасных частей. А вот старые, никому ненужные детали, просто валялись рядом, в тех местах, где зимой производился ремонт драги.  Пацаны прекрасно знали обо всех таких свалках ненужного металла, ведь он нам требовался на многие поделки, трубки, например, шли на самопалы.  Так что когда нашему классу поставили задачу собрать нужные количество металлолома, мы знали, где его можно взять.

Автотранспорта в те далекие годы, начало 60-х годов, в школе не было. Для всевозможных перевозок использовался гужевой транспорт, в школе было одна или две лошади, своя конюшня и хозяйственный двор, где стояли телеги, сани, лежал инвентарь для обработки земли на приусадебных участках и огородах учителей.  Поэтому нам запрягли лошадь в телегу,  и мы поехали.  Ехать пришлось по нашим меркам недалеко, километра полтора-два. Там, на берегах речки Верхний Хон, которую все называли Ё-моё, и был тот самый участок, где зимой ремонтировалась драга. Сама она уже отошла на приличное расстояние от этого места, оставляя за собой отвалы камней и небольшие котлованы с мутной водой. Нужно сказать, что ландшафт вокруг нашего поселка постоянно менялся из-за работавших драг.  Вместо стоящего в начале весны дома мог появиться котлован или отвал камней, под снос пошел и стадион, когда-то построенный между двумя частями поселка – Главным станом и Успенским.

Нас было пять или шесть ребят из одного класса, которые сели на телегу и поехали туда, где было можно набрать металлолома. Очень обрадовались, что его много, и стали грузить по двое-трое тяжелые детали от драги. Весьма скоро почти наполнили всю телегу. И вдруг  кто-то  вдалеке обнаружил  весьма объемную металлическую деталь от драги, размерами где-то 2,5 на 1,2 метра, сантиметров 15-20 толщиной.  Попробовали поднять. Смогли поставить на ребро, и теперь требовалось подогнать телегу, чтобы нагрузить эту деталь на неё. Но когда лошадь потащила к этому месту телегу, на одной из кочек по пути передняя ось телеги выскочила из паза, и надо было её ставить на место.  Так как телега уже была наполнена металлоломом, сделать это одному или двум было не под силу. Поэтому все, оставив меня одного держать лежащую на ребре железную плиту, пошли ставить на место переднюю ось телеги.

Я уже и не помню, почему эта железная плита потеряла равновесие и стала наваливаться на меня. Я попытался удержать её, хотя мог и отпрыгнуть, но мои силы оказались неравные в борьбе с весом это плиты, которая придавила мне ноги.  Хорошо, подо мной была мягкая лесная земля с мхом, так что никакого перелома конечностей у меня не случилось.  Ребята всем скопом подняли эту плиту, подогнали телегу, загрузили плиту на неё, а сверху положили меня. И такая процессия двинулась к поселку.  По-моему, к концу пути я совсем оклемался, и когда телега остановилась возле нашего дома, с помощью пацанов на своих ногах доковылял  до двери, и потом до вечера мне не разрешали вставать. Пришедшая к нам соседка, фельдшер, не выявила у меня костных повреждений, так что я отделался легким испугом.  Недавно в телефонном разговоре с моим одноклассником Витей Алексеевым он напомнил про  злополучную плиту, которая придавила меня.

А вот сбор макулатуры в нашем поселке не получал широкого развития. Книг в домашних библиотеках было мало, газеты, которые выписывались многими жителями поселка, шли на растопку печей и в туалетах вместо туалетной бумаги. По крайней мере, я не помню  планов по сбору макулатуры в школьные годы, и даже разговоров об этом. Хотя скорее они были, ведь у нас существовала плановая экономика в советское время.

Потом я занимался сбором металлолом, уже работая в больнице. Обычно на субботнике мы стаскивали отовсюду разнообразные металлические трубы, пруты, небольшие детали от кроватей и всякую мелочь. А вот во время прохождения военной переподготовки в 28-й бригаде на базе КАФ в Хабаровске, я стал свидетелем, как военные моряки на малом десантном катере собирали металлолом по берегам Амура, привезя однажды брошенный кем-то колесный трактор, изрядно проржавевший.  Мне говорили позже летчики, летавшие в северные районы Хабаровского края, что в тундре очень много пустых бочек из-под горючего, что если бы был какой-то небольшой пресс для сдавливания этих пустых бочек, можно было бы озолотиться на сдаче этого металлолома.

Такое состояние на севере продолжается и сейчас. На днях я видел фильм про оборудование военной базы на одном из островов в Северном Ледовитом океане. Там показывалось, сколько пустых бочек валяется на этом острове, где 30 лет назад был военный аэродром.  В фильме было показано, как с военных транспортов выгружали оборудование и технику для восстановления этого военного объекта, и как пустые бочки загружаются в трюма военных транспортов.

А вот сдавать макулатуру в более позднее время моя семья стала сдавать очень активно, тем более что пункт приема макулатуры был совсем рядом с нашим домом.  На сданную макулатуру можно было приобрести в книжном магазине дефицитные произведения как отечественных, так и зарубежных авторов. И хотя с большим трудом сформированную домашнюю библиотеку мы старались не сдавать на макулатуру, но для этих целей хватало и газет, и журналов, которые или выписывались, или покупались в киосках «Союзпечати».

Мне стало жалко, что нет пунктов сбора макулатуры, когда в 2003 году стал собираться уезжать из Хабаровска в Сибирь. Пересмотрел свою библиотеку и понял, что примерно треть её не стоит брать с собой, а надо куда-то девать. Хорошо, я вспомнил, что у моей коллеги сестра работает в районной библиотеке, связался с ней, и через какое-то время ненужные мне, уже прочитанные, но для кого-то интересные книги,  перекочевали в эту библиотеку.

Я вспомнил о разговорах об огромном количестве металлолома на северных землях, когда увидел фотографии своих земляков, которые сделали снимки остатков драг, брошенных прииском после его закрытия в 90-е годы прошлого века. Тогда не школьники, а все жители бросились разбирать драги на металлолом, чтобы по дешевке продать его и иметь какие-то крохи на житье.  К этому времени сталь в стране стала не нужна. Военные корабли на Дальнем Востоке перестали строить, открытый в последние годы сталеплавильные печи на электроэнергии выпускали металл, из которого делали лишь строительную арматуру, которая шла в Китай. Так что потребности в металлоломе уже не было.  Как и в макулатуре. Закончился Советский Союз, и не стало потребности ни в металлоломе, ни в макулатуре.  Они просто валялись на пустырях, нарушая экологию. Возможно, сейчас что-то изменится в этом вопросе. Ведь задумались же об утилизации бытового мусора, ведь даже в нашей огромной по площади стране не стало хватать мест для свалок в окрестностях больших городов.