Дом памяти. Часть 3 Политовы

Анна Политова
Деревня Анисимово расположилась вблизи реки Стрельна. Ее правый берег именно в этом месте гулял: то высокий и холмистый с крутыми обрывами, то пологий и заболоченный. Так и разделилась деревня на две большие части: высокую и низкую. Верхнее Анисимово было административным центром Стреленского сельского поселения. Оно включало 13 населенных пунктов, в том числе и Нижнее Анисимово.
Красота вокруг была особенная. Очень чистая и удивительная своим многообразием. Бесконечные поля сменялись березовыми рощицами и молодыми ельниками. Болотистые низинки – крутыми холмами и угорами. В местах, где берега очень высоко поднимались над Стрельной, можно было разглядеть идеально ровные линии напластований, различных по цвету и толщине. Все вместе вырастали они в этаких песчаных исполинов, безмолвно вздымавшихся над рекой. В низинках, на отмелях, вода была настолько прозрачной, что в солнечный день можно было разглядеть тени рыбок на дне.
Не уставали восхищаться своей деревней Анисимовцы. А жителей в те времена было немало, особенно с учетом близлежащих населенных пунктов. В деревне располагалась двухэтажная школа-семилетка, интернат, несколько крупных ферм с коровниками, телятниками, свинарниками и конюшней, работала мельница, сельский клуб. Молиться ходили в огромную трехэтажную Церковь Богоявления Господня, выполненную полностью из кирпича. Работали на полях да на фермах, выращивали пшеницу, рожь, ячмень, картофель, заготавливали сено. Лес запасали только себе на топливо, леспромхоза в деревне не было.
Проживали в основном в бревенчатых избах. Рубили сами, пока было не готово, ютились в комнатах при интернате. В одном из таких деревенских домов, построенном за целых 5 лет на честно заработанные учительские деньги, и проживала семья Политовых.
Хозяин, Александр Алимпьевич, был родом из села Лена Ленского района Архангельской области. В 1932 году, в возрасте 19 лет, он закончил Великоустюгское педучилище, после чего был направлен сначала в Красавинскую фабрично-заводскую семилетнюю школу, а через полтора года – в Стреленскую неполную среднюю. Так и оказался в деревне Верхнее Анисимово. Учителем в местной школе Александр Алимпьевич проработает 40 лет и будет удостоен звания «Ветеран труда»
Примерно в это же время в Стреленскую школу из деревни Мохча Ижемского района нынешней республики Коми был направлен Мохнатых Алексей Георгиевич. Перебрался в Верхнее Анисимово он вместе со своей женой Анной Михайловной и дочерью Анечкой.
Так и произошло знакомство Александра Алимпьевича сначала с Алексеем Георгиевичем, а затем и с его семьей. Юная красавица Анна Алексеевна с детства отличалась веселым нравом и мечтала стать артисткой. Любила читать стихи, петь песни и танцевать и была натурой влюбчивой. Алексей Георгиевич дочь очень строжил, не позволял и шагу ступить без его ведома. Но, узнав про симпатию к ней Александра Алимпьевича, к которому в то время уже относился с уважением, противостоять их союзу не стал и дал добро на брак.
Свадьба состоялась 20 июня 1936 года. А уже в 1938, 2 августа родился первенец – Владислав Александрович Политов. Всего в семье будет 8 детей: 5 мальчиков и 3 девочки. Сыновья: Владислав, Юрий, Александр, Павел и Леонид. Дочери: Тамара, Татьяна и Наталья. Разница в возрасте между старшими и младшими получится большая. А все потому, что 6 лет своей жизни Александр Алимпьевич проведет на войне.
10 октября 1939 года он был призван в Финскую компанию, а затем, приняв присягу при первой Рязанской высшей офицерской школе ночных экипажей ВВСКА, служил в должности старшего сержанта оперативным дежурным по земному обеспечению самолетов. Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» 9 мая 1945 года и «20 лет победы в ВОВ» от 7 мая 1965. Самым тяжелым по его воспоминаниям было принятие того, что «вечером разговариваешь с человеком перед вылетом, а утром все, его уже нет».
По возвращении с войны Александр Алимпьевич продолжил учительскую деятельность, занялся строительством дома (до этого вся семья жила в интернате). После переезда обзавелись хозяйством: корова, поросята, 13 штук овец, курицы. Сена заготавливали много. Ведь в то время сенокос был «из половины». Себе оставляли лишь часть, остальное отдавали совхозу.
Анна Алексеевна подрабатывала много где: учителем начальных классов, воспитателем в детском саду, старалась быть к детям ближе. Не боялась любой работы, лишь об одном жалела, что так и не вышло попробовать поступить в театральное училище на актерский факультет. Скорое замужество, дети, война… Так и не сложилось.
Но рук она не опускала. В местном клубе была главная артистка. Выступала на всех мероприятиях: читала стихи, играла в спектаклях, пела частушки, песни. Не смотря на все трудности не растеряла природного задора и обаяния.
Из воспоминаний дочери Натальи: «Собиралась на выступления в клуб, как на праздник, оденет юбку пышную, бархатную, перчатки разноцветные, их надушит-надушит…Стихи читала очень проникновенно, в зале плакали. Мы, малышня, у самой сцены стояли, за ее край держались. Я всегда за маму переживала очень, чтобы все у нее получилось, чтобы не забыла слова…»
Александр Алимпьевич решил продолжить учиться. Закончил педагогический институт. В деревне его уважали. Часто в доме собирались на посиделки, по 15 человек приходило. С Александром Алимпьевичем в удовольствие было поговорить на любые темы, человек был умный и начитанный. Да и рукастый, по воспоминаниям односельчан, клал отличные печи, до сих пор стоят.
Дети от родителей не отставали. Учились хорошо. Старший, Владислав, закончил Великоустюгский политехнический техникум. К знаниям всегда тянулся, но характер имел непростой. Чуть что не по его, заводился с полоборота. Почти во всех драках в Анисимово участвовал. Анна Алексеевна никак не могла с ним сладить, угомонить. Кровь молодая кипела, энергии было через край. Пока… В Верхнем Анисимово не появилась «новенькая». Ребята ее обсуждали, говорили, что с характером, так просто и не подойдешь. Владислав посмеивался: «Слабаки!» А потом увидел и пропал. Не до гулянок и драк стало. Только она и волновала, и заполняла все его мысли.
А местные девчонки Люсю Быкову сразу предупредили, чтобы с Владиславом Политовым не связывалась. Говорили, что симпатии свои он меняет быстро, сегодня гуляет с одной, завтра поет частушки другой. Потому Люся его сторонилась и на все попытки с ней познакомиться отвечала отказом. Что Владислава просто выводило из равновесия.
Но он не сдавался. Ухаживал долго. Наверно, это Люсе и нравилось. Активный, настойчивый. Да и внешне Владислав был парень видный: высокий, плечистый, голубые глаза, выдающийся мужественный подбородок. Но оборону Люся держала крепко.
Дошло до того, что Владислав явился к ней с предложением, позвал замуж. А она, конечно, отказала. На что он громко заявил: «Не выйдешь за меня, пойду и повешусь на той березе!» И получил в ответ: «Иди и вешайся!» И пошел… Анна Алексеевна прибежала к Люсе, запричитала, чтобы она соглашалась, а то «ведь он дурак, пойдет и правда повесится!»
Поженились Владислав Александрович Политов и Людмила Николаевна Быкова 8 мая 1960 года. До последнего она сомневалась в выборе, переживала из-за взрывного характера будущего мужа. Но как оказалось зря. Благополучие в семье для него было особенной ценностью. Ради него мог забыть и про свою гордость, и про самолюбие.
1963 год для молодой семьи Политовых начался с перемен. Владислава направили в один из ближайших леспромхозов работать дорожным мастером. Вместе с Люсей и маленькой двухлетней доченькой Олей переехали они из Верхнего Анисимова в небольшой лесной поселок Ломоватка Великоустюгского района Вологодской области.
Его история началась еще в 1937 году, когда заключенные ГУЛАГа, строившие Северо-Печорскую железную дорогу возвели здесь первые бараки. Заготовка леса началась в 54-м, а в 56-м по новой автомобильной дороге из железобетонных плит стали вывозить его на комбинаты по переработке.
Ломоватский леспромхоз образовался в 58-м. И жизнь в поселке закипела. Появились ясли-сад, школа, клуб, баня, магазины, пекарня, стадион, больница, жилые дома и кочегарки. Построили конюшню, свинарник, коровник и теплицу. Валка леса шла полным ходом. Бывшие болота осушались для складских площадок, закупалась новая техника. Вскоре леспромхоз одного из самых удаленных районов Вологодской области вышел в региональные лидеры по лесозаготовке. И потянулись сюда рабочие со всех близлежащих земель.
Политовы, как приехали, сразу поселились в восьмиквартирнике на улице Карла Маркса. Жили хорошо, дружно. Владислав Люсю очень берег, переживал за ее здоровье. Еще в Верхнем Анисимово приключилась беда. Первая беременность у Люси была неудачная.  Случай оказался тяжелый, повезли в районную больницу с кровотечением на телеге, на лошадях. Как до такого изуверства и додумались - чудом успели… Был бы он в этот момент рядом – такого бы не допустил. Оперировали экстренно, даже не ждали, когда подействует наркоз. Владислав бегал к ней чуть ли не каждый день пешком или ловил попутки.
С той поры он всегда за нее волновался. Пойдет ли она на вызов на соседнюю улицу, а тем более, если поедет в районный центр отчитываться о работе, всегда старался проводить, а потом встретить.
В 66м году в семье Политовых родился сын – Валерий. Владислав успел уже к тому моменту отслужить в армии. С Карла Маркса перебрались на Железнодорожную, 14, там места было побольше.
Владислава назначили директором жилищно-коммунального хозяйства, а потом добавили в его ведение подсобное и дороги. При чем речь шла не только о Ломоватке, но и о близлежащих деревнях: Пихтово и Илатовское. Люся во всем поддерживала мужа. Надо насобирать работников на сенокос, чтобы накосить для скота с леспромхозовских коровников и конюшен – оббежит весь поселок, глядишь, а народу - уже целый автобус сидит. Сама на полях работала, за весь день не присаживалась.
Дома всегда ждал Владислава суп из русской печки, наваристый из чугунка. Отварная картошечка с маслом. Любимое Люсино блюдо. А какие она пекла шаньги! Да еще если с парным молочком… Забыть этот вкус было невозможно.
О муже говорила Люся только с уважением, называла Владиславом Александровичем. Дома, конечно, бывали у них и конфликты. На компромиссы она шла с трудом, так как у нее на все всегда было свое мнение, с которым трудно поспорить. Особенно когда речь шла о выпивке и гулянках. Ругалась Люся крепко, если Владислав выпьет где спиртного. Держала мужа в ежовых рукавицах, потому и пил алкоголь он очень редко, если уж какой-то совсем особенный повод.
Был случай, что пришел в гости к Владиславу сват, принес водочки, так вылетела потом это бутылка в открытую форточку со свистом. Люся церемониться не стала. И родственника за такую провинность домой отправила.
Она вообще была очень прямая, говорила, что думала. Смотрела при этом смело, в глаза. К достойным людям она всегда была великодушна, а к родным – в первую очередь - требовательна. Всей душой желала близким счастья, но при этом не щадя ругала за проступки и слабости. Не терпела несправедливости. Могла за какое плохое дело и поколотить обидчика.
Один раз ночью Люся увидела, как с огорода местный пьяница тащит ее капусту. Догнала и огрела веником так, что тот мигом награбленное добро выронил, да через забор сиганул и бежать. Мужики в Ломоватке ее уважали за сильный и боевой характер и даже побаивались. Не терпела она, если кто начнет против мужа плохое чего говорить, всем рот могла закрыть, за словом в карман не лезла.
Одевалась Люся всегда по-простому, лишь по большим праздникам, если шли с Александровичем в гости или в клуб, могла нарядиться в красивое платье. Но за его внешним видом следила особенно, чтобы был всегда опрятным.
Так и жили Люся и Владислав вместе больше разные, чем похожие. Но уважали и берегли друг друга. Дорожили своей семьей, ради ее благополучия делали все возможное. 
Время бежало, дети подросли. Оля вышла замуж и родила девочку. Назвали Наташей. Валера женился. Появились у Владислава с Люсей внучки Аня и Женя. Захотелось Александровичу большой хороший дом, чтобы собираться там можно было всей семьей. В леспромхозе выбил он именно такой, как думал, на Октябрьской, и не было тогда человека счастливее его…