Родная земля

Галина Долгих
    Я родилась в Верхней Курье, правобережной части Перми, в конце пятидесятых.. Это был бедный рабочий поселок, дачников было мало, а почти все население работало на заводе имени Ленина. Мост через Каму был построен только в 1967 г , да и был он далековато от проходных , и потому зимой почти все ходили пешком по льду, а по весне лед ломал ледокол, а за ним шел речной трамвайчик. Потом папе дали комнату в коммуналке и  в Курью мы ездили уже  только по выходным, к бабушке. Фотографий того времени у меня сохранилось мало- в основном это были пожелтевшие черно-белые  групповые снимки не только моих родных, но и тех, кого память не сохранила. Я долго искала в интернете фото старой Курьи. И когда нашла эту фотографию старой пристани, то нахлынули воспоминания.
    Хорошо помню этот берег и как я, будучи ребенком, сбегала по песчаной тропинке к кассам и покупала билеты на речной трамвайчик. Как ждала, стоя на мостках и смотрела в воду, пытаясь разглядеть рыбешку, снующую на мелководье И несказанно радовалась, когда приплывала большая рыба. Я любила приходить с запасом времени, чтобы обойти весь дебаркадер по палубе Он был хоть и старый, но всегда свежеокрашен. Краска постоянно облупливалась и кто-то подкрашивал все снова и снова. Поверхность была шершавая, иногда чуть липкая, еще не просохшая до конца. Я легонечко гладила ее и вдыхала едва уловимый запах. Дебаркадер раскачивался на волнах, и прижимаясь к перилам, я смотрела, как швартуется трамвайчик. Матрос с судна ловко бросал канат с петлей, а другой с дебаркадера его ловил. Канат на судне наматывали на две тумбы, не знаю , как они назывались, такие железяки надежные и отшлифованные от постоянного трения. Всегда хотелось попросить , чтобы мне позволили его поймать, но я так никогда и не решилась.  Конечно, кто же доверит такое ответственное дело маленькой девочке? Трамвайчик стукался о привязанные к дебаркадеру шины, проплывал немного, канаты натягивались и... вот уже трап переброшен. Первые, самые нетерпеливые пассажиры сходят на берег. Я не понимала, зачем же спешить, когда можно лишние минуты наслаждаться легким покачиванием судна, любоваться волнами , набегающими на берег , ловкими матросами, кричащими чайками, да много еще чем.... Вдыхать запах воды,  пахнущей рыбой, резковатый запах топлива и ванильных булочек, продававшихся в судовом буфете - странное сочетание, но мне все это так нравилось. Когда я сама вступала на мостки, то матрос подавал мне руку. И пусть я была ловкой девочкой, но всегда хваталась за нее крепко-крепко и улыбалась ему как самому лучшему другу. И еще поражалась насколько его рука жилистая, мозолистая и шершавая - конечно это все от канатов, воды и ветра... И в тот момент мне очень хотелось, когда вырасту, стать матросом. Как только вступала на палубу,я быстро обегала весь трамвайчик заглядывала куда только было можно,разглядывала спасательные круги с такими знакомыми надписями, флажок на корме, ступеньки , ведущие на капитанский мостик,и каждый раз поднималась на одну- две. Но как только объявляли отправление, родители меня звали на закрытую палубу. И все... таинство заканчивалось. Смотреть сквозь мутное стекло было не интересно. На верхней палубе было ветрено и мне, часто болеющему ребенку, никогда не позволяли там находиться во время движения. Но как только мы приближались к другому берегу, я выбегала на нижнюю палубу, вставала рядом с матросом , с восхищением наблюдала, как швартуется наше судно. Капитан выходил из своей рубки, провожая нас. Мне он казался недосягаемым небожителем.
  Опять мостки, протянутая рука, дебаркадер, берег...Шла и оглядывалась до тех пор, пока было видно Каму. И так каждые выходные пока была жива бабушка.
     Праздник из детства, который всегда со мной.

Как только над Камой забрезжит рассвет,
И водная гладь серебристою станет,
Из окон высотки смотрю много лет,
На берег другой, на лесистые дали.

Нет  места прекрасней на нашей Земле,
Где я родилась в поселковой больнице.
Линия первая в Верхней Курье...
А бабушкин дом и поныне мне снится.

Со всех сторон сосны,а окна на Каму,
Болотце, колодцы, да запахи трав.
И живы во сне еще бабушка с мамой,
И папа подтянут и так моложав....

И там где был просто рабочий поселок,
На замки похожие встали дома.
Нет жителей старых, одни новосёлы.
Полвека прошло ... а другая страна.

И только на старом погосте бываю
В родительский день. Тут я всё узнаю.
Родные могилы все рядышком, с краю.
Я им поклонюсь, помолюсь, постою.