Миллионы лет назад в Верхневолжье плескалось море

Евгений Золотов
Поделённые между Костромской и Ивановской областями берега Волги прекрасно «помнят», что здесь когда-то плескалось тёплое море. В песке и глине запросто можно найти какую-нибудь окаменелость из юрского периода - панцирь доисторического кальмара, раковину моллюска-гиганта, а если повезёт, то ещё и кости динозавра. Так что, прогуливаясь по берегу, скажем, где-то недалеко от Юрьевца, вполне можно представить себе путешествие во времени, конкретно - в Парк юрского периода. С поправкой на местность его можно назвать Юрьевецким.

«Дельфины» с оскалом

Что же можно было увидеть на этом месте 150 миллионов лет назад? Ответить на этот вопрос могут палеонтологи. В Ивановской области ответственные по этой части - сотрудники Ивановского Музея камня. Они не сидят на месте, а частенько отправляются в экспедиции. В одной из них несколько лет назад на глаза ивановцам, работавшим вместе со специалистами Геологического и Палеонтологического институтов Российской академии наук и кафедры палеонтологии геологического факультета МГУ, попались не просто древние ракушки, а останки челюсти и зубов, а также позвонок ихтиозавра. Находка произвела сенсацию. Прежде ничего подобного в наших краях давно не находили.

Специалисты определили, что эта морская рептилия имела плавники и крепкие клыки, но выглядела не устрашающе. Внешне она была похожа на самого обычного дельфина, только глаза крупнее, а нос вытянут. Попалась эта удивительная находка на берегу Волги, между Юрьевцем и Кинешмой. В этом районе сохранилось немало упоминаний о прошлом. Например, комплексная геолого-палеонтологическая экспедиция, базировавшаяся в окрестностях
деревни Якимиха, изучила меловые отложения и наткнулась на вытянутую раковину прежде не встречаемого в наших краях моллюска. Эту находку учёные едва не приняли за «зуб» рептилии. Из недр земли извлекли еще и необычную кость (предположительно, ребро), которая, возможно, принадлежала тому самому ихтиозавру. Так что находками наши края всё еще полнятся.

«В юрский период здесь было тёплое море, - реконструировал события доисторической эпохи сотрудник Музея камня Сергей Беляков. - И только вдалеке на востоке возвышался рубчик кратерного вала. Это след удара огромного полуторакилометрового астероида. Миллионы лет назад здесь случилась настоящая катастрофа - падение метеорита. Кратер, получивший название Пучеж-Катункский, считается вторым по величине в нашей стране. В диаметре он больше сотни километров. Стоит представить, как мы опускаемся под воду, как мы видим на дне многочисленные кораллы, губки, морские лилии.

Кое-где попадаются морские ежи и другие иглокожие. Тёплые воды кишат живностью. Стаями проносятся белемниты - далекие предки современных кальмаров. В толще барражируют спиральные аммониты - охотники на мелкую живность. Они похожи на осьминогов, спрятавшихся в огромной раковине. Можно увидеть мелких рыбёшек, или многозубую акулу. А вот случайно, ведомый голодом, на мелководье заплыл тот самый морской ящер ихтиозавр, который охотится на головоногих моллюсков».

Сергей Беляков объясняет, что находки окаменелостей морских ежей, лилий и моллюсков показывают, что в далеком юрском периоде море здесь было очень мелкое, поэтому искать ихтиозавров, которые ежами, лилиями и моллюсками питались, здесь проблематично. Надо рыть там, где море немного углубилось, или там, где сохранились слои до падения метеорита. Кстати, метеорит, по мнению ученых, мог погубить если не всю, то большую часть живности древнего моря.

«Крокодилы» из Плёса

Если вы бывали на Калашной улице в городке дачников, наверняка видели лавку палеонтолога. А значит, лицезрели и фигурки «плёсского ящера». Получается, на месте этого города тоже был «парк рептилий». Древние ящеры- лабиринтодонты водились в окрестностях нынешнего Плёса во время триасового периода (он начался 252 миллионов лет назад, а кончился 201 миллион лет назад). Они намного старше тех чудовищ, которых мы помним по кадрам «Парка юрского периода». К воде лабиринтодонты, очень похожие на крокодилов, тоже были неравнодушны.

Фрагменты черепов этих ящеров обнаружили в окрестностях Плёса - на берегу Шохонки - ещё в 30-х годах прошлого столетия. Интересно, что эти находки одним из первых исследовал советский палеонтолог и писатель-фантаст Иван Ефремов. Сам он в раскопках не участвовал, но изучал здешние находки, работая препаратором геологического института.

«Находят останки лабиринтодонтов в районе Плёса и Семигорья. Но это очень
большая редкость», - объяснил Сергей Беляков. Кстати, часть черепа этого ящера найдена прямо в Иванове, в паре метров от железной дороги. Но эта находка оказалась «нелегальной». Камень с окаменелостью приволок за собой скандинавский ледник. Так что это явно не «плёсский крокодил». Но каким же он мог быть в Плёсе в то время?

«Только и видно было, что обширные береговые болота, поросшие древними голосеменными - далёкими предками сосны и ели. Недалеко на западе, как раз за краем болот, - плескалось море. Оно постепенно наступало, его время ещё не пришло. В болотах жили лабиринтодонты, над ними кружили гигантские насекомые. Иногда сюда забредали первые динозавры», - нарисовал картину Сергей Беляков.

Всё это, конечно, дела давно минувших дней. Но всё-таки приятно сознавать, что и наш край имеет богатое и необычное прошлое.

В медвежьем уголке

Сотрудники Ивановского Музея камня также организовали цикл экспедиций «Путешествие в мезозойскую эру». О результатах этой акции рассказал руководитель музея Андрей Лапыкин: «Основная её цель - исследовать берега Волги и выявить там основные палеонтологические памятники, которые относятся, соответственно, к мезозою. Например, провели этап по Заволжскому району, исследовали участок реки от села Жажлево до Антипинского. Это настоящий медвежий угол. Впадающие в Волгу ручьи и речушка Еловица, которые мы исследовали, дали по–настоящему уникальный материал.

Это в первую очередь находки, относящиеся к триасовому периоду. Они достаточно редкие, так как в этот период на территории области была суша. В море осадочные породы накапливаются очень быстро, на суше их гораздо меньше. Весь триасовый период у нас в зале был представлен одной маленькой витриной с черепом лабиринтодонта (это самая типичная находка) и несколькими окаменелостями. Но череп был найден не в геологическом слое, а на поверхности земли, поэтому он представляет не очень большую ценность, так как не позволяет изучить конкретные выходы - слои жизнедеятельности животных и растений, скрытых в летописи земли. А в этот раз нам очень повезло: из экспедиции мы привезли много находок, найденных в слоях, которые и пополнили нашу коллекцию триаса.

Во-первых, мы нашли новое местонахождение триасовых выходов. Им около 220 миллионов лет. Эти выходы располагаются в Семигорье, которое включено в свод геологических памятников России, Решме и Плёсе. Фактически мы открыли абсолютно новое местонахождение, которое пока еще нигде не заявлено. Наши московские коллеги уже отметили, что это открытие - «уровня Академии наук».

Ещё одна уникальная находка нашей экспедиции - раковина моллюска белемнита (предка кальмара), из которой более тысячи лет назад один из наших предков сделал украшение: подвеску на шею. Находка напоминает фигурку человека с головой и туловищем. Скорее всего, он крепился на веревочку и подвеску носили на груди. Раковины белемнита, состоящие из минерала арагонита жёлто-медового цвета, в народе называют «чёртовыми пальцами». Они легко поддаются обработке и потому в древности их повсеместно использовали, особенно в сфере ритуального искусства».
Палеонтологи уверены, что Верхневолжье поделится ещё многими тайнами, сокрытыми пока от человеческого глаза.