Главное - найти лоха

Александр Владимирович Карпенко
Один тверской бизнесмен решил приобрести хорошую новую иномарку. Зная о продажах краденых автомашин, решил покупать автомобиль только в автосалоне Москвы. Приглянулся ему новенький  LAND CRUSER. Купил, стал с удовольствием на крутом джипе ездить. Но был он по натуре человеком мнительным – не давала ему покоя мысль:  вдруг машина краденная?  Наслушался всяких страшилок.  Решил провести экспертизу номеров агрегатов автомашины. Но как это сделать? Вместо того, чтобы обратиться в криминалистическую службу УВД, стал искать  выходы на знатоков – любителей. Нашел некоего Викторова, в Твери более известного под кличкой «Сверчок».  Тот обещал ему помочь.

Вообще-то  «Сверчок» был членом организованной преступной группы, занимающейся мошенничеством.  Возглавлял группу житель Твери – некто Надеждин.  «Сверчок» рассказал Надеждину о просьбе тверского предпринимателя. В результате у злоумышленников родился план….

Через несколько дней подъезжает бизнесмен вместе со «Сверчком»  на обговоренную ранее встречу на улице Мусоргского, что находится рядом со  зданием УВД.  Надеждин в это время скрытно за ними наблюдал, спрятав свою автомашину неподалёку. Спустя пятнадцать минут к ним подошел одетый в милицейскую форму подполковник. Высокий, статный, солидный, с сединой, на вид лет пятидесяти. У бизнесмена даже не возникло сомнения, что это не работник милиции. Подполковник спросил, какие у них проблемы. Незадачливый владелец джипа, будем теперь называть его потерпевшим, объяснил.  «Ну что! Дело решаемое. Можно и помочь», - услышал ответ потерпевший.

Договорились встретиться через неделю – в это же время на этом же месте. Подполковник должен был  вернуть джип с ключами, документами и результатами экспертизы.

Через неделю на этом же месте и в этот же час ни джипа, ни «милиционера» потерпевший не увидел.  Тогда он принялся искать Викторова – «Сверчка» и требовать объяснений. Нашел, но тот рассказал, что подполковника знает плохо, познакомился с ним недавно в кафе.  От обиды и злости у потерпевшего окончательно помутился рассудок.  Ну,  хоть сейчас бы обратился в милицию! В наше Управление. Нет! Самостоятельно, через преступный мир, пытался найти мошенников.
«Добрые» люди познакомили его …. с Надеждиным – организатором этой аферы.  Надеждин пообещал автомашину вернуть. За это потребовал пять тысяч долларов. Потерпевший согласился и отдал требуемую сумму. Получив деньги, Надеждин исчез.

 В поисках джипа прошел почти год. Только тогда бизнесмен решил обратиться в Заволжский РОВД.  К делу подключился и УБОП. Наши сотрудники группу Надеждина хорошо знали, подозревали сразу в нескольких нераскрытых мошенничествах.
Как-то  мошенники купили три поддельных паспорта. Одному жителю Узбекистана и двум местным жителям. По этим документам они открыли фирму якобы торгующую бензином. Находили клиентов, которые за стопроцентную предоплату соглашались приобрести в этой фирме бензин. После его реализации через АЗС – так говорили  мошенники – полученная прибыль будет честно поделена. Две сделки мошенники специально провели честно: деньги – товар – деньги. На третьей же сделке, когда была заказана крупная партия бензина, и он был развезен на бензовозах клиентов по АЗС, мошенники исчезли. Поиски фирмы результатов не дали. Указанная в документах фирма не была зарегистрирована, а на АЗС бензин злоумышленники сдавали по другим документам.

Надеждина,  в конце концов,  мы нашли. Правда, доказательств его вины у нас было мало. Помог тот самый «узбек», которому мошенники сделали липовый паспорт. Он оказался к тому же русским.  Правда, жил уже в  Узбекистане. Сыщики выехали туда в командировку. По местным законам, если подозреваемый в экономическом преступлении во всём раскается и возместит ущерб, он освобождается от экстрадиции в страну, где совершил преступление. Этим тверские сыщики и решили воспользоваться.  Они предложили «узбеку» всё добровольно рассказать. Задержанный согласился. На допросе (записывался на видеокамеру) назвал всех участников преступной группы, где, когда и как группа совершала преступления.

 Но для следствия одного свидетеля было мало. Требовался ещё один. Нашли человека, который входил в преступную группу Надеждина. Сделали из него секретного свидетеля. Он попал под защиту свидетелей. Его данные находились у судьи в запечатанном конверте. Показания в суде он давал из отдельной комнаты через аппаратуру, изменяющую голос.  Ранее, во время сбора доказательств, сыщики вспомнили про похищенный полтора года назад джип.  По эпизоду с бензином проходили некие Довгаров и Воробьев.  По приметам они были  похожи на тех, кто похитил у предпринимателя джип.  Вызвали их на допросы: так кто этот седовласый в форме подполковника милиции?

К тому времени его усиленно искали среди действующих милиционеров. Подключили службу собственной безопасности. Даже нашли схожего по приметам милиционера. Но версия о том, что к мошенничеству мог быть причастен работник милиции, вскоре отпала.

Как правило, преступления, совершенные членами организованных преступных групп, сразу не раскрываются. Все участники дают своеобразный обет молчания. А вот по прошествии какого-то времени, возможно, несколько лет, когда между ними начинаются конфликты (такое часто бывает), становятся очень разговорчивыми. Тут главное – уловить сыщику или следователю момент. Этим и решил воспользоваться следователь.

Первым не выдержал Довгаров.  Он к тому времени  был с Надеждиным и его компанией в ссоре.  На допросе  Довгаров назвал «милиционера»….. Кличка его была «Мухомор», а настоящая фамилия – Красоткин.  В 1980 году  Красоткина осудили за убийство и разбой.  Приговорили к высшей мере наказания, но потом расстрел заменили пятнадцатью годами лишения свободы.
 
Вскоре Красоткина мы задержали,  и он был предпринимателем опознан. Красоткин подробно рассказал, как похищался джип и куда его злоумышленники сбыли. Начались аресты. К уголовной ответственности было привлечено шесть человек. Впоследствии всех осудили.

В качестве постскриптума хочу рассказать ещё о двух историях, не вошедших  по определённым обстоятельствам  в материалы этого уголовного дела. Уж очень они трагикомичные.

Вышел как-то Викторов, который «Сверчок»,  на одного тверского лоха (так мошенники называют своих клиентов) и предложил ему в складчину купить оптом героин. После реализации в розницу, которую «Сверчок» брал на себя,  прибыль поделить пополам. Взнос каждого – семь тысяч долларов. Через день на квартиру лоха, от которого Викторов уже получил семь тысяч долларов, он принес мешок муки. Сказал, что это героин, и его надо хранить,  пока готовится реализация. Так мешок с мукой и пролежал дома у лоха целый месяц.  Поняв обман «наркодилер»  решил обратиться в милицию…..
- Так, так, - сказали милиционеры, - героин, значит, хотели купить. Очень интересно, с этого места поподробнее….

Другой эпизод. Как-то члены группы решили избавиться от одного из своих дружков. Уж очень он им надоел. Подъехали к дому, где он жил, и под днище его автомашины подложили взрывчатку – пульт дистанционного  управления находился в машине у преступников. Решили у дома своего бывшего приятеля не взрывать, дать ему немного отъехать.  Поехали за ним, а когда попытались нажать кнопку, машина преступников заглохла –  у них кончился бензин. Пока бегали с канистрами за бензином, клиент уехал. Заправив машину, преступники ездили по всему городу и периодически нажимали на кнопку дистанционного управления: вдруг машина его где-то рядом и взорвётся.

Ничего не подозревающий дружок злоумышленников подъехал к супермаркету «Московский» на Волоколамском проспекте. Зашел в магазин, сделал покупки. При выходе увидел, что под днищем его автомашины что-то мигает.  Вытащил непонятный мигающий предмет.  Отбросил его в сторону и только тут понял: да это же взрывчатка! Вызвал милицию. Когда приехали специалисты, один из них осмотрел предмет.  Только успел сказать: «Нет,  это не взрывчатка», - и отойти в сторону, как произошел взрыв.