Диалог по-паланиковски

Василий Макаров
В светлый просторный кабинет директора банка вошёл пожилой человек в серой бесформенной куртке и огляделся.

- Э-э-э, это вы Пётр Ефимович? - спросил он, разглядев лысого человека, сидящего во главе огромного стола.
- Присаживайтесь, пожалуйста, Анатолий Александрович! Приятно познакомиться, я Пётр Ефимович Букко, директор этого банка.
- У меня какая-то проблема со счётом? Вроде перечисления по гранту приходили во время, отчитывались мы тоже вовремя.
- Пожалуйста, присаживайтесь, - директор встал из-за стола.

Он оказался невысок ростом и полноват. Банкир подвёл серого гостя к диванчику в углу и с некоторым усилием усадил. Сам он устроился в кресле напротив.

- С вашим счётом всё в порядке, нет причин для беспокойства. Может быть чаю, кофе?
- Я не понимаю, зачем я вам понадобился, - гость порывался встать, - вы отрываете меня от важной работы!
- Именно о вашей работе я и хотел с вами поговорить. Считайте меня давним почитателем вашего научного гения!

Директор нажал какую-то кнопку на журнальном столике и тот час в дверях появилась секретарша модельной внешности.

- Чаю или кофе? - повторил он свой вопрос.
- А? Чаю, пожалуйста. Зелёного и без сахара.

Секретарша молча скрылась. Серый учёный успокоился и отстранённо глядел в окно.

- Насколько мне известно, - продолжал банкир, - вы довольно успешно работаете в области… - он покрутил рукой в воздухе, - в области трансформации генома человека?

Учёный поморщился.

- Ну, можно считать и так, только человеческий геном мы не трогаем. Самое ближайшее - модифицируем гены макак-резусов.
- А мне недавно стало известно, что вы готовите к публикации работу, в которой, как бы это выразиться… - директор сделал жест рукой, словно дирижёр, - в общем, в которой вы получили результаты по человеческому бессмертию.

Учёный фыркнул и вскочил с дивана.

- Кто же это вам такое рассказал? Как грубо! Как пошло! - он нахмурился и заходил по кабинету.
- И я, в первую очередь, настоятельно рекомендую вам эту работу не публиковать.

Банкир только слегка поворачивался во вращающемся кресле, следя за движениями учёного.

- Кто вам это рассказал?!! Я требую ответа!!!
- Это совершенно не важно. Считайте, что другой давний почитатель вашего научного гения. - директор улыбнулся.
- Может Алексей? Или лаборантка Нина? Очень на неё похоже…
- Вы, Анатолий Александрович, успокойтесь и сядьте, - директор приблизился и взял учёного за рукав.

Тот позволил себя усадить обратно на диван.

- Это была лишь первая… просьба. - продолжил банкир, - вторая заключается в том, чтобы передать нам все материалы исследования.
- Вам?!! - Анатолий словно первый раз увидел перед собой округлое и румяное лицо банкира, - я не понимаю, какое отношение имеет банк к моей работе?

Учёный вскочил с дивана и устремился к двери.

- Я больше ни секунды не останусь в этих стенах! - крикнул он из дверного проёма и чуть не сбив с ног секретаршу с подносом скрылся в коридоре.

Примерно через минуту учёный неуклюже ввалился в кабинет. Сразу за ним показался силуэт охранника.

- Вот, Пётр Ефимович, он пытался сбежать.
- Спасибо, Коля, подежурь за дверью.

Банкир не торопясь кинул в свою чашку три кубика сахара и размешал.

- Присаживайтесь, Анатолий Александрович, мы продолжим наш разговор.

Учёный тихо сел и испуганно посмотрел на дверь, а за тем на окно.

- Как вы только что могли понять, деньги имеют отношение ко всему, происходящему в этом несовершенном мире! - директор дирижировал чайной ложечкой в такт своим словам, - Всё в этом мире покупается и продаётся: любовь, честь, слава. А если вдруг, что-то не продаётся - значит ещё не названа правильная цена!

Он по-заговорщицки подмигнул Анатолию. Тот отвернулся и уставился в стену.

- Ну, какая ваша цена? Ну же, смелее, не стесняйтесь.
- Дело всей моей жизни… Вы не понимаете… Я не могу… этика учёного… В конце концов, ведь мы работаем ради блага человечества!
- Человечества?! Ой насмешили! - банкир резко поставил чашку на стол, чуть расплескав содержимое, - Да все эти люди даже не знают о вашем существовании. Они даже понять не могут, чем вы занимаетесь. И они даже ничуть не расстроятся, если вдруг вас не станет. Это не они, это мы оплачиваем всю вашу работу!

Директор достал бумажную салфетку и промакнул лужицу чая.

- Давайте начистоту, как серьёзные люди. Наши требования вам понятны? Публикация не должна попасть в печать. Все результаты вы приносите нам и работу продолжит другая лаборатория.

Учёный барабанил пальцами по краю стола. К чаю он так и не притронулся.

- И самое главное, дорогой Анатолий Александрович, за эту небольшую услугу вы получаете миллион, и вовсе не рублей!

Тот продолжал сосредоточенно разглядывать серую пыль на оконных рамах.

- Не будь дураком, Анатолий! - банкир изменился в лице, - Ты просто не представляешь, что могут эти люди! Чуть что не по их, и тебя никогда не найдут! - он перешёл на шёпот, - Я и сам их боюсь. Ну, давай же, пожмём друг другу руки, чтобы закрепить эту честную сделку.

Анатолий отстранил свою руку и встал с дивана.

- Когда?
- Вот то-то же! Уважаю серьёзных людей! Завтра сможете?
- Мне минимум три дня нужно, что бы приготовить все материалы.
- Замечательно! Приносите всё мне, и сразу же получите ваше вознаграждение!

Анатолий решительно двинулся к двери.

- Коля, не задерживай нашего дорогого учёного, - крикнул ему в след банкир.