Музыку я вижу в цвете и форме

Нина Ганьш
Страничка из дневника.

Студенческие годы... Они прекрасны!

Идут дни за днями, всё глубже и глубже мы познаём специфику культпросвет работы. Учимся разрабатывать и писать сценарии тематических вечеров, устных журналов, праздничных программ и многое, многое другое.

Сегодня полдня расписывала с одноголосия партитуру на все инструменты оркестра, вплоть до ударников. Знание предмета "Гармония музыкальных звуков" очень пригодилось: здесь композиция, аранжировка и оркестровка... всё это так увлекает, что не оторвёшься.

Это творчество мне очень и очень нравится, в музыке свои законы: создаёшь из одноголосия аккорды, далее из аккордов созвучие, словно картину на холсте рисуешь красками, но только из звуков. Музыку я вижу в цвете и форме.

Вот и экзамен по дирижированию. С дирижёрской палочкой в руке, передо мной пюпитр с партитурой для всего нашего оркестра, расписанной мной на той неделе, (даже мой преподаватель Григорий Григорьевич похвалил за оригинальное решение).

И вот я стою и взмахами палочки управляю оркестром. Звучит прекрасная музыка: то тихо и нежно, то бурно и громко, с надрывом. Ребята выполняют все мои указания, играют проникновенно... 



Дирижирование и белая блузка.
 
Очень рада, что экзамен я сдала, «отдирижировала» на хорошую оценку, до пятёрки немного не дотянула...

Сейчас пишу свои впечатления в своём дневнике и не могу успокоиться. После экзамена во время анализа наших полученных знаний и навыков по оркестровке и дирижированию при комиссии из преподавателей и при всех моих однокурсниках обидела меня наша завуч...

Она отругала меня при всех грубо, вместо того, чтобы вникнуть в суть и спокойно сделать замечание. Я сидела в аудитории и горько беззвучно рыдала, уткнувшись в стол... 

Ведь не виновата я в том, что мои родители не могут найти денег на белую блузку, потому как еле концы с концами связывают. Каково одновременно учить сразу четверых детей: одеть, обуть, накормить! Я с горечью смотрела в глаза завучу:

-- Вот буду когда-нибудь взрослой, стану работать и зарабатывать и у меня будет белая блузка и не одна! Много белых блузок! Очень много!

Внешне завуч довольно симпатичная: круглое приятное лицо, крашеные с каштановым отливом волосы прибраны в аккуратную причёску. Ну, никак всё это не состыковывается с её злой грубостью!      

Хотя, если подумать, она права: на экзамен нужно ходить в светлой блузке и чёрной юбочке, такое правило. Юбка-то у меня есть, а вот белой блузки нет, и не было. Вот она такая - наша деревенская нищета!

Раньше меня девочки в общежитии одевали, всегда давали напрокат, а сегодня что-то не связалось, у каждой студентки только по одной кофточке, даже у моей подруги Любы Старовойтовой из вполне благополучной семьи тоже всего одна! Она не жадная, конечно бы дала, но она сейчас сидит вместе со всеми в оркестре!

Что делать? И мне пришлось надеть свою узенькую тёмно-синюю «офицерскую» юбку и свою новую любимую рубашечку в сине-голубую клетку - она мне очень идёт.
 
Боже мой, когда у меня будет всё, что я захочу? А я мечтаю о многом...
Иногда ночью долго не сплю, всё представляю себя в наряде изумительной красоты, в великолепных модельных туфельках-шпильках, с модельной причёской: на меня все смотрят, восхищаются и завидуют...

Будет ли это когда-нибудь? А если что появится лишнее, я обязательно буду отдавать нуждающимся...



Вернисаж 

После занятий студенты пошли в музей на выставку картин многих известных художников, на некоторое время привезённых из Москвы. Мы с подружкой Любаней в обязательном порядке тоже пришли полюбоваться на шедевры...

Никогда не забуду такой красоты! Долго не могла оторваться от картины Айвазовского «Вид моря», просто завораживает. Нам сказали, что Айвазовский никогда не видел море, а как нарисовал!

Картина Крачковского «Перед грозой» так правдоподобна, что кажется, свинцовая туча, из-под которой ещё выбивается последний серебряный лучик, движется медленно и зловеще. Мужики и бабы торопятся дометать копну. Как здорово художник изобразил спешащих людей, их сосредоточенные напряжённые фигуры.

Торопясь, как бы не замочить сухое сено, копну сметали на бок. Как мне всё это знакомо с детства! А пруд! В нём отражается светлая часть неба с белой каймой облаков и туча, надвигающаяся неумолимо. Какое напряжение в характере картины!   

Ещё понравились «Портрет старухи», «Портрет незнакомца». Особенно великолепна старуха. Смотришь, и кажется, будто живая. А золотое кольцо на пальце! Я даже сбоку посмотрела, не настоящее ли кольцо прикреплено к картине. Как всё здорово: каждая морщинка, жилка на старушечьих пальцах, просто невозможно представить себе, на что способен человек...

Талант – это божий дар, одарённых людей нельзя унижать притворным равнодушием, надо их понимать, беречь и чаще хвалить при жизни.



Болеть никак нельзя.

Болею, сильно простыла во время поездки на экскурсию в Ферапонтово. Здесь такие роскошные церкви и храмы, что просто нет слов! В одном храме были долго, а там застоявшийся холод, и я сильно продрогла...

На улице чуть теплей, наблюдали за нашей «моржихой» Галкой Маркотенко как она купалась в проруби. Людей собралось много, все удивляются, а ей хоть бы что, плещется в ледяной воде, только пар клубами.

У меня поднялась температура, девчонки вызвали врача... На тумбочке батарея бутылочек, порошков... Назначили банки на спину, хожу в больницу каждый день, врач сделал неутешительное заключение: начинается воспаление лёгких и начали делать уколы.

За эти дни я совсем ничего не ела - совершенно не хотелось, пила только воду и изредка впихивала в себя крошечный кусочек старого подсохшего серого хлеба. Я сильно ослабла, подурнела и по-страшному болит голова...

Скоро зимние экзамены, опять треволнения. Первый экзамен – дирижирование, из-за болезни плохо знаю партитуру. Вот если не сдам, лишусь стипендии...

Скорей бы закончить учёбу и работать. Надоело сидеть на шее у родителей. Им и так трудно, четверо детей учатся. Если каждому по десять рублей, вон уже сколько! Вот стану работать, но хоть двадцать рублей в месяц буду посылать им. Даю честное слово!



"Себе на уме"

Любаше опять наступили на хвост. Грубость, дерзость и более ничего я от неё не слышу. В чём дело? Не пойму причины такой частой изменчивости её характера и у меня опять в отношении к ней что-то оборвалось в душе. Неужели все городские такие странные: избалованные и живут только "себе на уме"?

Пожить бы ей в деревне и не видеть детства, работая вместе со вдовами на колхозных полях или нянчиться с чужими малыми детьми - может по-другому бы вела себя!

Считаю, Любу крайне избаловали её родители... Всё это в доверительной беседе с ней я пыталась спокойно донести и вижу что подействовало, она тут же стала любезной.
 


Татьяна Васильевна.

Татьяна Васильевна Церковницкая. Я её очень уважаю! Какие печальные глаза у неё какие-то по-детски застенчивые... Ещё у неё золотой характер, глубокий ум, добрая натура... Вот такие должны быть преподаватели, чтобы их уважали, любили!

В зимние студёные вечера мы с Любой не раз приходили к ней домой. Она нас приглашала. В доме всегда было очень тепло и уютно, не то, что на нашей ужасной холодной квартире...

Татьяна Васильевна усаживала нас за стол, ставила чай с малиновым вареньем, хлеб с маслом, горячие пирожки с капустой (пальчики оближешь) и за чашкой чая рассказывала много интересного из жизни русских и советских писателей и поэтов: то, чего не было в учебниках.

Мы с Любой сидим, разинув рты, – слушаем, запоминаем, повышаем кругозор. Голос у Татьяны Васильевны тихий, добрый, и нам так не хотелось расставаться с ней и уходить домой.

Когда я писала сочинения по литературе, у меня всегда были высшие оценки.
Я постоянно что-то придумывала от себя и писала страницу-две не по программе наших скупых учебников. Литература, как предмет, мне нравится со школы.

Татьяна Васильевна, проверив сочинение, подчеркивала красным карандашом мою «отсебятину» и писала: «Эта часть особенно хороша».