431 Батюшка Океан Часть 3 Волны 23 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

431. Батюшка Океан. Часть 3. Волны. 23 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Четверг 23 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом океане к югу от островов архипелага Вестманнаэйяр (Исландия). Дневная температура: мин.: 12.0°C тепла; средняя: плюс 13.6°C тепла; макс.: плюс 15.0°C тепла, без осадков, на ветру температура воздуха плюс 10.7°C. Восход солнца – 05:39, заход солнца – 21:06 (GMT+1), район наблюдений метеостанции Бенбесюла айленд остров Бенбекьюла (Великобритания). Скорость ветра была всего 5 м/с (17,99 км/ч), то есть ветер был слабый (3 балла) и волнение моря-океана было слабое (3 балла).

Морские и океанские волны - это лик, лицо, внешний облик, образ и третья ипостась батюшки Океана, то есть той богоподобной материальной сущности, которая имеет общепринятое обозначение "Мировой океан". Строго по научному волны - это "изменение состояния среды (возмущение), распространяющееся в этой среде и переносящее с собой энергию" или "изменяющееся со временем пространственное чередование максимумов и минимумов любой физической величины, например, плотности вещества, напряжённости электрического поля, температуры, состояния водной поверхности". Короче, волна - это "явление распространения в пространстве с течением времени возмущения какого-либо физического возмущения", например, волны в море-океане.

Волны на воде - это просто колебание водной поверхности без переноса вещества водной среды, но вот гравитационные и физические силы-воздействия, возникающие при нахождении вещества (плавающих предметов и объектов) на склонах водяных волн, на вершине воны и у её подножья, могут существенно влиять на это вещество. Предметы и объекты, например, корабль, могут скользить по склону волны вниз к её основанию (подошве); на скорости скольжения или хода врезаться в основание или склон волны, получая сильный физический удар и сопротивление движению; плавающий предмет или объект, например, корабль, может быть накрыт гребнем волны, опрокинут днищем кверху и оказаться под водой, под "грузом" огромных масс воды... Наконец, прибойные ветровые волны могут совершать разрушительные действия, ударяя в берега, пирсы, причалы, молы, в корпуса плохо закреплённых кораблей и судов. Вот почему волны не только качают плавающий предмет или объект, но ещё и ломают, разрушают его, топят...

Нижняя часть волны на воде почему-то называется "подошвой", а верхняя - "гребнем". Высота волны - это вертикальное расстояние от подошвы до гребня (h), а длина волны - горизонтальное расстояние от гребня до гребня - обозначается греческой строчной буквой (;). Волны, которые с шумом и силой бьются о берег - это "прибой". Прибой с безопасного расстояния - это красота силы и мощи моря-океана... Кстати, шум прибоя в разных его проявлениях - это общечеловеческая врождённая генетическая звуковая память, обладающая одновременно успокаивающим и возбуждающим эффектом, порождающим эстетическое и художественное вдохновение и воображение. Люди инстинктивно слышат в шуме морского прибоя некие звуки музыки или голоса людей-духов...

Волны на море-океане называются "волнением" и существует классификация волнения (волн) по степени их мощи, высоте, длине, крутизне и характеру поведения. В зависимости от причины возникновения, существуют виды волнения: ветровое волнение, зыбь, сейши, волны-убийцы, приливы (отливы), прибой и цунами.

Сейши - это феномен "стоячих волн", то есть волн, возникших на одном месте в результате резонанса, совпадения фаз разных волн, амплитуды колебаний которых слагаются и возникают в одном месте глубокие "провалы" в поверхности моря и огромные водные гребни (стоячая волна - это периодическая волна подъёма или опускания уровня воды на одном месте).

Волны-убийцы - это внезапные гигантские одиночные волны, возникающие в океане, высотой 20-30 метров и более. Ранее моряки всех времён и народов называли подобные волны понятием "девятый вал", но в то же время существовал миф о необычных, возникающих без видимых причин, блуждающих волнах-убийцах, которые своим гребнем захватывали, опрокидывали и топили любые суда и корабли. На знаменитой гравюре в жанре "укиё-э" (дословно – "плывущий или изменчивый мир") великого японского художника и мастера укиё-э Кацусика Хокусай (1760-1849) «Большая волна в Канагаве» из серии гравюр «36 видов Фудзи» (цветная ксилография, 25.7 см ; 37.8 см. 1829-1833 гг.) изображена как раз та самая волна-убийца, чудесным образом совпавшая с профилем воссозданной современными учёными в эксперименте подобной волны.

Когтистые щупальца пенистого гребня огромной гигантской волны, которая в масштабе гораздо выше знаменитой горы-вулкана Фудзияма (Япония) нависли-застыли (на гравюре Кацусика Хокусай) над остроносыми, узкими и длинными, но беспомощными лодками рыбаков, которые в молитвенном поклоне ниц застыли перед ужасом нависшей над ними смертельной опасности. Высокий и крутой гребень волны-горы неизбежно и неминуемо не только упадёт, обрушится, но и накроет свой водяной толщёй утлые судёнышки-лодки и фигуры-тела людей-рыбаков. Что с ними безвольными и покорившимися судьбе и волне будет? Проскочит ли гребень между лодками или цепкие когти пенистого гребня сметёт их с палубы лодки? Перевалит ли лодка гребень волны или её опрокинет навзничь и потопит эта волна? Кто знает?

Только 1 января 1995 года на нефтяной платформе «Дропнер» в Северном море у побережья Норвегии была впервые документально зафиксирована соответствующими приборами волна высотой в 25,6 метра, названная "волной Дропнера". В дальнейшем космические спутники зафиксировали за месяц по всему Мировому океану "более 10 одиночных гигантских волн, высота которых превышала 25 метров" и этот мифический феномен обрёл физическую природу и научное объяснение. Теперь составляется всемирный "Атлас волн" наблюдаемых волн-убийц и статистическая обработка их параметров-данных.

Что такое приливы (отливы), прибой и цунами - это хорошо всем известно и не требует пояснений, а вот , что такое зыбь и ветровое волнение - об этом я расскажу, так как это то самое морское и океанское волнение. которые мы, моряки экипажа БПК "Свирепый" видели, ощущали и испытали на себе во время первой БС (боевой службы) в июле-октябре 1973 года во всех его проявлениях, по всем 12-ти баллам шкалы волнения Бофорта. Вот каким предстал и был наш батюшка Океан в своей женской ипостаси и облике сонных, тихих, шаловливых, игривых, флиртующих, волнующихся, танцующих, страстных, рассерженных, сердитых, гневных и ужасных волн-убийц...

До первого боевого похода на БС (боевую службу), БПК "Свирепый" и наш первый изначальный экипаж корабля, конечно же, побывал в Балтийском море во всех возможных состояниях морского волнения - от штиля и безветрия до 7 и 8-балльного шторма, так что мы видели и испытали и штиль, и рябь, и лёгкое волнение, и умеренное волнение и толчею предштормовых волн и шторм с его высокими и крепкими волнами-стенами, в которые с шумом и силой удара-взрыва врезался форштевень нашего БПК "Свирепый". Однако только здесь в открытом Северном море и в водах Северной Атлантики, на просторах Атлантического океана, где свободно дуют ветра и есть место, чтобы разгуляться ветрами и вихрям атлантических циклонов, только здесь мы видели и ощущали "настоящие" океанские волны, настоящее морское волнение.

Морское волнение - это не только разнообразное волнение разновысоких волн и их характерный вид и поведение, морское волнение - это ещё и настроение моряков, их моральное и психологическое состояние, которые точно соответствуют физическому морскому волнению. Так, например, штиль и полное отсутствие волн расслабляет, причём коварно расслабляет моряков. Мелкая рябь - веселит шаловливой милой игрой солнечных зайчиков. Лёгкое волнение манит, так как волны играют с моряками, флиртуют с ними.

Умеренное волнение настраивает моряков на серьёзный лад и работу, потому что заставляет моряка быть ловким, изворотливым, находчивым, быть танцором и "танцевать с волнами", которые проявляются на корабле в виде качки. Волнение так называемого "неспокойного моря" вызывает в душе моряка беспокойство, ожидание чего-то большего и заставляет моряка быть собраннее, осторожнее, быть настороже. Крупное волнение уже не даёт времени на всякие там "нежности" и любования красотой волнующегося моря, при таком волнении моряки ведут себя почти точно также, как с капризными девушками и женщинами, то есть потакают им, приспосабливаются к ним, но держатся строго, немного отстранённо, ожидая от волн подвоха, неожиданного толчка, коварного выплеска.

Сильное волнение моря-океана уже не похоже на любовные отношения мужчин и женщин, а похоже на ссору, конфликт, чуть ли не драку и заставляет моряков собраться с силами и мыслями, зажать свои страхи в известном месте и делать всё "по штормовому", то есть чётко, собранно, строго, по инструкции, по правилам, "как учили". При сильном волнении волны превращаются из милых шаловливых и любвеобильных страстных женщин-русалок из свиты Морского бога - батюшки Океана в обуреваемых жадной страстью фурий, которые стремятся побороть нас, моряков, подчинить нас свое воле, навязать нам свои правила поведения. При этом стильные волны ведут себя как настоящие воины-амазонки, то есть бьются, крушат, ломают, топят...

Очень сильное волнение - это уже буйство стихии волн, неуправляемое помешательство фурий из окружения батюшки Океана. Океан ещё управляет стадами своих обезумевших волн, совместно с ветром насылает этих фурий-амазонок на наш корабль. Волны бьются, яростно нападают, упорно сопротивляются движению корабля, с рёвом и визгом (даже визгом...) гневно расступаются, образуя две огромные отбойный волны носового буруна, но теперь моряки их не любят, а борются с ними, ожесточённо сопротивляются и радуются бессилию волн покорить наш корабль.

Исключительное волнение - это уже не просто женская ипостась батюшки Океана, это уже он сам, слившийся воедино с ветром и волнами в одно целое, воплощение триединого Морского бога, гневного, жестокого, ослеплённого, яростного, беспощадного. Теперь и волны теряют свою женскую стать, а превращаются в водяные валы, холмы и горы, которые как мощные богини судьбы Мойры, молча и равнодушно, медленно и величественно проходят мимо корабля или надвигаются прямо на корабль и их безликая слепая мощь неотвратима. Исключительное океанское волнение порождает не просто страх в умах, сердцах и душах моряков, эти волны-горы ужасают неопытных, бессильных и безвольных, но в то же время превращают сильных и волевых, знающих и умеющих в настоящих героев.

Большинство моряков личного состава экипажа корабля во время штормового волнения обязательно находится внутри отсеков и помещений боевого корабля и не видит ни сильного, ни очень сильного, ни тем более исключительного волнения батюшки Океана, они его только ощущают, чувствуют и представляют. Практически только несколько человек в силу своих служебных обязанностей могут видеть воочию и зримо ощущать и чувствовать такое волнение моря-океана - это командир корабля, вахтенный офицер, штурман, рулевой БЧ-1 и сигнальщики-наблюдатели БЧ4. Всем остальным приказом командира корабля запрещено выходить на верхнюю палубу и покидать расположение своих кают, кубриков, боевых постов, мест боевого дежурства. При сильном штормовом волнении корабельное оружие не может применяться и работают только средства навигации и обеспечения движения и безопасности корабля. Это понятно и естественно, потому что при сильном и исключительном волнении моря-океана есть только одна задача - выжить, выйти из зоны жестокого шторма или урагана, спасти корабль, оружие корабля и экипаж, людей.

Естественно, когда стоит задача выжить, включаются глубинные механизмы общечеловеческой генетический инстинктивной памяти, начинают доминировать гиперактивные химические элементы жизнедеятельности организма человека (гормоны) и моряки начинают испытывать ощущения и чувства настоящего ужаса, паники или безудержного безоглядного и с виду безумного восторга, экстаза, взрывного героизма типа "А мне ваш океан по колено!".

Всё зависит от наследственного кода человека, от воспитания и самовоспитания, как ни странно, от результатов боевой и политической подготовки военных моряков. Если моряк воспитывался  в экипаже боевого корабля, нацеленного на выполнение боевой задачи на БС (боевой службе), то страшного в исключительном волнении моря-океана ничего нет, так - рабочая обстановка. Если же моряк жил и служил на корабле, боевая и политическая подготовка, персональная боевая квалификация велась "спустя рукава", а сама служба шла своим чередом по принципу "моряк спит, а служба идёт", то во время жестокого шторма или урагана человек духовно погибает, ломается, искажается, трусит, паникует, бежит сломя голову в дальний угол-шхеру и начинает выть, как загнанный зверь или жертва Морскому богу - разгневанному батюшке Океану. Такие нелюди уже ничего не могут делать и им остаётся только превратиться в бездуховное зомби, дослужить кое как дол ДМБ и бесславно уйти "на гражданку" с острым хотением забыть всё, что было на службе и в море-океане как страшный ужасный сон...

Были ли такие моряки в экипаже БПК "Свирепый" на первой БС (боевой службе)? Возможно были, но я таких нелюдей-зомбаков не знаю, не видел и даже не слышал, что такие у нас были. Практически все моряки, мои друзья-годки, подгодки, молодые матросы, мичманы и офицеры личного состава экипажа БПК "Свирепый", конечно, по разному переносили сильную качку, морское волнение и исключительные волны урагана Эллен, в объятия и лапы которого БПК "Свирепый" попал в сентябре 1973 года, но я не видел и не знаю ни одного случая паники или безумного поведения моряков, только строгое, чёткое и сверх серьёзное отношение к происходящему, героическое выполнение своих служебных обязанностей и терпеливая выносливая стойкость в надежде, что мы, наш корабль БПК "Свирепый", справится с ураганом и волнением, победит и выйдет с честью из жестокого шторма, выполнив поставленную боевую задачу. Так оно и было...

Теперь мне остаётся только охарактеризовать и описать физическими параметрами морское волнение по шкале Бофорта, чтобы иметь более точное представление о характер и поведении волн - верных спутниц ветров и "фрейлин" из свиты Морского бога - батюшки Океана.

Любая и каждая волна - это просто возвышение воды выше уровня спокойного моря и понижение ниже спокойного уровня. Всё что возвышается над спокойным уровнем моря - это гребень волны, то что ниже - ложбина. Самая высокая точка гребня волны - это вершина, а самая нижняя точка ложбины - подошва волны. Высота волны - это расстояние по вертикали от вершины волны до её подошвы. Как в открытом море измерить высоту волны? Линейкой? Рулеткой? Эхолотом? Лазерным прибором дальномером?

Реально и проще всего измерить высоту волны свободно плавающим предметом, который опускается и поднимается на волне рядом с бортом корабля, на котором нанесена белой краской ватерлиния и у которого известны высота борта над ватерлинией и глубина погружения подводной части корпуса корабля. Замечая крайние положения плавающего предмета на уровне днища корабля и на уровне верхней палубы, фальшборта или даже надстроек корабля, можно примерно определить перепад высот вершины и подошвы волн. Правда, такой метод годится только для сильного волнения, более слабое волнение иногда точно измеряется по мерной шкале с бокового трапа-сходен, а более сильное, например, исключительное волнение, измеряется "на глаз" по высоте прохождения вершин волн мимо корабля в момент, когда он находится в самом низу, в ложбине между волнами. Зная высоту борта корабля на спокойной воде, высоту надстроек, мачт, стеньг и оборудования, расположенного на мачтах, а также рост наблюдателя (уровень высоты точки зрения над верхней палубой корабля) можно приближённо определить и рассчитать высоту волн. Существуют и иные методики приближённого расчёта высоты волн в зависимости от скорости ветра, но ничего не сравнится с натуральными измерениями по обыкновенной мерной шкале-линейке-рейке. Только вот как измерить линейкой "живую волну" во время шторма?

Также трудно измерить длину волны, то есть расстояние по горизонтали между двумя вершинами двух, следующих друг за другом, то есть смежных волн. Кроме этого волны характеризуются крутизной, то есть пологостью подошвы волны или крутой выпуклостью гребня волны. Крутизна волны - это отношение высоты волны к её длине (k = h / ;). Кроме этого есть ещё иные параметры волн: период, фронт, скорость распространения, направление распространения и т.д. Кстати, на флоте высота волны измеряется либо непосредственно или определяется приближенно с помощью специальной номограммы...

Формы, элементы, параметры и виды волн зависят от скорости и продолжительности действия ветра и длины разгона ветра над морем-океаном. Размеры волны интенсивно растут вместе с интенсивностью и длительностью дующего ветра. Сначала ветровые волны развиваются, достигают максимального значения при устоявшемся ветре, затем стабилизируются в ровное рядное волнение, а затем, при смене ветра или его ослаблении смешиваются, затухают, мешают друг другу, превращаются в толчею, в которой в момент резонанса могут возникнуть стоячие волны или волны-убийцы...

Наиболее крутые сильные волны, которые закручиваются на вершинах в пенные буруны. Исключительные волны более пологие, больше похожи на холмы, сопки, горы. В период развития ветровых волн их крутизна k = 1/7, а при развитом ветровом волнении крутизна волн уменьшается и имеет значение k = 1/23. Установившееся волнение для ветра, дующего почти с постоянной скоростью, достаточно долго и на достаточной длине разгона ветра над морем-океаном достигают своих предельных размеров волн. С уменьшением скорости ветра волны постепенно успокаиваются, уменьшаются в размерах и превращаются в зыбь - океанскую мёртвую зыбь, то есть остатки, отголоски дальних штормов. Как правило волнение набирает форму и силу за несколько часов сильно дующего ветра и уменьшается через несколько часов после ослабления ветра. Волнуется ведь вода, то есть жидкая, но вязкая материя, которая подвластна силам трения и как всё сущее стремится к спокойствию и покою...

Естественно вода медленнее меняет направление волнения, чем ветер меняет своё направление (силы трения и инерции разные), поэтому волнение может последовать за изменчивым ветром и тоже поменять своё направление в море-океане только через несколько часов (как правило, через 12 часов). Также естественно размеры волн зависят от длины разбега, скорости, постоянства направления и времени действия ветра, чем свободы и пространства больше, тем выше и сильнее волны, вот почему в океане волны выше и мощнее морских...

Зыбь формируется тогда, когда прекращается ветер, а волны ещё несколько часов (десятков часов) продолжают качать поверхность океана. Зыбь формируется непосредственно в зоне шторма, штормовых ветров. При этом ветровые крутые волны превращаются в спокойные мерные поднятия и опускания уровня моря. При новом усилении ветра зыбь опять набирает силу и энергию и вновь превращается в крутые водяные валы. Зыбь также формируется вокруг зоны действия циклона (циклонического вихря), выходя из этого очага штормовой или ураганной погоды в виде штормовой зыби. Зыбь при полном отсутствии ветра - это остаточное волнение по инерции или "мёртвая зыбь".

Хорошо, что моего друга и товарища Анатолия Телешева, командира отделения рулевых БПК "Свирепый" и меня в севастопольской Морской школе ДОСААФ и в штурманской боевой части БЧ-1 БПК "Бодрый" учили тщательно и быстро определять элементы и другие характеристики волн, ветра, погоды, знать зависимость между волнением и ветром, ориентироваться в условиях штормового ветрового волнения по курсу следования корабля, уметь компенсировать рулём, носом и корпусом корабля удары ветровых волн и валов. Такое умение позволяет вахтенному офицеру или командиру корабля определить и назначить оптимальный курс и скорость хода корабля, нагрузку на ГЭУ (главную энергетическую установку) и винты корабля, уменьшить потерю скорости, заливаемость палуб, чрезмерную качку, обезопасить корабль и корабельное оружие от опасного воздействия на них ударных ветровых волн.

Командир корабля, вахтенные офицеры, штурман, штурмана-рулевые БЧ-1, сигнальщики-наблюдатели БЧ-4 визуально наблюдают волны, следят за волнением на море, визуально оценивают параметры волнения по существующим девятибалльным шкалам морского волнения (от 0 до 9 баллов), по шкале состояния поверхности моря и шкале степени волнения, а также определяют тип и форму волнения и направления распространения волн. Шкала состояния поверхности моря, например, разработана опытным путём "для оценки силы ветра по видимому состоянию поверхности моря (рябь, гребни, небольшие волны, «барашки», валы и т.д.), при ветрах различной силы независимо от высоты волн". Балл степени волнения штурман или вахтенный офицер определяет в зависимости от высоты волн и обозначает в журнале наблюдений римскими цифрами.

Пример девятибалльной шкалы степени волнения моря-океана (шкала подправлена автором):

Высота волн, м 0 Степень волнения, балл I Отсутствует
Высота волн, м 0,25 Степень волнения, балл II Слабое
Высота волн, м 0,25 - 0,75 Степень волнения, балл II Лёгкое
Высота волн, м 0,75 - 1,25 Степень волнения, балл III Умеренное
Высота волн, м 1,25 - 2,0 Степень волнения, балл IV Значительное
Высота волн, м 2,0 - 3,5 Степень волнения, балл V Существенное
Высота волн, м 3,5 - 6,0 Степень волнения, балл VI Очень существенное
Высота волн, м 6,0 - 8,5 Степень волнения, балл VII Сильное
Высота волн, м 8,5 - 11,0 Степень волнения, балл VIII Очень сильное
Высота волн, м 11,0 - > 11 Степень волнения, балл IX Исключительное

Результаты визуального определения типа, формы и степени волнения записывались в вахтенном журнале наблюдений с добавкой к баллам степени волнения условных обозначений:
- ветровое волнение - буквы «вв»,
- зыбь -«з»,
- мертвая зыбь - «мз»
- правильное волнение «пв»,
- неправильное волнение «нв»,
- толчея - «т».

Направление распространения волн определяли по восьми румбам: N, NO, Ost, SO, SW, W, NW, то есть с той стороны, откуда идут волны. Направление распространения волнения определяли путём непосредственного пеленгования по компасу, отсчитывали по картушке компаса с поправкой и относили к одному ближайшему румбу из перечисленных. Высоту волны определяли по череде отметок (наблюдения) гребня и подошвы волн по борту корабля путём сравнения с известными масштабами борта, надстроек, мачты корабля. Для определения высоты волны наблюдали прохождение 3-х или 5-и наибольших волн и отмечали высоту самой большой из них или усредняли значения наблюдений. Длину волны определяли измерением расстояния вдоль борта между соседними гребнями (тоже зная размеры корабля и его масштабы).

Был ещё один способ измерения длины волны, если длина волны больше длины корпуса корабля. С корму выпускается на лине буёк на такое расстояние, чтобы он находился на гребне волны, когда второй гребень проходит под наблюдателем. Длина вытянутого втугую линя дает длину волны. Если волна движется под углом к диаметральной плоскости корабля, то результат измерений умножается на косинус этого угла. Период прохождения волн мы определяли так: устанавливаем визир пеленгатора перпендикулярно направлению распространения волн, то есть параллельно гребням волн. Выбираем наиболее крупную волну, определяем по секундомеру промежуток времени (с точностью до десятой доли секунды), за который через визир пеленгатора проходят два последующих гребня смежных (последовательных) волн. Этот промежуток будет "кажущимся периодом волны", если корабль на ходу, и "истинным", если корабль стоит на якоре или находится в дрейфе. Необходимо определить не менее 5 периодов и вывести средний период наиболее крупных волн. Правда, при этом нужно учитывать скорость корабля и курсовой угол, но для этого уже надо считать на логарифмической линейке по довольно сложной формуле...

Ещё один способ определения периода волны: бросаем за борт какой-либо плавающий предмет и определяем по секундомеру промежуток времени между нахождениями этого "поплавка" на двух смежных, то есть последовательных гребнях волн. При этом способе получаются значения истинного периода волны независимо от того, стоит корабль на якоре, дрейфует или имеет ход. За волнением на море-океане также наблюдают с помощью РЛС. Эхо-сигналы РЛС (мерцающие точки вблизи центра экрана) позволяют определить характер и силу волнения, длину, период и скорость волн. При степени волнении в 5-6 баллов радиус зоны эхо-сигналов РЛС не превышает 2 миль, а при сильном волнении - 3-4 миль (волны выше). Кстати, ряды валов зыби "дают очень чёткие эхо-сигналы, которые позволяют уловить общее направление распространения зыби".

В океанах волны значительно больше в размерах, чем в морях, потому что ветру есть где разгуляться. При сильном ветре высота океанский волн часто достигает 7-8 м, а при штормовом ветре – 20-25 м (это самые высокие из наблюдаемых волн). В Балтийском море высота волн достигает 3-5 м, а отдельные волны - 7-8 м, в Черном море высота штормовых волн выше и они круче - 6-8 м и более (отдельные волны до 9 м). На мелководье в морях волны быстро набирают силу, менее чем через час после начала штормового ветра достигают максимальных размеров, но также быстро (из-за трения о дно) затухают, уменьшаются. Кстати, почему дующий ветер вызывает по поверхности моря именно волны? Потому что ветер дует и воздушный поток неравномерные, они дуют спиральными вихрями, воздушными волнами, порциями усиления и ослабления силы ветра... Образовавшаяся волна своим гребнем отражает и направляет воздушный поток ветра, заставляет его копировать волну, тем самым провоцируя разницу давлений ветра на водную поверхность. Волны - это сущности отзывчивые, приспосабливающиеся, настойчивые и упрямые, всегда настроенные на игру, танцы с волнами, на флирт и любовь, а то и на безудержную безумную страсть. Если волны, как женщины, разгуляются, то им этого только и надо...

Вот какие бывают волны на море-океане (по шкале Бофорта и по шкале волнения):

Штиль, I балл - сила ветра 0 баллов, скорость ветра 0-0,2 м/с (менее 1 км/ч), безветрие, ничего не движется, не колышется, флюгер и пропеллер анемометра неподвижны, военно-морской флаг "спит", а корабельная служба идёт, море зеркально гладкое и только чуть-чуть "дышит" гладкой зыбью, а то и вовсе ровное и неподвижное. Только рыбы лениво плавают в глубине и охотятся за планктоном и живностью. На берегу в такой ситуации даже листья деревьев не шевелятся...

Очень слабое волнение, II балла - скорость ветра 0,3 - 1,5 м/с (2-5 км/ч), тихий ветерок, дым от работающих машин и механизмов (солярная гарь от турбин) уже не застит верхнюю палубу, не мешает дышать, потому что относится ветерком в сторону. Походный военно-морской флаг ещё не развевается, а только сонно шевелится, просыпаясь. Вертикальные "усы" стержневых радиоантенн неподвижны, фалы на стеньгах мачты для сигнальных флагов тоже неподвижны. На поверхности моря-океана лёгкая рябь и высота ряди всего 0,1 м (10 см), то есть на ширину ладони. Длина волн тоже невелика - 0,3 м, то есть с локоть взрослого человека. Гребни волн, без барашков, пологие, но уже выраженные.

Слабое волнение, II балла - скорость ветра 1,6 - 3,3 м/с (6-11 км/ч), лёгкий ветер чувствуется кожей лица, открытыми глазами, начинает двигаться флюгер и вращаться пропеллер анемометра. Походный военно-морской флаг на стеньге начинает шевелиться, реагировать, расправляться. Вертикальные стержни радиоантенн тоже начинают слабо шевелиться под порывами лёгкого ветра. На море-океане уже короткие и хорошо выраженные красивые волны высотой 0,3 м (30 см), то есть с локоть взрослого человека. Длина волн 1-2 м. Эти волны не опрокидываются, а их гребни (толща воды верхней части волны) прозрачные, стекловидные, красивые. Такие волны создают красивый ласковый морской прибой на пляжах и выглядят по ощущениям, как детская игра-состязание, как общение влюблённых, когда они идут, шалят, балуются, сталкиваются друг с другом плечами, бёдрами, руками...

Лёгкое волнение, III балла - скорость ветра 3,4 - 5,4 м/с (12-19 км/ч), слабый ветер, который уже оживляет походный военно-морской флаг, заставляет его непрерывно колебаться. Дым и солярная гарь от работающих машин, механизмов и корабельных турбин уже "слизывается" с верхушек выхлопных труб и отверстий (это происходит при скорости ветра 4 м/с). Вертикальные стержни радиоантенн и сигнальные фалы на стеньгах мачты непрерывно колеблются, вибрируют. На море появляются короткие, но хорошо выраженные красивые волны, у которых изредка гребни закручиваются, даже опрокидываются, образуют стекловидную морскую пену. На некоторых самых мощных и высоких волнах образуются красивые пенные "барашки". Средняя высота волн 0,6 - 1 м и они начинают заливать верхнюю решетчатую площадку спущенного большого трапа-сходней. Рабочему катеру уже трудно причалить к этому трапу и он вынужден качаться на волнах на коротком швартовном тросе. Моряки с катера ловко прыгают в нужный момент на трап, тоже самое делается в прыжке с трапа в катер. Грузы тоже передаются с катера на корабль (с корабля на катер) в подходящие моменты. Длина волн лёгкого волнения достигает 6 метров, поэтому времени для таких манёвров вполне достаточно.

Умеренное волнение, III балла - скорость ветра 5,5 - 7,9 м/с (20-28 к5м/ч), умеренный ветер, который на берегу поднимает в воздух пыль, лёгкий мусор, бумажки, а в море крутится юлой, заворачивается в спиральные вихри, сам несётся волновым воздушным потоком, отражаясь от гребней поднятых им волн. Волны уже метровые их высота 1-1,5 м, длина - 15 м, и это уже гряды волн, например, как гряды отвалов на паханном поле или валы окопов и брустверов на фронте. Дым от выстрелов орудий сразу же сносит на таком ветру и облако пороховых газов от стартовых ускорителей зенитных ракет тоже быстро теряет форму, рассеивается таким ветром. Стержни-усы штыревых антенн качаются, вибрируют, как тонкие ветки деревьев. Сигнальные фалы на стеньгах мачты тоже вибрируют и издают характерные звуки. Походный военно-морской флаг устойчиво полощется на ветру и полностью гордо распрямляется. Пропеллер анемометра вращается как ветроэлектрогенератор и флюгер устойчиво показывает направление ветра. Волны все очень точно и ярко выражены по форме, удлинённые, с белыми барашками гребней. Во многих местах волны прихорашиваются красивыми пенными бурунами и красивыми полупрозрачными формами - такие волны очень любят рисовать художники-маринисты. По таким волнам, оставляя на них лёгкие следы, бежала к своему острову мечты счастливая Фрези Грант...

Значительное волнение или "неспокойное море", IV балла - свежий ветер, дующий с порывами со скоростью 8,0 - 10,7 м/с (29-38 км/ч). Стержневые радиоантенны сильно качаются в разные стороны, сигнальные фалы вибрируют, гудят, напрягаются и выгибаются струной. Походный военно-морской флаг сильно трепещется, тоже вибрирует свободными концами полотнища. Качается корабельный колокол-рында (но не звенит). Ветер начинает "петь" в переплетениях решетчатых конструкций мачт и стеньги, с шумом овевать антенные посты РЛС, крышки люков, вентиляционных труб и отверстий, колокола громкого боя (динамики). Свежий ветер уже полностью распрямляет тяжёлые полотнища алого со звездой гюйса или большого кормового военно-морского флага, когда корабль стоит на якоре. Свежий ветер уже продувает матросскую робу насквозь, проникает сквозь складки в бушлаты, под берет и свистит в ушах, а на море-океане уже хорошо выраженные скульптурные, фактурные и красивые морские волны с стекловидными полупрозрачными сине-зелёными гребнями, белыми пушистыми пенными барашками, покрытые повсеместно полосами и разводами морской пены. Волны уже не выглядят весёлыми и красивыми нарядными шаловливыми девушками с красивыми завитыми причёсками, а смотрятся как статные достойные дамы с искрой-огоньком в глазах, похожих на глубокие водовороты... Эти волны уже не шутливые, а страстные, целеустремлённые, ещё не сильные, но уже с настроением взять своё... Высота волн значительного волнения или неспокойного моря 1,5 - 2 метра и человек, стоя в ложбине между волн, чувствовал бы себя одиноко, во власти этих крутых водяных "стен водной морской квартиры"... Длина волн неспокойного моря, то есть расстояние между двумя вершинами двух смежных волн - 30 м, - это длина садового дачного участка.

Существенное волнение относится уже к крупному морскому волнению, V баллов. Ветер при существенном волнении уже считается сильным, его скорость 10,8 - 13,8 м/с (39-49 км/ч). Качаются не только стержневые радиоантенны, качается всё, что может и должно качаться при сильном воздействии сторонней силы. Существенно качается корабль даже с применением успокоителей качки, поэтому 5-балльное волнение называют существенным, то есть море показывает свою суть, сущность, силу и мощь, нрав и норов, внешнюю женскую статьи и женский характер возбуждённой и сердитой женщины, причём кому как: кому любимой, но сердитой жены, супруги, кому матери, а кому тёщи... Стержни радиоантенн сгибаются в дугу и остаются в таком положении даже если ветер гудит с порывами. Походный военно-морской флаг трепещет не переставая и издаёт характерный шум. Такой же характерный сильный шум издают все металлические конструкции такелажа корабля, фалы, оттяжки, расчалки, тросы, поручни и леера фальшборта и леерного ограждения, флагштоки. В море среди радов существенных волн начинают образовываться крупные волны, которые покрывают собой более мелкие волны, подавляют их, вздымаются над ними, опрокидывают на нижние волны свои гневные пенистые гребни. Такие большие волны-валы уже по всему фронту-ряду покрыты пенистыми барашками, не барашками, а бурунами. Всё пространство между волнами покрыто полосами и разводами морской пены. Вот тут-то и образуется водяная пыль, которую с пенных гребней сдувает и подхватывает в воздух расшалившийся сильный ветер. Теперь ветер и волны как бы объединяются в совместную игру-состязание, а то и драку, потому что ряды неспокойного моря начинают упорядочиваться в отряды крупных волн. Если неспокойное море можно представить в образе наступающей пехоты, толпы, то существенное волнение - это уже наступление кавалерии... Высота существенных волн - 2-3 м, длина - 50 м и их уже не измерить, бегая по верхней палубе и перегибаясь через фальшборт... Замочат...

Очень существенное волнение на море, VI баллов - это уже считается штормом, а 6-ти балльное волнение на море называется "сильным волнением", но в океане это ещё пока "очень существенное волнение". Ветер уже дует крепко ("крепкий ветер", 7 баллов) и его скорость 13,9- 17,1 м/с (50-61 км/ч). На корабле всё, что может качаться от ветра, - качается, гнётся "в дугу", сгибается. Походный военно-морской флаг не просто трепещет, а "рвётся" на ветру, как сумасшедший, свободные концы его полотнища из собачьей шерсти лохматятся по краям и флаг после такого крепкого ветра и шторма, как правило, превращается в боевое знамя, то есть побывавшее в настоящем бою. Крепкому ветру трудно противостоять и ходить по галерее сигнального мостика (по остальной верхней палубе и палубам надстроек ходить без страховки запрещено). Ветер "гудит в проводах, тускло звёзды мерцают"... Волны уже не формируются в ряды и гряды, а громоздятся друг на друга, подавляют друг друга, спорят, конфликтуют друг с другом, объединяются в крупные водяные скалоподобные образования. Волны сильного волнения уже не обращают внимания на корабль, он теперь для них только помеха в их не игре, не споре, не состязании, а в битве разъярённых женщин из свиты Морского бога - батюшки Океана. Очень существенное волнение в океане - это предвестник океанского шторма, это уже всерьёз и очень опасно... Гребни доминирующих волн очень существенного волнения победно и властно срываются с вершин валов, закручиваются в пенные гребни, крепкий ветер сдувает с них морскую пену и она летит вместе с порывами ветра полосами в воздухе. Такие пенные заряды миллиардами холодных и солёных брызг впиваются в лица и фигуры моряков, пронзают их одежды, проникают своими холодными пальцами-щупальцами до озябших тел военморов. Ещё бы! Высота волн очень существенного океанского или сильного морского 6-ти балльного волнения 3-5 метров, длина - 70 м. Кстати, кандидат в мастера спорта пробегает 70 м примерно за 7,8 с со скоростью 8,97 м/с, а крепкий ветер дует в 1,5 раза быстрее...

Сильное океанское волнение, VII баллов - это очень крепкий ветер, 8 баллов, дующий со скоростью 17,2 - 20,7 м/с (62-74 км-ч) и очень сильное волнение на море. Упругие стальные и гибкие стержневые радиоантенны ложатся под таким ветром, а стальные антенны других корабельных радиотехнических устройств гнутся под таким ветром, сильно напрягаются. На берегу такой очень крепкий ветер ломает сучья деревьев, ветки, валит сухие или подгнившие тонкие деревья. Не только ходить, стоять на таком ветру трудно, а говорить практически невозможно, поэтому сигнальщикам-наблюдателям выдают не только бушлаты, шинели, но и специальные водонепроницаемые и непродуваемые плащи-накидки, плащ-палатки, тулупы и шапки. Наши сигнальщики-наблюдатели БЧ-4 предпочитали меховые кожаные куртки-канадки с меховыми капюшонами - объект вожделенной зависти многих мичманов, офицеров, старшин и матросов...

При очень крепком ветре качка становится угрожающей, так как внешняя галерея сигнального мостика при крене корабля на соответствующий борт практически нависает над открытым бушующим водным пространством и с галереи можно легко выпасть в море... Флюгер трепещет и рвётся на своей оси, как походный военно-морской флаг, а наш флаг уже не влаг, а потрёпанное полотнище с рваными краями... Пропеллер анемометра бешено вращается и вот-вот вспорхнёт и улетит вместе с порывами ветра. Ветер беснуется, рвёт, крушит, ломает, дует со страшной силой, перехватывает дыхание, слова застревают в горле и даже собственный крик почти не слышен - уносится ветром вдаль...

Очень сильное 7-и балльное морское волнение считается в океане просто сильным, потому что океанские волны ещё относительно умеренно высокие и длинные, высота волн 5-7 м, длина - 100 м. Габаритная длина БПК "Свирепый" (от гюйсштока до флагштока - 123 м, длина по ватерлинии - 113 метров, то есть когда форштевень нашего корабля врезается в гребень очередной волны сильного океанского 7-и балльного волнения, корма ещё находится во власти гребня прошедшей волны, а между ними, корпус корабля оказывается в ложбине между волнами, обнажается, теряет выталкивающую силу воды и плавучесть, испытывает сильные нагрузки на изгиб. Тоже самое получается, когда корабль проходит вершину 5-7-ми метровой волны и оказывается серединой корпуса как бы на точке опоры и грозит переломиться надвое... Сильное волнение в океане - это очень неприятное волнение, от которого в душе, под скрипы и трески внутри корабля, возникает вполне оправданное душевное волнение, чувство тревоги и даже страха...

Особенно страшно, когда ты один находишься в ленкаюте, сидишь во вращающемся кресле за своим рабочим столом, и тебя, вместе с носом корабля периодически сильно встряхивают, стремительно возносят вверх, затем также стремительно кидают вниз, потом с размаху ударяют "лбом в стену", и ты трясёшься, качаешься, болтаешься, как пробка в водовороте водопада. При этом вокруг всё гремит, шумит, падает, выскакивает из гнёзд и мест крепления "по-штормовому", выливается, откупоривается, выплёскивается и вышвыривается, скрипит, где-то рвётся, лопается, и ты бессилен этому помешать, а только можешь орать во всё горло, потому что кроме тебя никто тебя не слышит, ни видит и ты никому не нужен... И никто о тебе не помнит, и никто не узнает, где могилка твоя...

Очень сильное волнение, VIII баллов - это одинаковое для моря и океана очень сильное волнение, это уже настоящий шторм. Ветер шторма 9 баллов и дует со скоростью 20,8 - 24,4 м/с (75-88 км/ч). На берегу такой штормовой ветер гнёт большие деревья, ломает большие ветки, срывает черепицу с крыш, сдувает лёгкие торговые палатки и павильоны, рекламные щиты, листы кровли, рвёт провода. На корабле всё гудит и шумит характерным штормовым гулом, появляется знаменитый "голос моря" - какофония самых разнообразных звуков, к которым примешиваются звуки памяти - звуки пережитых гроз, шум стадионов, цехов машиностроительных предприятий, шоссе и улиц, забитых автотранспортом, гул толпы на митингах, шум бурных рек, водопадов и т.д. При очень сильном волнении волны уже точно высокие 7-8 м, длина - 150 м. Высокие волны следуют либо ровными рядами, либо хаотичными разновысокими волнами-холмами. При этом все волны с вершинами-бурунами, похожими на штормовой прибой у берега. Гребни высоких волн тоже высокие и начинают опрокидываться бурунами, рассыпаться на штормовом злом ветру в снопы брызг. Эти брызги яростно подхватываются ветром и швыряются, как заряды шрапнели, по ветру. Также по ветру по поверхности волн-валов распространяются кипящие полосы морской пены. В ложбинах между волн кипят водовороты, водяные вихри, образуются новые дочерние волны, которые тоже буйствуют как ведьмы на Лысой горе. Волны уже давно не дамы из свиты Морского бога или батюшки Океана, а нечто мужеподобное, жестокого, жёсткое, сильное, злобно страстное, ненасытное, безумное. Ветер, волны и Океан образуют нечто одно, органично объединённое в сумасшедшую распутную оргию... Всё это сопровождается звуками и шумом действительно похожим на рёв обезумевшей от паники толпы людей, которые кричат, беснуются, плачут, орут, зовут...

Страшен ли шторм в море-океане? Да, страшен. Те, кто это видит и наблюдает в силу своих служебных обязанностей, естественно, испытывает страх, потому что такое буйство природы, ветра, волн и батюшки Океана, совершенно вышедшее из под контроля, обезумевшее, но ещё некоторым образом упорядоченное чередованием высоких волн и порывами штормового ветра, страшит, вызывает чувство опасения, желание быть максимально осторожным, держаться изо всех сил, сопротивляться, не поддаваться страху и панике. Ходовая вахта всех, кто в данный момент присутствует на ходовом мостике превращается в настоящую борьбу за выживание и чувство ответственности за корабль, за людей, за экипаж, за боевую задачу БС (боевой службы) неизбежно и пока автоматически заставляет всех бороться со страхом, выполнять свои обязанности точно и чётко, не дрейфить, нее скулить и не хныкать, а стискивать зубы и челюсти, прочнее стоять и держаться, держаться во что бы то ни стало...

Очень сильное волнение на VIII баллов и штормовой ветер на 9 баллов мы, личный состав экипажа БПК "Свирепый", уже переживали в Балтийском море на ходовых испытаниях, поэтому, насколько я знаю, экипаж корабля относительно спокойно перенёс подобный шторм, который произойдёт в ближайшие дни августа 1973 года в Северном море, о котором я ещё расскажу и покажу на фотоиллюстрациях подробно. Однако впоследствии, в сентябре-октябре 1973 года, мы переживём в Северной Атлантике и другое океанское волнение, которое в морских таблицах называется "исключительное", то есть жестокое и ураганное...

Исключительно сильное волнение, IX баллов - это так называемый "жестокий шторм", 11 баллов, который наблюдается в море исключительно редко, бывает в океанах и сопровождается на берегу с большими разрушениями на значительных пространствах. Исключительно сильное волнение, особенно исключительный штормовой нагон волн на берег, когда жестокий ветер гонит не просто волны, а слои воды и они, как цунами, затапливают, набегают, накатываются на берега и затапливают их, - это страшное стихийное бедствие, природный феномен, это ярость ветра, волн и батюшки Океана, которые просто обезумели, превратились в дикие силы и энергии, безудержные, неминуемые, неуправляемые, как дикая толпа нелюдей, которых всех до единого охватила безумная паника, массовое сумасшествие...

Жестокий шторм несётся со скоростью 28,5 - 32,6 м/с (103-117 км/ч). Такой ветер практически всё сдувает с верхней палубы, с надстроек, стеньг и мачт корабля. Походный военно-морской флаг на жестоком шторме быстро превращается в обтрёпанный обрывок ткани. Некоторые сигнальные фалы тоже трепещут и рвутся от сильного напряжения. Плохо закреплённые тенты антенных постов РЛС срывает и уносит в пространство, состоящее из вспенённого океана и наполненного несущимися облаками пенных брызг. Насыщенность воздуха водой, брызгами и пеной такая, что нечем дышать, нет свежего воздуха и влага, влажность, морской воздух, морская вода проникает внутрь корабля, пробивается сквозь броняшки и крепления иллюминаторов, стекает по желобкам в "улитки" на "подоконниках", стекает по переборкам на палубу внутренних помещений корабля. В "машине" на работающих боевых постах БЧ-5 (только маслопупы в это время несут ходовую вахту) нечем дышать от испарений и жары, и эта атмосфера вкупе с мощнейшей качкой, креном и дифферентом, а также сильными ударами в лоб огромных волн жестокого шторма, вызывает не просто страх, а ужас...

Теперь уже весь корабль, а не только нос и корма, испытывает те же перегрузки, которые испытывают на тренировках лётчики и космонавты - невесомость и перегрузки. "Морская болезнь", как эпидемия, охватывает почти всех, весь личный состав экипажа корабля. Только те, кто может воочию видеть буйство океана, волн и ветра жестокого шторма может не обращать внимания на морскую болезнь и тошноту, потому что им некогда - всё внимание приковано в не просто буйству стихии, а к кромешному аду, который творится сейчас за бортом, за иллюминаторами и переборками ходового мостика. Все молчат, потому что говорить нечего... Все эмоции и чувства бессловесные, потому что ещё нет тех слов, которыми можно описать то, что видишь, слышишь, ощущаешь, наблюдаешь. Остаётся только дикое инстинктивное восхищение и благоговение перед открывшейся бездны всемирного хаоса. Жестокий шторм - это жуть в воплощении батюшки Океана в его трёх ипостасях - ветра, волн и пространства океана.

Чтобы обычному человеку представить и сравнить высоту исключительно высокого волнения жестокого шторма в океане - нужно взглянуть на обычные стальные или железобетонные трубчатые опоры уличного освещения ("уличные фонари"), которые имеют стандартную высоту 11 метров. Так вот, высота волн исключительно сильного волнения, IX баллов - 11 метров, а длина между вершинами таких волн - 250 метров. Таким образом, это уже не волны, это громады по размерам многоэтажных домов, водяные холмы или горы с пологими склонами, по которым, как санки с горки, скатывается наш БПК "Свирепый", имеющий габаритную длину по ватерлинии всего 113 метров. На следующем склоне наш корабль вынужден, напрягая машины-турбины ГЭУ, взбираться на эту водяную гору, которая равнодушно и неукротимо тащит наш корабль за собой, на себе, не даёт нам взобраться не свою вершину, но потом уступает, и наш корабль, замерев на минутку в гуще пенистого водоворота, вдруг оседает и стремительно начинает скользить по склону исключительно высокой волны к её жуткому основанию, к подошве, которая встаёт перед нами в виде ужасающей водяной горы...

Дело в том, что наш взгляд ориентируется по носу корабля, по его палубе бака, по счетверённому контейнеру ракето-торпед пусковой установки УРПК-4 "Метель", по гюйсштоку и мы привычно считаем "нашим горизонтом", то есть линией от которой мы различаем "верх" и "низ", и считаем зрительную высоту объектов перед нами. Таким образом, когда корпус корабля и его нос устремлён по склону исключительно высокой волны вниз, к подножию волн, в ложбину, то мы видим перед собой как бы стену из воды, так как истинный горизонт в это время скрыт соседними гребнями волн и нам кажется (так оно и есть), что мы, БПК "Свирепый", полностью весь, вместе с мачтами находится внутри пространства между этими волнами и перед нами не просто волна высотой (над уровнем спокойного моря) 11 метров, а водяная стена-гора высотой в 3-4 раза выше...

Напомню, габаритная длина нашего корабля проекта 1135 типа "Буревестник" 123 метра, длина по ватерлинии, то есть длина корпуса, погружённого в воду, 113 метров, а длина исключительно высоких волн жестокого шторма - 250 метров. То есть мы, корабль, реально находимся между водяными холмами-горами и не просто рассекаем волны, как раньше, в взбираемся на них, переваливаем через них и скатываемся по ним в ложбину, чтобы врезаться форштевнем в водяную гору, пронзить, если повезёт, гребень и пенную вершину волны, стряхнуть с себя сотни тонн морской воды, вынырнуть, как подводная лодка, и снова обрушиться вниз навстречу очередной волне-горе. Я ничуть не преувеличиваю, описывая поведение корабля на исключительно сильном волнении во время жестокого шторма. Всё так и было в реальности, действительно, фактически и по-настоящему...

Но это ещё не всё...

В шкале Бофорта есть ещё один крайний балл, двенадцатый, или 12 баллов силы ветра в океане - ураган. Ураган - это ветер, дующий со скоростью более 32,6 м/с (более 117 км/ч). Ураганный ветер на суше производит опустошительные разрушения, а в океане он образует так называемое "исключительное волнение", IX баллов. Волны урагана в океане - это соединение воедино всех трёх ипостасей Морского бога или батюшки Океана - ураганного ветра, пространства урагана и исключительных волн, во время урагана это всё совмещается в одну стихию, вода океана и вода облаков, брызги и морская пена перемешиваются ветром почти в сплошную стихийную сущность, которая распространяется на всем пространстве океанского простора, где бушует ураган.

Волны урагана исключительно большие, они выше 11 метров и их длина достигает 300 метров. Для сравнения, стандартная длина футбольного поля на стадионе - 100 метров, а здесь в океане расстояние между вершинами исключительно высоких ураганных волн больше футбольного поля в три раза! Корабль на таком пространстве не просто находится в волнах, он находится между волн-гор и точно также, как например, пешеходы-туристы или альпинисты, либо автомобили вынужден взбираться по склону исключительно огромных волн, переваливать их вершины и спускаться вниз по склону, как с горы. При этом надо понимать и видеть, что важно не только подняться по склону надвигающейся волны, но перевалить её хребет, вершину, которая не просто "водяной горб", а закручивающийся водоворот, заполненный морской пеной бурун, не обеспечивающий кораблю плавучесть, как плотная морская вода.

Более того, бурун-водоворот вершины огромной исключительной волны урагана может просто-напросто накрыть корабль таким количество воды, что он не сможет вынырнуть, при этом мощь буруна исключительной волны урагана такова, что она просто может либо опрокинуть корабль, положив его на спину, либо так его накренить бортом к воде, что корабль потеряет остойчивость и ляжет боком на воду и будет игрушкой-жертвой во власти ураганной стихии... Американский приключенческий кинофильм, боевик, триллер, драма "Идеальный шторм" (The Perfect Storm, 2000) режиссёра Вольфганга Петерсена хорошо показывает действие урагана "Грейс" (1991) в Атлантическом океане, который объединяется ещё с двумя тропическими циклонами в ураган невиданной силы и порождает исключительную отвесную волну-стену, которая опрокидывает на спину рыбацкое судно.

Конечно, фильм "Идеальный шторм" - это великолепно исполненная полуфантастическая киносказка, поэтому фотографии того жестокого шторма, - порождения сильнейшего в сезоне 1973 года атлантического тропического урагана "Эллен" (13-23 сентября 1973), в который попал наш БПК "Свирепый" в сентябре 1973 года, - это реальная, действительная и фактическая правда, быль, история противоборства экипажа советского большого противолодочного корабля БПК "Свирепый" проекта 1135 типа "Буревестник" с Атлантическим океаном и его ураганными ипостасями - исключительно сильным волнением, IX баллов и жестоким штормом, 11 баллов.

Несмотря на то, что тропический ураган Эллен достиг необычно высокой (северной) широты для развития, шторм урагана подвергся краткому периоду быстрого усиления, который усилил этот шторм до урагана третьей категории. 23 сентября 1973 года ураган Эллен достиг пиковой интенсивности с ветрами, дующими со скоростью 115 миль в час (185 км/ч) и минимальным давлением 962 мбар (hPa; 28,41 дюймов рт. ст.). После достижения этой интенсивности на широте в 42.1°N, ураган Эллен стал главным ураганом, распространившимся на более далекий север, чем какой-либо другой тропический циклон и является одним из двух самых сильных штормов в истории Атлантического океана, главным ураганом к северу от широты 38°N. (Источник данных: http://ru.knowledgr.com/00474761/1973 Сезон Ураганов Атлантики).

Фотоиллюстрация: 23.08.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). БПК "Свирепый". Уникальный снимок двух крупных волн Атлантического океана, которые встретились друг с другом и взметнулись в схватке-сшибке на уровень фотографа, то есть меня. Я фотографировал не очень-то бурное море-океан Северной Атлантики (волнение 23 августа 1973 года было слабое (3 балла), а скорость ветра была всего 5 м/с (17,99 км/ч), то есть ветер был слабый (3 балла), но в этом случае волны как-то толпились, сильно "ссорились" друг с другом, вошли в резонанс, их амплитуда увеличилась и эта волна взметнулась до высоты открытой галереи сигнального мостика БПК "Свирепый", где находился в этот момент я, Александр Суворов. Этот удивительный эффект суммирования амплитуд всплесков и высот гребней двух и более волн в одну большую волну-убийцу впервые документально зафиксируют соответствующими приборами только 1 января 1995 года на нефтяной платформе «Дропнер» в Северном море у побережья Норвегии, когда во время жестокого шторма возникла волна высотой в 25,6 метра, названная "волной Дропнера". Пенная вершина волны на данной фотографии находилась прямо передо мной, сигнальный мостик возвышается над ватерлинией корабля пр.1135 типа "Буревестник" (уровень моря) на высоте 9,72 м. Таким образом, высота этой возникшей внезапно волны - не меньше 9 метров над уровнем моря. При этом вокруг корабля волнение было на III балла, то есть расчётная высота волн по шкале Бофорта была всего 0,75 - 1,25 метра... Жаль, что я не придал тогда этому чуду природы то значение, которое выявилось в 1995 году.