На злобу дня - острова Итуруп и Кунашир

Анатолий Пилаф
Вольтер когда-то подметил, что «книга на злобу дня (назовем ее родовым понятием — `рассуждения` ) умирает вместе со злободневностью».
Однако, обратимся к логике: не будь рассуждений на злобу дня, и злободневность, быть может, существовала б вечно.
---------------------------------------------------

Между Японией и Россией идет вялотекущая риторика по поводу принадлежности территорий — спорных островов . Причем и та и иная стороны допускают лишь два исхода: острова могут принадлежать или Японии или России.

Не секрет, что роль интернациональных корпораций растет несмотря на то, что каждое из государств планеты считает своим святым долгом ограничивать эту растущую конкуренцию государственному регулированию на подконтрольных территориях — на территориях своих стран.

И тогда при ракурсе зрения, определенном тезисом о тенденции усиления роли интернациональных корпораций, видна целесообразность перехода от бинарного мышления при решении судьбы спорных территорий (острова «наши» или «не наши») к мышлению, допускающему иные исходы.

Например, почему бы нашим двум де-факто дружественным государствам не создать «резервацию» для рвущихся на свободу интернациональных корпораций. Каким образом — учредить на островах особую экономическую зону, развиваемую и контролируемую Японией и Россией одновременно.

На Американском континете существует и задает ритм всей планете особый промышленный район с устоявшимся на всех языках названием «Кремниевая долина» — на другой стороне Земного шара создать условия для «Кремниевых островов». И разработать при этом такой пакет соглашений между странами, чтобы:

  - и Россия и Япония на протяжение достаточно далекой перспективы могли извлекать выгоду из спорных территорий;
  - на спорных территориях было обеспечено безвизовое посещение и безвизовое устройство на работу граждан и России и Японии;
  - была исключена возможность изменения оговоренных в пакете целей использования спорных территорий, например, для размещения военных баз сторон проекта или третьих стран.

Возможности России по природным ресурсам и высокий технологический уровень Японии привнесут в такой симбиоз синергетический импульс, который, несомненно, окажет мощное позитивное воздействие на экономическое развитие обеих стран.

А если суперпроект России-Японии по строительству моста от Японии через Сахалин обретет реальность, то острова, хоть они и находятся несколько в стороне от трассы гипотетической магистрали, могут стать перевалочной базой на стыке двух культур.

И Япония и Россия от такой стратегии получат сверхприбыль и ускорение развития.