Блокадный дневник

Любовь Коваленко
"Не унывай, Лена. За первой любовью всегда следует вторая.
Смелей, вперёд.
Если я останусь жива, всё пойдёт как по маслу.
Но вот останусь ли я жива. Каждый день в наш город посылаются по воздуху довольно неприятные гостинцы. Ленинград окружён. Враг окружает Москву. Немец под Тулой. Занята вся Украина, Донбасс. США нам помогают оружием и продовольствием. Что будет дальше, неизвестно. Но что бы то ни было, я хочу жить, и, пока я живу, я хочу любить, а кого, это мы ещё посмотрим. Может быть, вот в этом новом классе среди этих новых мальчишек сидит мой будущий друг".

Лена Мухина. 11.11.1941г.

(Посмеялась. Немцы под Тулой, а она всё о любви думает. Девочке всего 16 лет).

А что меня так удивило и смутило? Это противоестественно - думать о мальчиках, когда твоя жизнь висит на волоске? Да нет, скорее, наоборот, все чувства обостряются, и так хочется любви, как никогда, потому что страшно. Надо понимать, что эта девочка пережила в свои 16 лет, сколько горя и людской боли она увидела и пережила. А девочка очень чувствительная, но пишет иногда просто хронику (возможно это психологическая защита), а иногда прорываются чувства, замурованные ради того, чтобы выжить.

Ага, я думала, что сейчас увижу художественное произведение "Как много я пережила и как мне больно", драму на листе бумаги. И вдруг - неожиданность. Она пишет сухим языком, словно "немцы под Тулой" - это "я сходила сегодня в бутик и купила себе новую кофточку".
Наверное, писать сценарии для ток-шоу, где всё не настоящее и пускать сопли по вымышленной истории гораздо проще и можно легче вызвать слёзы, такие же ненастоящие и неискренние, чем просто вообразить, как можно выживать, когда не ешь и не спишь годами. Жалкие актёришки играют роли, изображая жертву, но никогда не смогут влезть в шкуру живого человека, чтобы понять его и посочувствовать от всей души.