Собачий детерминизм

Алехандро Атуэй
   
   Смок, в общем, неплохой пёс: немного трусоват, но добрый и не злобный, почти как его хозяин. Я даже рад такому обороту, когда хозяева и их собаки с годами становятся похожими друг на друга, хотя совершенно не нахожу никаких общих черт между нашими мордами. Но это ни о чём не говорит  - порою в его поведении я с ужасом узнаю себя самого...

   Смок очень умная собака. Например, утром он точно знает:  встал я на работу или одеваюсь, чтобы погулять с ним. Если я на работу, то он и головы не поднимет. В последнем случае он, потягиваясь, подходит к выходной двери и, радостно виляя хвостом, ожидает, когда я, наконец, соберусь. Тут наступает момент истины: я беру поводок со строгим ошейником и держу его, предлагая моему другу сунуть голову в петлю. Иначе нельзя, ведь он поселился у нас спустя год своей вольной и беспечной бродячей жизни и если не на поводке, то обязательно убегает, чтобы вспомнить свою шальную молодость. Потом, конечно, приходит голодный, подраный, грязный и виноватый.
 
   И вот перед ним выбор: самому сунуть голову в строгий ошейник или остаться дома. Он отворачивает голову к двери, почти упираясь в неё носом, и глупо лупает глазами, делая вид, что никакого отношения к предлагаемому поводку не имеет. Мне даже кажется, что Смок старается не видеть его. Надеясь в глубине души, что на сей раз обойдётся без поводка, он ожидает, когда же я распахну перед ним врата свободы. Узник – так его иногда шутя называю за взгляд полный безнадёжной грусти. Целый день он томится в ожидании прогулки. У него есть 23 часа, чтобы лежать в тёплой комнате и мечтать, как он проживёт эти длиннющие сутки за один короткий час. Вот она где жизнь-то! Но все грандиозные планы похождений, так долго зревшие в его голове, летят к чёрту, поскольку ненавистный строгий ошейник практически не даёт никакой надежды на свободу.

   Что же делать? Остаться верным себе и не поддаться соблазну ошейника? Но тогда заветная дверь на волю не распахнётся. А если другого способа нет, то может все-таки пойти на компромисс и выйти на поводке? Но тогда опять будет как всегда – прогулка в ошейнике, а это далеко не желанная свобода. Вижу, как борются в нём противоречия, как тщетно он призывает на помощь демона Лапласа, чтобы наперёд узнать правильный выбор. Но не в силах разрешить проблему и, надеясь преодолеть хотя бы дверь на пути к свободе, Смок всё же суёт покорную голову в ненавистный ошейник.

   Я в свою очередь тоже в непонятках: любит или ненавидит моя собака ошейник?  Это же натуральное ярмо для Смока - символ  попрания его вольности. Но с другой стороны – только ошейник приближает его к свободе. Ошейник - последняя и единственная надёжа, через которую он может заполучить эту самую свободу. Поневоле приходит в голову мысль о единстве и борьбе противоположностей…

   Дуализм ошейника – какая родная и до боли знакомая тема…