Гл. 18 Начальник штаба Константин Марсов

Владислав Одегов
НАЧАЛЬНИК ШТАБА КОНСТАНТИН МАРСОВ
ВЫЙДЯ ИЗ ОКРУЖЕНИЯ, ОН ВОЗГЛАВИЛ ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД, ЗА ОТВАГУ В БОЯХ НАГРАЖДЁН ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ, ПОГИБ ПОД СТАЛИНГРАДОМ В ДОЛЖНОСТИ НАЧАЛЬНИКА ШТАБА СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ

В БОЯХ ПОД КРАСЛАВОЙ
Первым о майоре Марсове рассказал в своей книге «Это было под Краславой» Пётр Зороастров. Одна из их встреч произошла в боевой обстановке под латвийским городом Краслава, на позициях, которые занимали бойцы Кунгурского полка:

«Правый фланг нашей обороны теперь находился у самого глубокого в Прибалтике озера Дридзис, где был стык с позициями 21-го мехкорпуса, далее рубеж проходил по западным склонам Замковой, и левый фланг упирался в берег Даугавы. Закрытые огневые позиции артиллерии располагались в рощах восточнее города, батальонная же и полковая артиллерия, а также часть батарей полка Медведева устанавливались на прямую наводку на самой Замковой. Противотанковые орудия капитана Павленко занимали прежние позиции.

К рассвету (1 июля 1941 года – В.О.) вернулись высланные в ночной поиск полковые разведчики майора Буданова. Мне на КП позвонил начальник штаба 416-го полка Константин Петрович Марсов и спросил, не знаю ли я, где найти капитана Наумова.
Наумов спал, укутав голову в шинель. Я разбудил его, и мы вместе отправились к кунгурякам. Пленный, угрюмо озираясь, сидел у сосны вблизи штабной машины Буданова под охраной двух бойцов, захвативших его. Это оказался здоровенный белобрысый детина. Оба рукава его куртки были оторваны, штаны в пыли — видно, гитлеровец при пленении отчаянно сопротивлялся.
Разведчики привычно вскинули ладони к пилоткам. Пленный верзила продолжал сидеть. Один из бойцов закричал:

- Ты почему, подлюга, не встаешь перед советскими командирами?
Фашист вскочил, вытянулся перед Наумовым. Подошел майор Марсов, торопливо поздоровался с нами и попросил начинать допрос: из какой части, её задача, есть ли поддерживающие танки и сколько. Наумов достал полевую книжку.

Пленный еще долго разыгрывал из себя преданного фюреру солдата, но потом всё же сказал, что он капрал 408-го пехотного полка 121-й дивизии. Перед нашими позициями готовы к бою передовые части 121-й и 111-й дивизий с танками. Наступление, по словам пленного, должно начаться в восемь утра. Их полк укомплектован полностью, как и все другие полки. Последние два дня они отдыхали.
Наш наблюдательный пункт, в отличие от КП, был вынесен на самую вершину Замковой и от НП полка Буданова находился всего метрах в четырехстах. Разделял нас только густой кустарник. Связь была устойчивая — связисты прикопали телефонный кабель. Кроме того, на случай повреждения линии, постоянно дежурили двое связных…»


КОМАНДИР ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА
Из книги Петра Зороастрова мы также узнаём, что майор Марсов успешно вышел из окружения, возглавил партизанский отряд»: «Группа кунгуряков под командованием начальника штаба 416-го полка К. П. Марсова присоединилась к Куньинскому партизанскому отряду. Сам Марсов стал начальником штаба, а затем командиром этого отряда».


КАВАЛЕР ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
Некоторые подробности партизанской жизни майора Марсова раскрыты в его наградном листе, опубликованном на сайте Министерства обороны «Подвиг народа». Командир 31-й отдельной стрелковой бригады подполковник Горбунов, представляя его к награждению орденом Красного Знамени, пишет 22 февраля 1942 года:
«Тов. Марсов с первого дня окружения стал руководить мелкими группами партизан, а впоследствии совместно с комиссаром отряда капитаном Митрофановым создали крепкий партизанский отряд, который особенно начиная с декабря месяца стал громить немцев, перерезывая коммуникации противника. Его отрядом уничтожено свыше 550 немцев и ранено 400, захвачено 7 немецких автомашин с грузами и боеприпасами, 11 немецких пулеметов, автоматов 16, мотоциклов 2, легковых машин 2, лошадей 45, 42750 патронов и много другого военного имущества.
Оказал большую помощь бригаде по разгрому 323 пех. полка, по разведке. Обеспечивал боеприпасами артиллерию.
В бою смел, храбр».
В наградном листе также отмечается, что Константин Марсов «представлялся к ордену Ленина за бои под Краславой».


ЯРКИЙ СЛЕД
Новые подробности о боевом пути офицера Константина Марсова нашёл наш земляк Евгений Петров, капитан 2 ранга запаса, ветеран военной службы, живущий в Новороссийске. Они содержатся в книгах: Харитонов М.Ф. О боевом пути 31-й Невельской, 100-й отдельных стрелковых бригад и 1-й Брестской Краснознамённой стрелковой дивизии «Дороги памяти» (Псков, 1994 год); Павлов И. Н. «Легендарная Железная: Боевой путь мотострелковой Самаро-Ульяновской, Бердичевской Железной, ордена Октябрьской Революции, трижды Краснознаменной, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии» (Воениздат, 1987 год). Хранят память о Марсове в Псковской области, где он воевал: информацию о нём можно найти на сайте Куньинской районной библиотеки, а также в газете «Пламя» Куньинского района.
Из этих источников мы, в частности, узнали, что «начальник штаба 416 СП майор Марсов К.П. 25.07.1941 вывел отряд из 95 человек под своим командованием к частям Красной армии. Выйдя из окружения, с первых дней стал руководить мелкими партизанскими группами…
Партизанский отряд Куньинского района Калининской области начал создаваться в последних числах июля 1941 года. В сентябре 1941 года к отряду присоединилась группа военных, в том числе Константин Петрович Марсов. Отряд стал активно громить врага и нарушать его коммуникации. 22 января 1942 года решением общего собрания партизан отряда Марсов К.П. был назначен его командиром.
Отряд под командованием майора Марсова К.П. оказал большую помощь 31-й отдельной стрелковой бригаде в разгроме 323-го немецкого пехотного полка.


НАЧАЛЬНИК ШТАБА БРИГАДЫ, ДИВИЗИИ
…Марсову К.П. было присвоено звание подполковника, и он был назначен начальником штаба 31-й Невельской отдельной стрелковой бригады полковника Горбунова, которая была сформирована 27 октября 1941 года в г. Красные Баки Горьковской области в основном из курсантов военных училищ (Рязанского, Московского, Арзамасского и других).
22 февраля 1942 года в состав Калининского фронта (командующий генерал-полковник И. С. Конев) была передана 24-я стрелковая дивизия (по некоторым данным, К.Марсов возглавил штаб дивизии в феврале 1942 года – В.О.)
… Дивизия прибыла по железной дороге на станцию Торопец. 10 марта она сосредоточилась в лесах в районе станции Кунья (25 км юго-восточнее Великих Лук) и вошла в состав 3-й ударной армии, составляя её второй эшелон.
12 августа 1942 года дивизия, сдав свою полосу обороны 28-й дивизии, сосредоточилась в лесах севернее станции Назимово (30 км восточнее Великих Лук). Здесь она поступила в резерв Ставки Верховного Главнокомандования, пополнилась личным составом, оружием.


В БОЯХ ПОД СТАЛИНГРАДОМ
Летом 1942 года на юго-западном направлении противник вновь временно овладел стратегической инициативой. В ночь па 12 июля войска группы армий «Б» вторглись в пределы Сталинградской области. Создалась угроза прорыва гитлеровцев непосредственно в Сталинград. Во второй половине дня 28 августа дивизия была передана в состав 1-й гвардейской армии (командующий генерал-майор К.С. Москаленко.С 5 сентября 1942 г. дивизия вошла в состав 24-й армии и продолжала наступать на Кузьмичи.Тем самым была резко ослаблена ого ударная группировка, нацеленная на овладение Сталинградом.
В районе Котлубани дивизия вновь пошла в состав 1-й гвардейской армии, которая во заимодействии с 24-й армией вынудила противника повернуть часть сил 6-й армии навстречу наступавшим советским войскам. Это сразу же облегчило положение 62-й армии, оборонявшей Сталинград. 7 сентября 1942 года в тяжелом бою в районе Котлубани, во время одной из атак смертельно был ранен начальник штаба 24-й дивизии полковник К. П. Марсов».

Константин Марсов похоронен в братской могиле (находится в п. Котлубань Городищенского района), где в 1968 году воздвигнут величественный монумент и выбиты списки погибших воинов (3421).


УРОЖЕНЕЦ КУНГУРСКОГО РАЙОНА?
Вот и знаем мы теперь немного больше о Константине Марсове, по оценке капитана 2 ранга Евгения Петрова, «фигуры значимой - второго человека в Кунгурском полку». Выйдя из окружения, он за короткий срок прошёл путь от командира партизанского отряда до начальника штаба дивизии, что, несомненно, говорит о его военном таланте. Тем не менее, белых пятен в биографии Константина Марсова ещё немало. Например, в своих мемуарах И.П. Павлов называет его полковником, а в донесении о безвозратных потерях он – подполковник (по мнению Евгения Петрова, «учитывая официальные данные, наверное, все-таки его придется числить в воинском звании "подполковник").
 
У нас нет пока и фотографии Константина Марсова, не знаем точно, где он родился. В Книге памяти Пермского края местом его рождения, правда, назван Кунгурский район, однако никаких подтверждающих сведений этому в архивах мы пока не нашли, к тому же Кунгурский район, как известно, организовали в 1924 году, в 1905 году, когда родился К.П. Марсов, существовал Кунгурский уезд, куда входило 25 волостей.


ПОД ФОТО
Мемориал в п. Котлубань Волгоградской области, где покоится начальник штаба Кунгурского полка Константин Петрович Марсов (1905-1942)
Фото: memory-prosv.ru

(Кунгурская газета «Искра», № 7, 24 января 2019 года)