Победа

Владимир Мысин
                ВЛАДИМИР  МЫСИН    

                П О Б Е Д А

                «И был же и спор между ними, кто из               
                них должен почитаться большим»
               
                Луки 22:24.

Проблема, из-за которой возник спор между учениками Иисуса Христа, стара как этот мир. Она издревле была больным вопросом человечества и этот вопрос, как ни один другой, принес неисчислимое количество бед, трагедий и страданий, горя и слез в летопись земли нашей многострадальной.
Мы находим проявления этой проблемы даже в среде учеников Иисуса Христа. В двадцатой главе Евангелия от Матфея записана история, как однажды к Иисусу Христу вместе со своими сыновьями подошла мать Иакова и Иоанна и стала ходатайствовать за них, пытаясь зарезервировать им лучшие места в Царстве Божием. Хотела она всего ничего, а только чтобы ее сыновья сидели там рядом с Иисусом Христом, один по правую сторону, а другой по левую. Вначале Господь мягко пытался остудить их горячие головы, говоря: «Не знаете, чего вы просите...», но это не помогло, желание быть большими ослепило их и они всерьез настроились довести дело до победного конца. Тогда Христу пришлось отрезвить их словами, что это находится не в Его власти и только Отец Небесный будет решать этот вопрос. 
Остальные десять учеников, услышавши об этом, были глубоко возмущены таким вероломным поступком матери и сыновей Зеведеевых, но по всей видимости такие же мысли волновали их всех.  Это мы видим из того, как немного позже, уже находясь на пасхальной вечере, между учениками опять завязался старый спор именно о том, кто из них должен почитаться большим.  Тогда Иисусу Христу пришлось повторить слова, которые Он говорил им всего за несколько дней перед этим, когда к Нему подошли мать и сыновья Зеведеевы. Он повторяет им величайшую истину, которая впоследствии ляжет в основу общения всех христиан, истину, которая будет изумлять мир своей правотой и непобедимостью, своей жертвенностью и любовью.  На этот раз Господь преподал им урок, который они запомнили на всю жизнь. 
Давайте мысленно перенесемся через толщу столетий, вместе с учениками Иисуса Хриса зайдем в горницу и из дальнего угла понаблюдаем, что происходило там в ту памятную ночь, когда ученики со своим Учителем собрались в ней для проведения пасхальной вечери. 
Придя в горницу и расположившись в ней поудобней, ученики вдруг столкнулись с фактом: никто не предложил им омовения ног. Они и ранее сталкивались с этим и Христос обычно не придавал этому большого значения, но на таком значительном событии, как пасхальная вечеря, этот обычай должен быть непременно исполнен. Этого требовал закон. Обычно омовение ног предлагал хозяин дома или это делали его слуги, но здесь Господь и ученики были предоставлены самим себе. Таким образом, мы можем предположить, что горница, в которой совершалась вечеря, находилась в стороне от основного хозяйского дома и хозяин, также был занят проведением пасхального ужина на своей половине. 
Тот факт, что Господь послал Петра и Иоанна пойти и приготовить им пасху заранее, также подтверждает нашу догадку, что Христу и ученикам надо было самим позаботиться о всем остальном, кроме горницы. Мы можем предположить еще, что хозяин этого дома был не особенно богат, чтобы позволить себе содержать слуг или были другие причины, но факт остается фактом, омовения ног им никто не предложил и ученики должны были решить проблему: кто будет омывать им ноги? 
Поскольку на Востоке обычно этим делом занимались слуги, то в сердцах учеников, большим вопросом стало искушение: а кто из них меньший?  Никто из них не хотел с этим соглашаться, потому что из этого следовало, что именно тому, кто в конце концов признает себя меньшим и надлежало делать эту унизительную процедуру.
Как бы то ни было, но зайдя в горницу, они, не глядя друг на друга, упорно ждали, что кто-то из них все-таки должен будет встать и сделать это. Но кто?  В горнице воцарилось тягостное молчание и только время от времени кто-либо из учеников из-подлобья бросал косой взгляд на своих товарищей и опять отводил его в сторону. Каждый считал себя большим. Попробуем на несколько минут представить себе течение их мыслей.
 Иуда Искариот был единственный Иудей среди всех остальных учеников Иисуса Христа.  Кроме этого, он был еще и казначей, поэтому он мог думать так: «Ну, неужели, эти Галилеяне совсем потеряли совесть?  Ну, неужели, они всерьез ду-мают, что я, Иудей, сейчас начну омывать ноги Галилеянам?  Кроме того, я не просто ученик, но и казначей!» 
Как известно, что Иудеи, живущие в Иудее, считали себя более высшими по сравнению с Галилейскими Иудеями и вот почему. В Галилейских городах и селе-ниях проживало много язычников и правоверные Иудеи по этой причине считали Галилеян нечистыми. Кроме того, Иуда, уже решивший предать Учителя, повиди-мому не сильно был расположен и ко всем присутствующим, а тем более, омывать им ноги.
Петр и Андрей наверное думали, что поскольку Иисус Христос призвал их раньше всех других учеников, то они по праву заслуживают статуса первых учеников и что-что, а омывать ноги тем, кто пришли в ученики позже, им просто не к лицу.
Следом за Петром и Андреем, Христос призвал сыновей Зеведеевых – Иакова и Иоанна; видимо и они, в свою очередь, также претендовали на первые места. Так и остальные ученики, каждый по своему, находили для себя достаточно веских причин для более высокой позиции.  Может быть, многие косились на Иоанна, резонно полагая, что именно ему, самому молодому, как раз было бы уместно послужить своим старшим товарищам. Как бы то ни было, но никто не хотел уступать. Между учениками явно назревал конфликт и, по-видимому, только присутствие Учителя сдерживало переполнявшее их сердца негодование. 
В этот момент Господь встал со Своего места и молча вышел из горницы.  Раз-горяченные своими мыслями ученики не придали этому значения, мало ли по какой причине Учитель вышел за двери. Но как только дверь за Ним закрылась, чувства, переполнявшие учеников, выплеснулись наружу и в горнице загорелся их давний спор – кто их них больше? (Лук. 22:24.)  На этот раз спор принял уже более резкие формы, ибо кому-то надо было идти на конкретное унижение прямо сейчас и омыть всем ноги. Это означало, что отныне и навсегда, этот человек будет считаться в их обществе на позиции низшего. Сознание этого факта побуждало каждого из них быть твердым как камень.
Таким образом, начало пасхальной вечери не предвещало ничего хорошего и диавол был уже очень близок к успеху в своем намерении, отравить атмосферу любви и единства на последнем общении Господа со Своими учениками. Со своего векового опыта он хорошо знал, как трудно потушить загоревшийся огонь тщеславия и гордости в сердцах человеческих и уже потирал руки от радости, видя, как Апостолы, забыв обо всем, опять подняли горячий спор: кто из них больше?
Возмущение и негодование возрастали с каждым мгновением. В горнице слышались разгоряченные голоса, сверкали возмущенные глаза, у каждого находились веские доводы к оправданию и вдруг! в самый разгар спора, открывается дверь и... все присутствующие там остолбенели. В горнице воцарилась мертвая тишина. Ученики ожидали увидеть все, что угодно, но только не это. Они видят в дверном про-еме входящего Господа.  Но что это!?  О ужас!  Они видят Его без верхней одежды, препоясанного полотенцем и держащего в Своих руках чашу с водой для омовения ног. 
Ни слова не говоря, Он подходит к ближайшему ученику и присевши на Свои склоненные колена, Господь спокойно омыл его ноги. Затем Он перешел к следующему и так далее, одному за другим Господь омывал им ноги, тщательно вытирая их перекинутым через плечо полотенцем. 
Слова, казалось, застыли в устах Апостолов. Но огонь стыда и раскаяния, за-ливавший краской поникшие и смущенные лица учеников, беспощадным пламенем выжигал в их сердцах ядовитую поросль гордости и тщеславия, бурно колосившиеся там еще несколько мгновений назад и которые диавол так старательно выращивал, намереваясь погубить благовестие Евангелия в самом зародыше. 
 Какими ничтожными и жалкими вдруг показались им все их доводы, претензии, обиды, притязания, амбиции, достоинства...  Так, в полной тишине, Господь подошел и к Петру. Когда Господь, склонившись, прикоснулся к его ногам, сердце Петра не выдержало и он, уклоняя ноги от умывальной чаши, первым нарушил молчание, сказав глухим голосом: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?...» (Иоан. 13:6.)
Невозможно описать словами то, что пережили Апостолы за эти короткие минуты, которые показались им вечностью, втечении которых их Учитель, преподавал им Свой последний урок на земле. Но этого времени было достаточно, чтобы раскаяние, как каленным железом, навсегда очистило их души от этого порока и сделало их способными к восприятию последней заповеди Господа, которую Он запо-ведывал им в этот вечер. Со слезами на глазах они слушали своего Господа и семена Божественной истины ложились уже на добрую, очищенную почву.
Евангелист Иоанн, по всей видимости, особенно сильно был впечатлен этим событием, поэтому он так подробно описал последнюю вечерю Господа с учениками, посвятив этому целых пять глав. Я уверен, что именно в тот последний вечер Иоанн стал Апостолом любви, впитав в себя бесценные слова завещания, услышанные от Господа, ибо Господь действительно говорил Своим ученикам в этот вечер не что иное, как завещание, ибо завещание обычно делается перед смертью, а это были последние слова нашего Господа к ученикам, перед Его страданиями. Они записаны в Евангелии от  Иоанна с 13-й и до 18-й главах.  Апостолы запомнили этот урок на всю жизнь...
Прочитывая Евангелия мы видим, что эта проблема давно уже подтачивала сердца учеников Господа. Враг душ человеческих старательно обрабатывал самолюбие Апостолов, планируя посеять раздор и поссорить их между собой, зная, какую разрушительную силу скрывают в себе гордость и тщеславие.
В 9-й главе Евангелия от Марка мы читаем как Христос, вскоре после возвращения с горы преображения, пошел с учениками в Галилейский город Капернаум. В это время тучи над головой нашего Господа уже стали сгущаться и Ему приходилось совершать путешествия с большими предосторожностями. 
Поскольку все ученики Иисуса Христа, кроме Иуды Искариота были Галилеяне, Христос решил идти в Капернаум по другой дороге, справедливо полагая, что по причине того, что Его учеников там прекрасно знали, приход Господа в Галилею был бы обнаружен раньше времени. Путешествуя таким образом, они благополучно прибыли в Капернаум.
Но пока ученики, отдельно от Господа, шли по направлению к Капернауму, в их головы впервые пришла мысль: кто же из них больше? Несомненно, что такой щепетильный вопрос нельза было решить за одну минуту и, по-видимому, всю дорогу они только и делали, что спорили об этом вопросе. Мы находим подтверждение этому предположению в том, что когда, по приходу в Капернаум, Христос вдруг задал им вопрос: «О чем дорогою вы рассуждали между собою?» (Мар.9:33) (Лук.9:46)  Этот вопрос поверг учеников в молчание. Отвечать было нечего. Или надо было признаваться, что всю дорогу они спорили между собою кто из них больше, или молчать. Если ученики рассуждали бы еще о чем-либо другом, они с радостью ска-зали бы это Господу, но увы, отвечать было нечего и они молчали. 
Понимая всю серьезность зародившейся проблемы, Христос дает им наставление, подтверждая его наглядным примером. Он берет ребенка и, поставив его перед ними, говорит величайшую истину Евангелия: «...ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик» Лук.9:48.
К сожалению, эта проблема оказалась весьма живучей и Христу приходилось при каждом удобном случае напоминать ученикам, что смысл Его учения заключается не в том, чтобы достичь превосходства над другими людьми, но действительно великим будет тот, кто сумеет через унижение и смирение победить все обстоятельства жизни. На многочисленных примерах из жизни Господь не уставал учить их этой истине, терпеливо ожидая, что Его усилия принесут свои плоды. 
Однажды, обиженные и разгневанные Апостолы загорелись желанием отомстить своим обидчикам за досадное унижение, когда жители одного Самарянского селения прогнали их прочь, не пожелав принять у себя Господа. Не привыкнув еще переносить унижения, они всерьез вознамерились спалить их селение огнем с неба, чтобы впредь никому не повадно было так обижать учеников и Учителя.
Но Христос, смотря на их разгоряченные лица и возмущенные глаза, молча качал головой, скорбя в глубине сердца о том, как трудно семена Его учения прививаются в огрубелых плотских сердцах человеков: «Не знаете, какого вы духа», – сказал Он наконец и запретил им даже думать об этом, говоря: «Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» Лук.9:51-56.
Сидя в доме у одного из начальников фарисейских, и увидев, как приглашенные гости первыми старались занять самые почетные места, Господь привел им притчу о том, что всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лук.14:7-11)
Множество исцеленных людей слышали от Господа одни и те же слова: Не говорите об этом никому. (Мат.8:2-4) (Мат.9:27-30) (Мар.7:32-36) (Лук.8:41-56)
Однажды ученики задали Ему вопрос, а кто будет большим в Царстве Небесном? Христос, опять подозвав ребенка, говорит им, если кто умалится, как это дитя, тот и будет большим в Царстве Небесном (Мат.18:1-4).
Выше мы уже читали о матери и сыновьях Зеведеевых и о великой победе Христа на тайной вечере. Сопоставляя эти и многие другие места Писания, мы видим, что Господь неуклонно учит нас всех одной особенной Евангельской истине: Итак, кто хочет быть большим, научись быть слугою. Отсюда, по-видимому, идут корни того, что в наших церквах братьев, посвящающих себя труду на ниве Господней, называют не иначе как служителями.
Пророк Исаия, за много столетий до рождения Мессии, пророчески предсказывает в чем будет проявляться сила Божия, когда Посланник Свыше посетит нашу землю.  Мы читаем в 53-й главе: «...нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его...»
В Деянии Апостолов мы читаем о Христе: «В уничижении Его суд Его совершился,...» Д.А.8:33.
Во втором Послании к Коринфянам мы читаем, что: «Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силой Божией; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас» 2Кор.13:4. 
После тайной вечери Апостолы хорошо усвоили эту истину и нигде, ни в одном послании, мы не находим уже даже намека на их прежние амбиции. Вопрос – кто больше? навсегда остался в прошлом и не волновал более сердца Апостолов. В их посланиях мы находим теперь множество замечательных наставлений, научающих всех последователей Христовых, что сила Божия проявляется не в гордом величии земных царей, не в пышности помпезных богослужений, не в грубой силе солдатских штыков, а в немощи, в сокрушенном и умаленном сердце отображается Господь и совершает то, что Ему угодно.   Аминь.