Художники. Павел Ходаев. Челябинск

Алла Корчак
 Перебирая заметки многолетней давности,  обнаружила свою статью, опубликованную в журнале "Земляки". Решила опубликовать и здесь.Павел - человек необычный - при кажущейся простоте.
 До сих пор  вспоминаю с благодарностью время, проведённое в его мастерской.
Произведения художника - в музеях России, коллекциях Германии, Франции и ..так далее.

     "Работай по - чёрному, не щадя себя,
      не будучи зависимым от конъюнктуры"

                Павел Ходаев.


- Куда пошла? - окликнул меня Николай Петрович Рябов - Сюда - и немедленно!
Я послушалась - и побрела по выставочному залу. Остановилась.
- Смотри и запоминай: это редкость...
Павел Ходаев..Сомнений - не было. ХУДОЖНИК. С девизом "Познай самого себя".
Многие удивлялись - и коллеги в том числе - что я долгие часы провожу  в этой мастерской, когда, мол, есть и другие...
Я понимаю, что сравнение грубовато, как и моя сущность, но попытаюсь -объяснить.
Паша по своей природе - словно тот самый "хлеб насущный". Пирожные и торты хороши на вкус, но это не пища. Его картины, общение были пищей для ума и чувств человеческих.
Из записей бесед:
- Пойми, я не могу топтаться на одном месте..Словно мастеришь табуретки - одну, другую - это скучно. Я никогда не остановлюсь - иначе перестану быть человеком творческим - или сниму заявку на таковое. Когда долго топчешься - это ремесло, а не искусство. Творчество умирает, когда иссякает естественное, искреннее желание - и ноги сами не несут в мастерскую - я просто иду на работу.Но..если чувствую, что я, простите, одурел даже от какой - то частности, малости - и это надо воплотить..Я лечу! Я в восторге!
Повторение - сон..слепота, сумеречное состояние художника!
- А как насчёт рынка:)?
- Надо понимать, чем ты занимаешься. Самое чудовищное - когда люди живут ВНЕШНЕЙ жизнью. Ставят себе маленькую планку, ищут покупателя, исследуют рынок, воображая, что ультрасовременны.
Но это и есть падение художника.
Скатились до "чего изволите"..
Сейчас концептуальным искусством занимаются многие...чтобы порой спрятать за этим себя самого. Хорошо, что не обнаружат.
Своего рода картонные тарелки - а где пища?
А вот нарисуй -ка подсолнухи - и чтоб весь мир вздыхал столетья!
На художественном рынке полно СНЕЖНЫХ БАБ.. И, как возникнет поблизости луч таланта - они и тают...
                *   *   *
 Заглядывая в первые годы нашего знакомства в мастерскую Павла, часто обнаруживала там  маленькую девочку, очень смышлёную..
- Катя, одень тапочки. -папа старательно изображал строгость.
- А ты не кури - алогичный внешне ответ, и Катя невозмутимо водит кисточкой.
Какое - то время спустя отец снова что - то говорит дочке, а в ответ снова:
- А ты не кури!
- Видишь, как она меня воспитывает?
Теперь натура отца ярко отражена в высказываниях повзрослевшей дочери:
" Не хочу, не умею, не знаю - вполсилы.
Безоглядно, безнадёжно, до дна погружаюсь в бездну звучащих Стихий..."
Звучащие Стихии - это картины Павла.
Если - вдруг! - их озвучить - О, это будет Музыка!
Цикл "Фуг", "Прелюдий" - музыка, которую удалось остановить, как мгновение.
Художник говорит о них, как о "мимолётностях"..
А что - потом?
Потом он вовлекает нас в радужный поток. Искусствовед Л. Бондарь говорила об этом, как о силе верности самому себе: "Она жертвенна - и не может остаться без вознаграждения, имя которому - Радость".
Из записей беседы:
- Как ты думаешь, свойственно ли тебе - подлинное - состояние радости? Вопрос серьёзный..
- Художники часто трактуются как люди трудные..Что ж - горевать, обижаться на всех? Не хочу утрачивать радость открывать книги, смотреть на картины, самому творить..Когда горюют о том, что не знаменит, не заметен - это же карнавал людских страстей - зачем с такими дурачиться вместе?
-Не хочешь в стадо?
-Нет.Понимаешь, я не хочу кого - то удивить или поразить. Ты знаешь меня..и поверишь. Я хочу найти соответствие своим чувствам и представлениям.
- А как ты, "закрываясь"-( и я знаю об этом), стал известным за рубежом?
-Картины проданы с аукциона в Париже...но я не питаю никаких иллюзий на этот счёт. Там взращиваются свои художники, им помогают - и правильно. У нас такой возможности нет, что поделаешь...На нас просто зарабатывают при случае продавцы картин. О взращивании российских талантов сейчас говорить - только время терять.
 Павел никогда и никому не подражал. Зато ему подражали, и порой казалось, уходили вперёд. Они пользовались его приёмами, их замечали, как те вкусняшки, те самые "пирожные" - а он был сам собой - "хлебом насущным"..
Как - то сказал, что велосипеды надо изобретать - самому..
И..изобрёл!
Не знаю, может кто и видел картины прихотливой формы - не квадраты, овалы и прямоугольники..видела такое в первый раз!
- Нравятся тебе мои "кляксы?"
- Конечно!
Подумала, как они теперь "разбрызгаются" по разным выставкам.А он будет изобретать снова. Кое - что - как сказал когда - то..
Но в этом "кое - что" никогда не будет тусклого и невыразительного, тоскливого и приблизительного.