Герой веры

Владимир Мысин
                ВЛАДИМИР  МЫСИН

                ГЕРОЙ  ВЕРЫ   

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» Иоан.15:13.

Одна из самых коротких с одной стороны и одна из самых противоречивых книг Библии с другой, является Книга пророка Ионы. Я с детства посещаю церковные слу-жения, член церкви с почти 40-летним стажем, регент хора, служитель и за это время я слышал массу проповедей, в которых Иону неизменно приводили, как пример нега-тивного поведения. Складывается впечатление, что эта книга была написана специаль-но для того, чтобы мы знали, как нам не следует поступать.
Удивляет в ней факт, что Бог, как то особенно долготерпелив к Ионе. То, что не сходило с рук другим пророкам, сходило с рук Ионе. Например Моисей, величайший пророк, знаменитый вождь Израиля, вместо одного раза ударил в скалу два раза и это уже не прошло незамеченным в глазах Бога. Он подвергся осуждению свыше и не во-шел в землю обетованную. (Втор.32:51. Числ.20:7-12.)
Иона же, проявляет вопиющее непослушание, упорствует в этом и ничего. Жив и здоров. Трудно понять, почему Бог так няньчится с Ионой, как с маленьким каприз-ным ребенком? Казалось бы, что такого пророком назвать язык не поворачивается. Пророки обычно провозглашают людям волю Божию, а Иона все делает наоборот. Бог говорит Ионе иди в Ниневию, а Иона идет в порт. Бог говорит Ионе проповедуй там, а Иона садится на корабль и плывет в другую сторону от Ниневии.
Может Бог дал Ионе какое-то непонятное поручение, делать то, что не следует делать пророкам? Да нет, ничего подобного. Бог говорит Ионе иди и проповедуй. Это как раз и есть прямая обязаность пророков.
Вообщем, как ни крути, а противоречивые здравому религиозному смыслу мес-та в Книге пророка Ионы встречаются на каждом шагу. Многие поступки Ионы про-тиворечат здравому смыслу вообще. Вместо того, чтобы идти в Ниневию Иона идет не просто в другую сторону, а старается уйти как можно дальше от Ниневии: находит корабль и плывет в Фарсис, город находящийся на территории современной Испании. Самая дальняя точка цивилизации того времени.
Дальше – больше. Поднимается на море сильная буря. Я думаю все понимают, что это не самое подходящее время для сна. При таком повороте событий люди в тре-воге заботятся и переживают, как спастись от возможной смерти, продумывают вари-анты спасения на случай гибели корабля и т.п. Иона же забирается в трюм корабля и крепко засыпает. Прямо так и написано: крепко засыпает! И это в то время, когда ужасный шторм, как щепку бросает корабль из стороны в сторону, в то время, когда все остальные люди на корабле в страхе за свою жизнь делают все возможное и невоз-можное, чтобы спастись от смерти, Иона крепко спит в трюме.
Крепко заснуть можно на даче, у дедушки на пасеке под запах трав и жужжание пчелок, после хорошей баньки, после сытного ужина и т.п. Но во время страшной бу-ри, когда в любую минуту кораблю грозит гибель, когда каждая новая волна может стать последней и в это время лечь и крепко заснуть?! Это не укладывается ни в какие человеческие рамки. Что за человек этот Иона? Все делает наоборот.
Затем уже сами корабельщики, исчерпавшие все человеческие возможности борьбы с волнами, (они усиленно гребли веслами, выбросили за борт груз для облег-чения корабля) стали молиться каждый своим богам понимая, что надежды на спасе-ния уже нет. В это время они находят в трюме спящего Иону. (По-видимому, когда они спускались в трюм за очередной порцией груза, чтобы отправить ее за борт). Можно только представить себе, как они этому удивились.
Как говорится, утопающий хватается за соломинку, так и корабельщики. Под-нявшись с Ионой на палубу они стали его распрашивать кто он, откуда, куда направ-ляется и т.п. Тогда Иона, не кривя душей, говорит им прямо, что он Еврей, что он чтит Господа Бога небес сотворившего и море и сушу, что он бежит от лица Бога и эта страшная буря бушует именно из-за него.
Здесь Иона показал себя очень честным и смелым человеком. Не успели кора-бельщики придти в себя от изумления, как Иона опять  повергает их в шок. Он пред-лагает им выход из этого критического положения: – хотите, чтобы море утихло для вас? (Кто же этого не хочет?) – Бросьте меня в море!
Легко читать эти строки сидя на мягком диване, в теплой гостинной у горящего камина, но когда ревущая стихия моря раскачивая корабль с каждым новым ударом волны с ног до головы обдает тебя каскадом соленых брызг, сказать такие слова очень нелегко. Это равносильно тому, как если бы Иона сказал: убейте меня.
Даже видавшие виды корабельщики были потрясены этими словами. Как?! Вот так просто? Взять и своими руками бросить человека в море? На верную смерть? Нет, это было для них сверх сил. Они предпринимают еще одну отчаянную попытку вырваться из смертельных оъятий стихии. (1гл.13ст.) Но, увы, бесполезно.
Тогда они, впервые в жизни воззвали к истинному Богу. Все те боги, которым они молились прежде, стали ненужными и бесполезными после того, как они встрети-лись с могучей силой истинного Бога. Прозвучала их первая молитва исполненная страхом и смирением пред Его силой. Вдумайтесь в их слова: «молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную: ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!». И взяли Иону и бросили его в море: и утихло море от ярости своей. (1:14-15.)
На этом проповедь Господа, которую Он говорил корабельщикам языком сти-хии, закончилась. Результат налицо. Они устрашились Господа, (страх Господень – это очень хорошее основание для дальнейшей жизни) принесли Ему жертвы и дали обеты. (1:16.) Я думаю, что все их прежние боги, в виде разных идолов, также поле-тели за борт.
По-человечески, здесь надо было бы уже поставить точку. Иона ушел под воду, море утихло, жизнь продолжается. (Интересно, видели ли корабельщики, как кит под-плывал к Ионе и как он исчез в его пасти?) Думаю, что они вполне могли видеть это, поскольку Иона еще не успел утонуть и кит заглотил его живым. В кипящем котле бушующей морской стихии, человек долго бы не продержался.
Но для Ионы начался новый этап его жизни: в чреве кита. Писание говорит: И пробыл Иона в чреве кита три дня и три ночи. Местечко, конечно, лучше не придума-ешь. Чрево кита. Как говорится: тепло, светло и мухи не кусают. Это же настоящая могила, только еще хуже. Кромешная тьма. Хоть открой глаза, хоть закрой – полная темнота. Мокрые, холодные, покрытые злизью стенки чрева, где верх, где низ? – все одинакого. Любое движение кита и Иона перекатывался от одной скользкой стенки к другой.
Помните, чем питаются киты? Правильно – планктоном. Это маленькие морские организмы, которые тучами плавают в океане. И как все это попадает в чрево кита? Очень просто. У китов на это есть своя отработанная веками технология. Подплыв к очередной такой туче, кит открывает свою громадную пасть и вместе с водой заглаты-вает эту тучу, сколько поместится.  Далее, кит сквозь зубы процеживает воду и вся живность остается в его пасти. И так раз за разом, на голову бедного Ионы свалива-лись десятки килограммов этого «богатства», вперемежку с водорослями и остатками морской воды.
Кроме этого, кит – это не круизный лайнер, который ровненько плывет по мо-рю, наслаждаясь видами островов. Кит – это рыба. В поисках пищи, кит нырял на глу-бину, то и дело менял направление движения, затем всплывал на поверхность, чтобы набрать воздуха, а потом опять вниз, а потом опять вверх, налево, направо. И так пос-тоянно, раз за разом, Иона то скользит в одну сторону чрева, то катится в другую, а вокруг планктон, морская трава, мокрая вонючая слизь (если вам приходилось хоть раз разделывать рыбу, то вы хорошо представляете, какие «ароматы» вдыхал Иона в чреве все это время), а еще давление и боль в ушах от перегрузок, нехватка воздуха и кромешная тьма, тьма, тьма...
Я думаю, что каждая минута тянулась для Ионы как вечность. Некто хорошо сказал: «Не страшно умереть, а страшно умирать!» Это – как раз и было то состояние, которое переживал Иона: – Страшные минуты умирания. Все эти три дня Иона ждал смерти, как лучшего друга, но она не приходила. Каждую минуту он желал ощутить на себе ее холодные объятья, но она стояла в стороне. Наконец, после трехдневной борьбы, Иона понял, что он не может больше бороться с Богом. Из чрева кита поли-лась его молитва к Богу: «И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита... И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» Иона.2:2-11.
Представим себе раннее утро. Солнце еще только позолотило край неба, вокруг тихая спокойная погода, какая всегда бывает после сильной бури. На берегу несколько ранних рыбаков готовят свои сети и лодки для выхода в море. Через ленивый плеск волн, они вдруг слышат характерный шипящий звук выбрасываемого под давлением воздуха и воды, какой обычно издают всплывающие на поверность моря киты. Через некоторое время, звук и фонтанчик воды, они увидели совсем близко от берега.
Далее произошло невероятное: Перед собой, они увидели громадную тушу большого кита, который медленно, как большая черная подводная лодка, плыл прямо к берегу. Они попятились от воды и остолбенели не в силах оторвать глаз от огромной рыбы, голова которой почти уткнулась в песок. И тут они увидели нечто, что повергло их в полный и окончательный шок. Кит медленно стал открывать свою пасть, громад-ную, как пещера и о чудо! Они не верили своим глазам: из этой пасти, на четвереньках выползло какое-то живое существо.
Вначале они не могли понять, что это или кто это? Но когда кит медленно ото-шел от берега и стал удаляться, рыбаки с опаской подошли поближе стараясь рассмот-реть его, то их изумлению не было предела. На самой кромке воды лежал человек. По всей видимости, он был крайне изнеможденный и уже не имел силы выбраться из воды. Его голова, руки, ноги, были повиты обрывками морской травы, в волосах голо-вы, в бороде, на одежде мелкие рачки и рыбешки планктона. Тяжело дыша, из послед-них сил он старался выползти на берег.
Подхватив под руки, рыбаки выволокли его на песок. – «Дайте воды» – попро-сил он хриплым срывающимся голосом. Выпив воды он поблагодарил их и сев стал очищать голову и одежду от остатков китова чрева. Они помогли ему омыться в море, дали ему немного пищи и потрясенные выслушали его историю...
Казалось бы, что такого непослушного пророка, не сыскать во всей Библии, но с другой стороны, Сам Иисус Христос отзывается об Ионе очень уважительно. Господь говорит об Ионе без тени осуждения и более того, Он два раза проводит паралель между Собой и Ионой, указывая на Иону, как на прообраз Своей миссии.
Как мог Христос иллюстрировать Свое служение, таким «непослушным и свое-нравным» пророком? Давайте посмотрим на эту ситуацию глазами самого Ионы.
Библейская Ниневия во время пророка Ионы, была столицей процветающего Ассирийского государства, под игом которого, находился народ Израильский. Мы мо-жем только предположить, сколько молитв, сколько постов совершил Иона обращаясь к Богу, прося Его об избавлении своего народа от тяжкого гнета. Грабежи, насилие, притеснения, несправедливость, кровь и слезы – это удел любого порабощенного на-рода. К Ионе, как к пророку Божию, видимо обращалось множество его соплеменни-ков со своим горем и бедами, просили его молиться Богу о помощи и избавлении. И так день за днем: слезы, вопли, плачь и горе.
И вот Иона слышит от Бога то, что он чаял услышать долгое время: «Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена».  О, радость! Еще только сорок дней и мой народ будет свободен от ненавистного ига. Бог включил часы и время пошло. Единственное, что могло остановить намерение Божие – это глубокое раскаяние ниневитян.
Таким образом, сердце Ионы разрывалось на две части: Что делать? Вопреки воле Божией не идти в Ниневию на проповедь или пойти возвестить им о грядущем суде и погибели? Хорошо, если они не обратят внимания на проповедь, а вдруг пока-ются? Тогда все останется по-прежнему. Страдания моего народа будут продолжаться и кто знает как долго.
С другой стороны, если не послушаться и не пойти в Ниневию на проповедь, это будет для меня верная гибель. Я имею дело не с человеком, но с Творцом всей земли и вселенной. Страшно впасть в руки Бога живого. Это так. Мне конечно не сдобровать, но зато Ниневия будет разрушена и мой народ получит свободу.
Здесь Иона делает выбор и сам приговаривает себя к смерти. Бог сказал слово и Он уже не изменит эту цифру. Пусть я погибну, но через сорок дней мой народ полу-чит освобождение. Таким образом, Иона идет в другую сторону от Ниневии и выбира-ет в порту корабль направляющийся в самую дальнюю точку. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» Иоан.15:13.
Становится понятно почему, когда разыгралась буря, Иона спокойно и крепко спит в трюме? Иона сделал свой выбор. Смерть уже была не страшна Ионе, ибо в люб-ви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. (1Иоан.4:18.) Иона бесстрашно говорит корабельщикам: – бросьте меня в море, – еще не зная, что его там ожидает. По-человечески Иона думал поставить на этом точку: – Утону и все. Дело сделано.
Но Божьи планы, шли дальше планов человеческих, Божьи возможности, ни в какое сравнение не идут с возможностями человеческими. Иона и в страшном сне не мог себе представить такое продолжение: – три дня в чреве кита!
Поэтому, Христос не просто так весьма уважительно отзывается о нем и прово-дит паралель между Собою и Ионой:
Иона три дня и три ночи провел в чреве кита, Господь наш после распятья был в сердце земли три дня и три ночи. (Матф.12:40.)
Иона полагал душу свою, ради избавления своего народа, а Господь положил душу Свою для избавления всех людей.
Иона желал избавить свой народ от временных земных страданий, а Господь наш избавляет всех людей от вечных мучений ада.
Иона желал избавить свой народ для жизни временной, Господь наш избавляет всех людей для жизни вечной.
Чему нас может научить Книга пророка Ионы?
Мы видим из этой книги, как велико ведение Божие. Вся земля и что наполняет ее подвластны Богу. Он повелел и разразилась буря и не утихала, пока Бог не добился того, что Он хотел. Результат жребия, также в руках Бога.
Бог повелел и кит проглотил Иону, Он повелел и кит высаживает Иону на берег. Бог за одну ночь произрастил растение, Бог повелел червям подточить его корень. Бог повелел знойному восточному ветру и т.д.
Из Книги Ионы мы видим, какое большое значение имеет в глазах Бога покая-ние и смирение. Мы видим, что Бог до последнего не желает гибели грешникам, ви-дим, что Бог весьма милосерд и сожалеет о бедствии.
Мы видим также, что Бог справедлив. Зло творимое людьми, не останется без-наказанным. Рано или поздно воздаяние будет, ибо Он справедлив.
Мы также порою можем быть маленькими Ионами. Иона очень огорчился тем, что его планы не осуществились. Как мало надо было человеку: Появилась тень над головой и Иона весьма обрадовался. (4:6) На другой день тень исчезла, и Иона опять огорчился до смерти. Мы порою, также можем огорчаться если наши планы не осу-ществляются. Книга Ионы учит нас больше доверять Богу и верить, что все, что Он делает, будет ко благу и нам и другим людям.
Интересно, что Книга Ионы пишется как-бы от третьего лица. Как будто некто, постоянно был рядом с Ионой, слышал все его слова, видел все его дела и знал даже мысли Ионы. Совсем не так написаны многие другие книги Библии. Например Посла-ния Апостолов, Псалмы, Притчи написаны от первого лица, но Книга Ионы написана иначе. В таком же стиле написана и Книга Иова и некоторые другие книги Библии.
Израильские раввины ставят Иону в один ряд с другими героями веры. Я желаю всем христианам увидеть в Ионе не своенравного и непослушного пророка, а челове-ка, который горячо любил свой народ и полагал душу свою за него. Иона – это заме-чательный пример глубокой и беззаветной любви, это пример который достоин, что-бы и мы могли на нем учиться, подражая вере наших наставников.