Они сожрут все! Хроники хищных городов 2018 г

Михаил Карн
Подростковая фантастика — крайне специфический жанр. Авторам, пытающимся угодить непокорному, стремящемуся к уникальности и, одновременно, неосознанно-конформистскому нраву подрастающего поколения, приходится ходить по узкой дорожке, лавируя между почти детским красочным наивневизмом и сложными социально-значимыми темами. Переборщишь с красками, верой в любовь и дружбомагию, и вот уже тебя обвиняют в том, что ты снял мультик для малышей и престарелых любителей нарисованных пони. Забудешься и позволишь себе слишком много размышлений о политике и торговых отношениях с Гондурасом, и, вуаля, ты потерял аудиторию: для подростков твой продукт слишком нудный, для тех, кто постарше — банальный.

"Хроники хищных городов" (или Mortal Engines, Смертельные машины, если вдаваться в тонкости перевода) — фильм режиссёра Кристиана Риверса, снятый при участии старого доброго Питера Джексона — можно уличить в определенных недостатках, но никак не в нудности или неактуальности. Количество спецэффектов и рафинированного экшена на среднестатистическую минуту картины если не зашкаливает, то точно приближается к таковому в каком-нибудь Аватаре или Стражах Галактики. Веры в чистую и целомудренную любовь, быстрый социальный лифт и молодых героев, посредством дружбомагии побеждающих злобных властолюбивых и эгоистичных негодяев — тоже хватает. Что же до политически-значимых проблем, то тут авторы развернулись не на шутку: окончально сгнивший (точнее, сожравший сам себя) Запад в лице англосаксов (за основу взята их родина: хищный и прожорливый Лондон) доедает последние мелкие рабочие города во славу социального (в фильме, конечно же, “муниципального”) дарвинизма и глобализации. Ресурсы маленьких свободолюбивых поселений перерабатываются, а жители “осчастливливаются” мегаполисом, добровольно-принудительно распределяясь на должности неквалифицированных полурабов (безусловно, полностью свободных в плане возможности уйти во чисто поле без еды и воды). И где-то там за опустошенной Европой — Великая стена, преграждающая англо-саксам путь в Восточный рай: земли, возрожденные после катастрофы (60-минутной войны, уничтожившей цивилизацию) жителями Китая, Индии и других не социал-дарвинистских регионов.

Сюжет прост и незамысловат: один из лидеров Лондона пытается прорваться за стену путем восстановления и использования оружия Судного дня, а пара великовозрастных подростков вместе с героями с Востока спасают Китайско-Индийский Эдем. Есть, конечно, еще воскрешенный зеленоглазый не-киборг убийца, смахивающий гримом на верховного лидера Сноука из диснеевских Звездных Войн, слезливая история главной героини, работорговцы на юрком поезде-многоножке, летающий Чайна-Таун и куча других не особо важных, но зрелищных моментов. Однако, эти разношерстные куски повествования никак не дополняют сюжет, скорее, просто раздувают его, заставляя топорщиться незаконченными ответвлениями и недоисториями, будто рыбу-ежа — иголками. Мелкие недочеты и условности вынуждают задумываться над деталями в фильме, который, в общем-то не располагает к скрупулезному анализу, просто в силу своего жанра. К примеру, злодей (в исполнении Хьюго Увинга) для чего-то уничтожает город-корабль, выпуская из заточения киборга-мертвеца, хотя жители плавучей тюрьмы вели себя совершенно не агрессивно, да и против освобождения не особо любимого ими пленника никак явно не возражали. Проходит некоторое время, и этот самый киборг-убийца, не напрягаясь, разваливает пару механических поселений, но почему-то вдруг пасует перед каблуком китайской кунгфу-модницы, одним ударом ноги вызывающей смертельное замыкание в до того совершенного непробиваемой груди терминатора. И, все таки, после просмотра остается ощущение завершенности, пусть не сюжета, но образов героев, мира, идеи, концепта, положенного в основу фильма.

Что касается оценок, то здесь все, на первый взгляд, сложно и запутано. Если в России картина была довольно позитивно воспринята критиками и неплохо, но несколько настороженно — зрителями (оценки мирового зрителя, в целом, аналогичны: что-то около 7 из 10), то вот западный критик встретил произведение Кристиана Риверса в штыки. Оно и неудивительно — неприятно, когда твои же соотечественники бьют тебя в спину, да еще и, нарочито, по больному: социал-дарвинизм, безальтернативная глобализация, использование дешевого труда бесправных мигрантов, агрессивное вмешательство в жизнь Востока и неуемная жадность и прожорливость Западных экономик — авторы фильма не просто намекают на очевидные (но, в определенном смысле, табуированные в странах давно победившего капитализма) проблемы, они строят вокруг них все повествование! 

Если же абстрагироваться от политики… Впрочем, нет, без политики "Хроники хищных городов" — это просто красивая сказка, со впечатляющими спецэффектами, неплохой идеей и парой-тройкой сценарных недочетов. Очевидно, что одно лишь это не могло вызвать на Западе такого яростного отторжения и столь категоричного неприятия картины. Что ж, в конце концов, на воре и шапка горит.